Завтра, 20 июня, исполнится 64 года со дня открытия для всеобщего обозрения историко-архитектурного ансамбля Московского Кремля. До этого времени начиная с весны 1918 года Кремль был закрыт для посещений – здесь после переезда из Петрограда в Москву располагалось советское правительство.

Сегодня в Музеях Московского Кремля демонстрируются ценнейшие экспонаты, рассказывающие об истории нашей страны. Однако для посетителей доступны не только экспозиции в залах Музея – на официальном сайте размещён ряд виртуальных выставок. Мы уже рассказывали о коллекции деревянных скульптур .

Сегодня предлагаем ознакомиться с творчеством Федора Григорьевича Солнцева, исторического живописца XIX века, посвятившего себя археологической живописи – точному и художественному изображению предметов старины. Объектами его исследования стали самые разнообразные памятники – от греческих и фанагорийских древностей до предметов древнерусского искусства XII–XVII веков. Выбором такой своеобразной специализации художник обязан своему наставнику, президенту Императорской Академии Художеств А.Н. Оленину. После смерти Оленина фактическим руководителем работ Ф. Солнцева стал император Николай I.

Федор Солнцев родился в апреле 1801 года в селе Верхненикульском Мологского уезда Ярославской губернии, а умер в марте 1892 года в Санкт-Петербурге. Его семья, как и само село, была собственностью графа И.А. Мусина-Пушкина. Однако отец Солнцева, крепостной, был отпущен на вольный оброк и работал кассиром при императорских театрах в Петербурге. В 1815 году Федор Солнцев, получив вольную, был зачислен в академию по классу портретной живописи. Выпускная работа Ф. Солнцева была вполне традиционна, называлась «Крестьянское семейство за обедом». За неё он получил Малую золотую медаль, звание художника 14-го класса и был оставлен в академии пенсионером.

Самый плодотворный и яркий период в творчестве Солнцева относится к 1830–1853 годам. Именно в это время начинаются его многочисленные командировки по старым русским городам, особенно много времени он проводит в Москве и Московском Кремле. В этот период ведется работа над изданием «Древностей Российского государства». За подготовкой издания к печати в Москве следил особый комитет под председательством попечителя Московского учебного округа графа С.Г. Строганова. В состав комитета вошли также директор Оружейной палаты М.Н. Загоскин, профессора Московского университета М.П. Погодин и С.П. Шевырев. «Древности…» были изданы в очень ограниченном количестве – всего 600 экземпляров. Уже сам Солнцев писал в своих мемуарах в 1876 году, что полные комплекты издания составляют библиографическую редкость. Для многих современников эта уникальная летопись в рисунках Солнцева явилась толчком к творческому осмыслению и возрождению отечественного стиля в архитектуре, скульптуре, прикладном искусстве.

Полное издание «Древностей Российского государства» – семь томов в полном комплекте – до нашего времени дошло лишь единичными экземплярами, сохранившимися в крупнейших библиотеках и музеях страны.

Виртуальная выставка

В настоящее время в фондах Музея Московского Кремля хранится около 1400 акварелей и рисунков Ф. Солнцева. В виртуальную выставку, состоящую из шести разделов, включена небольшая часть произведений, отражающих основные направления собрания Оружейной палаты.

Так, в разделе «Государственные регалии» представлены царские регалии, отличительные знаки царского и императорского достоинства: символы монаршей власти всегда привлекали к себе особое внимание, работа по их созданию поручалась искуснейшим ювелирам мировых художественных центров, и мастерские Московского Кремля занимали в этом ряду особое место. Здесь можно изучить изображение державы большого наряда, выполненной по заказу царя Алексея Михайловича в 50-е годы XVII столетия стамбульскими ювелирами, а также серебряную позолоченную корону императрицы Анны Иоанновны, выполненную петербургским мастером Готлибом Вильгельмом Дункелем в 1730 году. Среди камней короны особо выделяется огромный турмалин под крестом весом более 100 граммов. Считается, что этот редкий по красоте и необыкновенный по размеру камень был подарен императрице Екатерине I князем А.Д. Меншиковым.

В разделе «Церковные древности» представлено собрание так называемых литургических предметов из коллекции Оружейной палаты – кадило, выполненное по повелению царя Федора Алексеевича для Архангельского собора Московского Кремля, евангелие в драгоценном окладе конца XVII века, принадлежавшее царице Наталии Кирилловне Нарышкиной, нагрудные иконы высшего духовенства – панагии, а также образцы головных уборов патриарха Никона – клобук и митра.

В разделе «Серебро» демонстрируется первый опыт Федора Солнцева в археологической живописи – зарисовка предметов из Рязанского клада, найденного в 1822 году на месте Старой Рязани. Также можно рассмотреть работы западноевропейских мастеров-серебрянников: золоченый рукомой с вставками из горного хрусталя, кубок немецкой работы в виде дыни, рассольник (так называемое «сахарное дерево»). Особый интерес вызывает золотая чаша работы русских мастеров XVII века, поднесённая царю Алексею Михайловичу патриархом Никоном в 1653 году. Придав чаше форму полураспустившегося цветка, мастер с большим вкусом подобрал краски эмалей, по своей гамме напоминающие цветущий весенний луг. Рисунки Ф. Солнцева, удивительно отчётливые и иллюзорные, вызвали искреннее одобрение президента Академии Художеств.

Среди художественных собраний Музея особое место занимает коллекция оружия. Её начало было положено ещё на рубеже XV–XVI столетий, когда в московском Кремле в структуре великокняжеского двора была образована Оружейная палата. В разделе «Оружие и доспехи» представлены акварели, отображающие всю многогранность царской оружейной казны.

В XVI–XVII столетиях парадному конскому убранству, царскому выезду, встречам иностранных послов придавалось большое значение. Чем богаче был выезд, тем могущественнее выглядело государство в глазах иностранных послов. Конюшенная казна находилась в подчинении Конюшенного приказа, созданного в конце XV века. Он ведал выездами, лошадьми, сбруей, каретами. Особого внимания заслуживают акварели с видами экипажей и парадного конского убранства, которые представлены в разделе

«Экипажи и конское убранство». Чёткая прорисовка линий силуэтов, декора и дополнительные чертежи конструкций дают представление не только о форме, но и о материалах, которые послужили при изготовлении этих шедевров.

Весной 1836 года Федор Солнцев приступил к реставрации Теремного дворца Московского Кремля. Рисунки для восстановления теремов были исполнены по заданию вице-президента Московской дворцовой конторы барона Л.К. Боде и одобрены императором годом ранее. За работами в Теремном дворце последовало участие в строительстве Большого Кремлёвского дворца по проекту архитектора К.А. Тона. В 1839–1840 годах Солнцев и его помощники выполняли рисунки для паркетов, дверей, ковров в Парадную и Собственные половины, для дворцового сервиза, светильников и каминов. Архитектурный декор, фасады дворца и внутреннее убранство выдерживались в новом, русском стиле. Можно с уверенностью сказать, что Солнцев сыграл далеко не последнюю роль в формировании орнаментики и выработке характерных декоративных элементов, свойственных данному стилю, что было отмечено уже современниками художника. В разделе «Архитектура» можно изучить, например, изображение портала Золотой Царицыной палаты в Московском Кремле и двух деталей белокаменной резьбы, а также иконостас Крестовоздвиженской церкви Теремного дворца второй половины XVII века.

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

«Нужное дело». У истоков Императорского Русского исторического общества

Деревянная скульптура в собрании Музеев Московского Кремля

Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века

«К истокам „Центрального литературного музея“: первые музеи Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова»

Николай Иванович Новиков и русское Просвещение

«Лики Нескучного». Памяти династии Бенуа – Лансере – Серебряковых

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мы в соцсетях

Запись на экскурсии в Дом РИО

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Саратове открылась выставка, посвящённая командиру партизанского отряда

В Саратове открылась выставка, посвящённая командиру партизанского отряда

В Саратовском областном музее краеведения состоялось открытие выставки в рамках проекта #Помнитьнельзязабыть, посвящённого 80-летию начала Великой Отечественной войны.

 

В Уфе прошел международный исторический диктант – «Диктант Победы»

В Уфе прошел международный исторический диктант – «Диктант Победы»

29 апреля в Башкирском государственном университете прошел Международный исторический диктант – «Диктант Победы», приуроченный к самому главному празднику для каждого жителя нашей страны, отмечаемому 9 мая.

 

Имя легендарного разведчика Льва Маневича увековечили в Уфе

Имя легендарного разведчика Льва Маневича увековечили в Уфе

6 мая 2021 года на железнодорожном вокзале Уфы состоялось торжественное открытие мемориальной доски военному разведчику-нелегалу Герою Советского Союза полковнику Льву Маневичу.

Цех историков

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Смотреть документальный фильм "Этот легендарный Герберштейн"

Sigismund_vo921754962918649812984691824.jpg

Посол императора Священной Римской империи Максимилиана Первого Сигизмунд Герберштейн впервые побывал в неведомой для Европы Московии 500 лет назад. Он подробнейшим образом исследовал уклад жизни, переписывал старинные летописи и документы, беседовал с купцами о географии отдалённых местностей, интересовался бытом простого люда и правилами поведения при дворе московского государя.

 

Трибуна

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

Monographic

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

 

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Коллективный портрет немецких политических эмигрантов

Novosti-img/berlin-1945-2015.jpg

В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.

Прокрутить наверх