Музеи Московского Кремля славятся не только своими наиинтереснейшими выставками, которые организуются как в самом Кремле, так и в российских и зарубежных музеях. Музеи создали прекрасную коллекцию виртуальных выставок на своём официальном сайте.

В настоящее время всем желающим доступно более 15 таких проектов. Один из них – виртуальная выставка памятников деревянной церковной скульптуры Музеев Московского Кремля. Это одно из самых значительных музейных собраний, представляющих различные виды древнерусской пластики – статуарные изображения святых, рельефные иконы, иконостасную скульптуру, резные образки, кресты и складни XV – начала XX века.

Ядро коллекции связано с Кремлём. Большинство из экспонатов относится к XVII веку –времени расцвета Оружейной палаты, ставшей тогда крупнейшим художественным центром России. В собрании также представлены произведения различных видов резьбы таких культурных центров, как Москва, Новгород, Ростов Великий, монастыри Русского Севера. Создание этой коллекции, в которую входит около восьмидесяти экспонатов, – результат собирательской деятельности музея с 1918-го по 1931 год. Исключительная роль в этом процессе принадлежит Николаю Николаевичу Померанцеву (1891–1986 гг.), вся жизнь которого была посвящена сохранению, реставрации и исследованию памятников древнерусской культуры.

Конец 1920-х – начало 1930-х годов – один из самых драматических периодов в истории Москвы. Многие московские храмы были закрыты и уничтожены. Не избежал такой участи и Вознесенский монастырь Московского Кремля, разрушенный осенью 1929 года. Экспозиция деревянной скульптуры в церкви Михаила Малеина, как и сама церковь, перестала существовать. Экспонаты были перенесены в запасники кремлёвского музея, и только в 1965 году в галерее церкви Ризположения в Кремле под руководством Н.Н. Померанцева вновь возродилась выставка деревянной русской скульптуры. Её экспозиция обновлялась дважды: в 1980 и 1996 годах.

В 2003 году вышел научный каталог «Русская деревянная скульптура XV–XVIII вв». Его автор, хранитель церкви Ризположения, старший научный сотрудник Ирина Михайловна Соколова, впервые опубликовала полное собрание музея. Каталог – первая публикация одного из самых значительных музейных собраний русской деревянной скульптуры. Помимо памятников, связанных с Московским Кремлём, здесь представлены также произведения, относящиеся к Новгороду, Ростову Великому, монастырям Русского Севера. В каталоге содержатся и сведения о происхождении, иконографии, истории памятников, многие из которых получили новые атрибуции.

Этот каталог и дал возможность создать виртуальную выставку, которая знакомит посетителей сайта с уникальными фондами музея.

Выставка состоит из пяти разделов: «Москва и Кремль», «Русский Север», «Новгород Великий, Ростов Великий и Переславль-Залесский», «Неизвестные центры», «Греческая рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская».

Москва и Кремль

На выставке наиболее репрезентативно представлены работы московских мастеров конца XIV – XVII веков. Именно в Москве была выполнена и сохранилась древняя деревянная статуя святого Георгия рубежа XIV–XV веков. Москва XVI века представлена уникальным произведением – Царским резным моленным местом 1551 года.

Русский Север

В этом разделе представлены произведения мастеров Русского Севера XVI–XVII веков. Север – заповедник русской деревянной скульптуры, резьба по дереву была одним из древнейших и излюбленных монастырских занятий. На выставке демонстрируются уникальные работы резчиков Соловецкого монастыря.

Новгород Великий, Ростов Великий и Переславль-Залесский

На выставке представлены произведения деревянной скульптуры таких признанных художественных центров, как Новгород Великий, Ростов Великий и Переславль-Залесский. Уникальные памятники работы новгородских мастеров XVI века – икона «Снятие с креста», икона-складень – походная церковь, икона «Чудо Георгия о змие с Деисусом и избранными святыми» – отражают сложность и многогранность художественной жизни древнего Новгорода. Резные иконы Ростова Великого XVI века – «Ростовские святые с Николой Чудотворцем и Спасом Еммануилом», «Богоматерь «Знамение» с символами евангелистов» и «Явление ангела женам-мироносицам» – вышли, вероятно, из одной ростовской мастерской, работавшей на протяжении нескольких десятилетий XVI века.

Переславль-Залесский представлен тремя иконами конца XVII – начала XVIII века: «Распятие», «Богоматерь» и «Иоанн Богослов». Иконы составляли скульптурную композицию, которая предназначалась для навершия иконостаса Петровского дворца в Переславле-Залесском.

Неизвестные центры

На выставке представлены произведения, принадлежность которых установить не удалось. Они выделены в раздел «Неизвестные центры». Например, репиды XVIII века, которые происходят из собрания С.П. Рябушинского. Репиды представляют собой двусторонние резные изображения херувимов на длинной рукояти. Херувимы шестикрылые, два крыла подняты и соединены вверху, два опущены и сходятся к рукояти. Боковые крылья раскрыты и слегка приподняты, их заостренные концы отогнуты. В центре репиды – горельефные головы херувимов с рельефно проработанными чертами округлого лика с коротким прямым носом и заостренным выступающим подбородком.

Греческая рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская»

В Музеях Московского Кремля хранится уникальная греческая рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская». Икона была привезена царю Алексею Михайловичу в 1653 году от протосингела Иерусалимского престола в Константинополе и хранилась в алтаре Успенского собора до начала ХХ века. В 1918 году была передана в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке в Москве. После разрушения этой церкви в 1931 году икона была возвращена в Кремль и вошла в музейное собрание.

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века

«Под сенью „девушки с веслом“». Советский плакат 1930 – 50-х годов

Библия Пискатора – настольная книга русских иконописцев

В Эрмитаже открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры»

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Цареубийство: массовые ожидания и реальность истории

938751812856812586128568125-5.jpg

События октября 1917 года, означавшие крах демократических ожиданий, породили в сознании части российского общества ощущения «конца истории». Убийство Николая II стало вехой конца старой и начала новой эпохи – оно казалось вполне закономерным и даже ординарным событием на фоне растущего насилия Гражданской войны.

 

Археология Московского Кремля: итоги раскопок на Кремлёвском холме

knifa-kreml.jpg

В 2016–2017 годах учёные Института археологии РАН провели раскопки на территории Московского Кремля, на месте демонтированного 14-го корпуса, где когда-то находились Малый Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри.

Новости Региональных отделений

Специалисты Музея-заповедника примут участие в обучении сотрудников музеев

Специалисты Музея-заповедника примут участие в обучении сотрудников школьных музеев

Специалисты Музея-заповедника «Сталинградская битва» проведут серию образовательных сессий в формате онлайн для сотрудников школьных музеев – участников Всероссийского конкурса краеведов, работающих с молодежью.

 

В Ульяновской области состоится Декада Отечественной истории

В Ульяновской области состоится Декада Отечественной истории

«Одна из важнейших задач государства –
это сбережение уникального наследия нашей страны»


В.В. Путин

 

Ленинский мемориал инициировал создание интернет–портала «Ленин, о котором спорят»

Ленинский мемориал инициировал создание интернет–портала «Ленин, о котором спорят»

В 2019 году в преддверии подготовки к 150-летию со дня рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина) Ленинский мемориал в Ульяновске выступил инициатором масштабного проекта – портала «Ленин, о котором спорят».

Трибуна

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

Monographic

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

 

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

1924 год. Выставка работ русских художников в Америке

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

Прокрутить наверх