Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

В Государственном историческом музее проходит выставка, посвящённая 200‐летию журнала «Волшебный фонарь» и одноименной серии фарфоровых скульптур завода Гарднера. Вниманию посетителей представлены 200 произведений Императорского фарфорового завода и русских частных фарфоровых и фаянсовых заводов, раскрывающих главную тему национальной школы русской мелкой пластики – изображение простонародного типажа и народов России.

Кроме книги «Волшебный фонарь» в экспозицию вошел и ряд иллюстрированных изданий 1780‐х–1860‐х годов. Также демонстрируются воспроизведения гравюр и картин, выступивших образцами при создании моделей скульптур и тематических росписей по фарфору. Мастера завода Гарднера вдохновились картинками «Волшебного фонаря», изданного в Петербурге в 1817-м – январе 1818 года, и создали серию фигур, ставших ключевыми, однако не первыми произведениями русской фарфоровой пластики на эту тему. Книга очерков А.П. Голицынского «Уличные типы» от 1860 года, в которых представлены изображения простонародных типажей, разговаривающих на улицах Москвы, – новейший вариант «Волшебного фонаря» – послужила скульптору-модельеру завода Попова образцом для создания первых и самых выразительных скульптур этого направления русской фарфоровой пластики. Помимо них был создан ряд скульптур, изображающих крестьян за работой, с детьми, отдыхающих, пляшущих.

Первая серия скульптур народов России, торговцев и ремесленников работы скульптора Ж.‐Д. Рашетта появилась во время царствования Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе. В период Отечественной войны 1812 года скульптор С.С. Пименов создает классические произведения ИФЗ: скульптуры крестьян в русских костюмах, похожих на античных героев. Одна из них, женщина с коромыслом, или «Водоноска», стала символом русского фарфора. Завод Гарднера приобрел право на повтор скульптуры «Водоноска» и одновременно создал собственные оригинальные модели скульптур с изображением национального и простонародного типажа.

К 1860‐м годам мастера фарфоровой скульптуры обратились к новым образам: идеализированных героев «Волшебного фонаря» заменили характерные персонажи литературных произведений «натуральной школы» сатирического и обличительного содержания. В этот период завод Попова взял на себя инициативу создания в фарфоре типажей, вобравших основные черты образов крестьянства и низов городского населения пореформенной России. После закрытия завода Попова скульптуры по его моделям выпускали на заводах Гужева, Иконникова, Масленникова. Но только на заводе Гарднера выпуск аналогичных по тематике скульптур был налажен в массовых тиражах, отчего всё направление получило коллекционное название «бисквиты Гарднера». Параллельно на фабрике М.С. Кузнецова в Твери скульптуры по моделям завода Попова выпускались из фаянса.

Изображения народов России оказались менее востребованными, чем простонародные типажи. Создание в фарфоре этнографических серий возобновляется лишь через 100 лет после серии Ж.‐Д. Рашетта. В последней четверти XIX века на заводе Гарднера была выпущена серия из 40 скульптур, выполненных по литографиям из атласа «Народы России», изданного Т. Паули в 1862 году. В 1907 году Николай II заказал серию «Народности России», модели которой исполнил скульптор П.П. Каменский.

Гости выставки могут рассмотреть лицо каждого персонажа в увеличенном воспроизведении, в ракурсе, в котором расписывал его мастер‐живописец.

Экспозиция в Государственном историческом музее будет открыта до 9 сентября 2019 года.

Возможно вам будет интересно:

Библия Пискатора – настольная книга русских иконописцев

Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова

«Под сенью „девушки с веслом“». Советский плакат 1930 – 50-х годов

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №2/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Омске издали книгу «“Цветам былого нет забвенья...”: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер»

В Омске издали книгу «“Цветам былого нет забвенья...”: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер»

В Центре краеведческой информации Омской государственной областной научной библиотеки А.С. Пушкина прошла презентация книги «“Цветам былого нет забвенья...”: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер».

 

В Сыктывкаре состоялся Международный симпозиум по исторической демографии

В Сыктывкаре состоялся Международный симпозиум по исторической демографии

С 3 по 6 июля 2024 года в Сыктывкаре на площадке Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН состоялся XII Международный симпозиум по исторической демографии.

 

В Белгородском историко-краеведческом музее открылась выставка «Триумф под Полтавой»

В Белгородском историко-краеведческом музее открылась выставка «Триумф под Полтавой»

В Белгородском государственном историко-краеведческом музее открылась выставка «Триумф под Полтавой». Экспозиция, посвящённая 315-летию Полтавской битвы, подготовлена при поддержке отделения Российского исторического общества в Белгородской области.

Прокрутить наверх