В Розовом зале Российской государственной библиотеки проходит выставка советских плакатов 1930–50-х годов, посвящённых культуре отдыха и спорта, из фондов отдела изоизданий – «Под сенью „девушки с веслом“».
Период конца 1920-х – начала 1930-х годов стал временем активного культурного строительства, важное место в котором занимала система организации досуга советских людей. Парки культуры и отдыха были задуманы как место творческого времяпрепровождения трудящихся, для того чтобы не только их развлечь, но и дать им возможность получить новые знания. Проведение массовых гуляний и спортивных мероприятий должно было содействовать социализации граждан и формированию активного стиля жизни.
В 1934–1936 годах скульптор Иван Дмитриевич Шадр воплотил идеал «новой» женщины в виде обнажённой девушки-спортсменки с веслом в правой руке. Скульптура была установлена в центре бассейна с фонтанами в ЦПКиО имени М. Горького и была своеобразной доминантой парка до разрушения в 1941 году в результате бомбёжки. Почти одновременно аналогичную художественную задачу решал в 1935–1936 годы Ромуальд Ромуальдович Иодко. Скульптор создал «Женщину с веслом» для стадиона «Электрик» в Черкизово и «Девушку с веслом» для водного стадиона «Динамо». В отличие от статуи Шадра, его спортсменки были одеты в летнюю физкультурную форму – трусы и футболки или купальный костюм.
Скульптура спортсменки стала символическим связующим звеном, скрепившим культурный «отдых» со спортивным, – организация активного физкультурного досуга, строительство стадионов и проведение многочисленных соревнований были важной задачей советского общества.
В плакате Александра Дейнеки «Работать, строить и не ныть!» наиболее чётко сформулирован основной принцип новой спортивной политики: «Спортсменом можешь ты не быть, но физкультурником обязан!». Плакаты, рекламирующие спортивные мероприятия и обучающие правилам и технике исполнения упражнений в разных видах спорта, позволяют говорить о широкой информационной поддержке.
Особое значение придавалось культурно-массовым мероприятиям. В собрании РГБ сохранились плакаты, посвящённые как вполне нейтральным форматам – «Открытие летнего сезона», так и радостно-бравурные – «Встреча лета», лирические с региональным оттенком – «Проводы белых ночей». Интересно, что в 1930-е годы активно развивается такая разновидность празднования, как карнавал-маскарад, используемая в организации не только новогодних, но и первомайских и ноябрьских торжеств. Но особенно популярными карнавал-маскарады становятся летом.
Политическая составляющая проявляется в «досуговых» плакатах неярко, и там, где она есть, она выражена неявно. Удивительным представляется плакат, посвящённый митингу в память Первой мировой войны, и близкий по теме и времени создания плакат «XXV МЮД», созданный в честь Молодёжного юношеского дня, отмечавшегося в целях мобилизации молодёжи на борьбу за мир, против империалистической войны.
Развитие внутреннего туризма отчасти перекликалось с идеями активной счастливой жизни. Плакаты сохранили наивный пафос отпускного путешествия: «Пассажир, запомни надолго: от вагонов до светлых кают в теплоходах на море, на Волге – стол накрыт и везде тебя ждут!»
Отечественный плакат на тему культуры досуга и спорта интересен и разнообразен. Его полноценно сформировавшиеся в 1930-е годы направления, в силу исторических причин, приостановили своё развитие в начале и возродились в конце 1940-х, активно продолжили плодотворно развиваться в 1950-е годы с приходом новых мастеров, которые внесли свой вклад в формирование праздничной летней городской среды.
Выставка будет открыта до 10 октября 2019 года.
Библия Пискатора – настольная книга русских иконописцев
В ГМИРЛИ проходит выставка к 130-летию со дня рождения Анны Ахматовой
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School