Portrait_of_Ivan_Morozov2.jpg

С 21 июня в 30 залах Галереи памяти С. Щукина и братьев Морозовых в Главном штабе начала свою работу выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошли 109 художественных произведений из коллекций Государственного Эрмитажа и 31 картина из ГМИИ им. А.С. Пушкина, собранные Иваном и Михаилом Морозовыми.

Участие в экспозиции примет также Третьяковская галерея, предоставив два портрета братьев Морозовых, созданные по их заказу Валентином Серовым.

Гостям выставки представлены почти все «морозовские» произведения, принадлежащие Эрмитажу, и лучшие их образцы из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Этот проект – первая монографическая всеохватывающая экспозиция, посвящённая великим русским коллекционерам Морозовым.

Начальные залы выставки посвящены Клоду Моне, Огюсту Ренуару и Эдгару Дега. Здесь «встретятся» два портрета Жанны Самари Пьера Огюста Ренуара – из Эрмитажа и из ГМИИ им. А.С. Пушкина, представлены два больших декоративных панно, исполненные Клодом Моне по заказу финансиста Эрнеста Ошеде для его замка Роттенбург в Монжероне – «Уголок сада в Монжероне» и «Пруд в Монжероне» – из коллекции Эрмитажа. Вполне естественным был собирательский переход, отразившийся и в построении выставки, к творчеству Сезанна, Ван Гога и Гогена. Иван Морозов справедливо гордился подбором сезанновских шедевров, в начале XX века ставшим одним из лучших художников в мире, будь то натюрморт («Натюрморт с драпировкой» (ГЭ), «Персики и груши» (ГМИИ)), пейзаж («Гора Святой Виктории» (ГЭ), «Мост через Марну в Кретее» (ГМИИ)) или фигурный жанр («Курильщик» (ГМИИ)).

Portrait_of_Mikhail_Abramovich_Morozov.jpg

Портрет Михаила Абрамовича Морозова (фрагмент).
Валентин Серов. 1902 год.

Михаил Морозов был тем, кто открыл для России Поля Гогена и Пьера Боннара; его младший брат пошёл еще дальше и заказал Боннару триптих «У Средиземного моря», а Морису Дени – живописное убранство музыкального салона своего особняка. Впервые Эрмитаж показывает этот ансамбль, создав архитектурную реконструкцию музыкального салона и разместив картины так, как это было при жизни автора и собирателя. Хотя Иван Морозов сосредоточил свои главные интересы на импрессионистах и классиках нового искусства от Сезанна до Ван Гога, он не мог не обратить внимания и на гениальных мастеров следующего поколения. Первая в России картина Пабло Пикассо – «Арлекин и его подруга» («Странствующие комедианты») – появилась благодаря Ивану Морозову. Но и Анри Матисса Морозов не пропустил, хотя тот был более связан с С.И. Щукиным. Не случайно В.А. Серов поместил изображение своего друга Морозова, которому он даже помогал в поисках нужных картин, на фоне «Фруктов и бронзы» Матисса. Кульминацией контактов собирателя и художника стал удивительный «Марокканский триптих» (ГМИИ), включающий в себя «Вид из окна. Танжер», «Зору на террасе» и «Вход в касбу».

Семейство Морозовых сыграло огромную роль в развитии промышленности, театра, музейного дела, в приобщении людей к новой западной живописи. В начале XX века семьи Морозовых и Щукина имели огромное влияние на культурную жизнь Москвы. Благодаря их деятельности появилось понятие «покровитель искусства». Они напрямую способствовали международному признанию современных французских художников. Сформированные братьями Морозовыми и Сергеем Щукиным коллекции произведений современного искусства являются одними из самых лучших в мире и на сегодняшний день хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

К выставке «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2019), который предваряют вступления М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа, и М.Д. Лошак, директора ГМИИ им. А.С. Пушкина. Автор вступительной статьи каталога – А.Г. Костеневич.

Выставку сопровождает обширная образовательная программа, включающая проведение мастер-классов, лекций, экскурсий по выставке и встреч с кураторами.

Напомним, в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка, посвящённая Сергею Щукину и его семье. Около 60 картин из коллекции Щукина отправились из Эрмитажа в ГМИИ для участия в выставки «Щукин. Биография коллекции». Несомненно, символом выставки стал знаменитый «Танец» Анри Матисса, некогда написанный для особняка Щукина в Москве. Это огромное декоративное полотно чрезвычайно редко покидает стены Эрмитажа, являясь одним из наиболее узнаваемых образов музея на Неве. 15 представленных на московской выставке картин Матисса, среди которых необходимо упомянуть знаковую «Красную комнату», с максимальной выразительностью передают художественные предпочтения Сергея Щукина. Другую не менее важную группу составляют 16 работ Пабло Пикассо, среди которых наиболее знаменитые произведения из Эрмитажа: «Три женщины» и «Мальчик с собакой».

Обе выставки – в Москве и Петербурге – раскрывают одну идею: и Сергей Иванович Щукин, и братья Морозовы собирали западную живопись, оглядываясь на русское искусство, они не искали в Париже картин, похожих на то, что делали передвижники, они находили такую живопись, которая многому могла бы научить и русских художников, и русскую публику.

Кроме того, в 2020 году в Париже в Фонде Louis Vuitton состоится совместная выставка, посвящённая коллекциям Морозовых, в состав которой войдут произведения из Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина, и Третьяковской галереи. Завершением этого цикла выставок станет показ коллекции Щукина в Петербурге, а коллекций Морозовых – в Москве.

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Жажда созидания. Русский авангард: культурный смысл «послания»

detail_pictu1297561982598612895re.jpg

«Нам трудно представить в сегодняшней прагматичной, растерявшей многие иллюзии России постреволюционный созидательный энтузиазм 20-х годов прошлого века. Голод и разруха военного коммунизма, продолжавшаяся на окраинах страны Гражданская война, скудный быт, как это ни покажется сегодня странным, порождали в головах молодых не уныние, а жажду созидания, невиданный творческий и трудовой порыв…

 

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Два портрета в интерьере русской революции 1917 года (вторая часть)

Два портрета в интерьере русской революции 1917 года (вторая часть)

Александр Керенский и Екатерина Брешко-Брешковская: в архиве навсегда.

Новости Региональных отделений

Специалисты Музея-заповедника примут участие в обучении сотрудников музеев

Специалисты Музея-заповедника примут участие в обучении сотрудников школьных музеев

Специалисты Музея-заповедника «Сталинградская битва» проведут серию образовательных сессий в формате онлайн для сотрудников школьных музеев – участников Всероссийского конкурса краеведов, работающих с молодежью.

 

В Ульяновской области состоится Декада Отечественной истории

В Ульяновской области состоится Декада Отечественной истории

«Одна из важнейших задач государства –
это сбережение уникального наследия нашей страны»


В.В. Путин

 

Ленинский мемориал инициировал создание интернет–портала «Ленин, о котором спорят»

Ленинский мемориал инициировал создание интернет–портала «Ленин, о котором спорят»

В 2019 году в преддверии подготовки к 150-летию со дня рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина) Ленинский мемориал в Ульяновске выступил инициатором масштабного проекта – портала «Ленин, о котором спорят».

Трибуна

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

Monographic

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

 

Росархив представил уникальный интернет-проект «Крым в истории России»

Krim-portal1.jpg

Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).

Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.

Прокрутить наверх