В Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына проходит выставка «Лики Нескучного», на которой представлены неизвестные произведения Евгения Александровича Лансере, Евгения Евгеньевича Лансере, Екатерины Евгеньевны Лансере, Дмитрия Владимировича Зеленкова и Зинаиды Евгеньевны Серебряковой.

Неоклассические тенденции в России 1910-х годов пронизывали не только изобразительное и декоративно-прикладное искусство, но и архитектуру, поэзию, моду. Зинаида Серебрякова была ярчайшей представительницей этого направления и именно в 1910-х создала свои лучшие картины. Она испытывала интерес к жанру обнажённой натуры, дав замечательные образцы живописи, славящие красоту и грацию, чудесную гармонию человеческого тела, отмечается на сайте Виртуального Русского музея.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (урождённая Лансере; 1884–1967 гг.) – не только выдающийся художник, но и женщина удивительной судьбы. Она пережила самые трагические моменты в истории ХХ века, от революции до Второй мировой войны, застала расцвет искусства в России конца XIX – начала XX веков, прошла через забвение на родине и непонимание в эмиграции, и только после смерти вновь обрела славу, стала признанным художником, творцом и одной из самых ярких фигур в истории русской культуры.

Экспозиция «Лики Нескучного» предоставляет уникальную возможность познакомиться с неизвестными до сего времени произведениями Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, её отца – скульптора Евгения Александровича Лансере (1848–1886 гг.), братьев – художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946 гг.) и архитектора Николая Евгеньевича Лансере (1879–1942 гг.), сестры Екатерины Евгеньевны Зеленковой (урожденной Лансере; 1882–1921 гг.), брата матери – художника, архитектора Альберта Николаевича Бенуа (1852–1936 гг.). Безусловным открытием для широкой публики станут графические работы племянника Зинаиды Евгеньевны – театрального художника Дмитрия Владимировича Зеленкова (1909–1951 гг.).

«Дворянских гнезд заветные аллеи…», – писал поэт К.Д. Бальмонт о дворянских усадьбах России, где рождалось великое искусство: музыка, поэзия, проза, живопись... Таким «дворянским гнездом» было и имение Нескучное в Курской губернии (ныне – Харьковская область), принадлежавшее Е.А. Лансере. Здесь родились его дети, появились на свет внуки, именно здесь они делали первые шаги в искусстве…

Безусловно, главной жемчужиной выставки являются работы юной Зинаиды Лансере. Несомненный интерес представляет рисунок тушью ещё совсем маленькой Зины «На побережье» (1896 г.). В других экспонируемых произведениях Зинаида Евгеньевна запечатлела свою сестру Екатерину, племянницу Ниночку, крестьянский быт Нескучного. Наверное, любой, кто увидит эти работы, будет очарован излучаемым ими светом.

Впервые демонстрируются графические работы 13-летнего подростка Дмитрия Зеленкова, выполненные им в 1922 году в Петрограде. Воспоминания о Нескучном – «земном рае», в котором прошло его счастливое детство, – отразились в юношеских работах художника. В 1930-е годы Дмитрий Владимирович был художником-сценографом Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (бывшего Императорского Мариинского). Его называли «магом и волшебником» Мариинки. Жизнь этого талантливого человека сложилась трагически. Война, тяжёлое ранение, плен, после войны – обмен военнопленными, а далее – ГУЛАГ. Он окончил свой жизненный путь в посёлке

Ермаково, в лагере под Игаркой, где был художником в тюремном театре. От «мага и волшебника» Мариинки не осталось даже могилы. И только несколько сохранившихся его работ представлены на выставке. Д.В. Зеленков был одним из тех, о ком А.Н. Бенуа писал: «У нас дети рождаются с карандашом в руке».

Особое место в выставочном пространстве занимают скульптурная композиция Евгения Александровича Лансере, портрет Екатерины Николаевны Лансере (урожденной Бенуа), выполненный Альбертом Николаевичем Бенуа, три работы «кавказского периода» Евгения Евгеньевича Лансере и архитектурный пейзаж Николая Евгеньевича Лансере.

В обширном собрании семьи Лансере – Зеленковых сохранились два альбома с рисунками Е.Е. Лансере-Зеленковой. Рисовать Катя начала с детских лет под влиянием мамы – Екатерины Николаевны. Екатерина Лансере была увлечена ботаникой, занятия которой всячески поощрялись в семье. Об этом свидетельствуют ее «графический гербарий» – рисунки пером, требовавшие твердости руки и большого мастерства. И это в полной мере можно увидеть в цветочных зарисовках молодой Екатерины Лансере.

Акварели, фотографии, предметы быта, представленные на выставке и принадлежавшие роду Бенуа – Лансере – Зеленковых, показывают мир «высоких дум и чувств», который канул в небытие после Октябрьского переворота. В истории этого рода отразилась вся история нашей страны.

В самые трудные годы послереволюционного периода, разорения Нескучного, голода и эпидемии тифа, унесшей жизнь Екатерины Евгеньевны Зеленковой, семья Зеленковых сохранила все работы Зинаиды Серебряковой, с 1924 года жившей во Франции. Но это было только первое испытание для семьи и их коллекции. Вторым испытанием стала почти 900 дней ленинградской блокады.

Выставка будет открыта по 9 августа 2019 года.

Узнать больше о Зинаиде Серебряковой и её семье можно, посмотрев на сайте Виртуального Русского музея видеозапись лекции «Мир её искусства», которая прошла 5 марта этого года в Центре мультимедия Русского музея. Лекцию прочитала кандидат искусствоведения, член Союза художников, критик Светлана Ершова.

А на сайте телеканала «Культура» размещён фильм «Мир искусства Зинаиды Серебряковой», который повествует о жизни и творчестве художницы, а также о судьбе рода Бенуа – Лансере – Серебряковых. В фильме участвуют Екатерина Серебрякова, Иван Николаев, Анастасия Николаева, Екатерина Лансере и историк искусств Павел Павлинов.

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

«Древности государства Российского» в творчестве Федора Григорьевича Солнцева

«Нужное дело». У истоков Императорского Русского исторического общества

Деревянная скульптура в собрании Музеев Московского Кремля

Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века

«К истокам „Центрального литературного музея“: первые музеи Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова»

Николай Иванович Новиков и русское Просвещение

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Смотреть документальный фильм "Инкогнито из свиты. Петр I"

F0vaJBKtwY-e126491298461241446660004824.jpg

Фильм "Инкогнито из свиты" в увлекательной форме рассказывает о втором зарубежном путешествии Петра Великого, о его значении для развития Российского государства, которое до сих пор, к сожалению, мало оценено.

 

Лучший памятник Евфимию Васильевичу Путятину

98561162895619825681258612895612852.jpg

За что Евфимию Васильевичу Путятину был пожалован титул графа и почему на его гербе изображён щит, который поддерживает справа русский офицер с флагом чрезвычайного посольства, а слева – японский солдат? Об этом рассказывает ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН кандидат исторических наук Нелли Лещенко.

 

Заключительный этап Второй мировой войны и капитуляции Японии

kapitulyaciya yaponii 1945g 22

К 70-летию окончания Второй мировой войны Российское историческое общество публикует любезно предоставленные Архивом внешней политики Российской Федерации документы по истории заключительного этапа Второй мировой войны и капитуляции Японии, некоторые из которых ранее не были известны широкому кругу исследователей. 

Новости Региональных отделений

Польско-советская война 1919–1920 годы: эволюция историографических оценок

10 и 11 октября 2019 года научно-образовательный центр Смоленского государственного университета «Россия и Беларусь: история и культура в прошлом и настоящем»

 

Новгородский музей подготовил выставку к 250-летнему юбилею графа А.А. Аракчеева

В Главном здании Новгородского музея-заповедника открылась выставка «Русский новгородский дворянин. К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева».

 

Презентация энциклопедии «Города и поселения Ульяновской области»

24 сентября 2019 года во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина – прошла презентация первого тома научно-популярной энциклопедии «Города и поселения Ульяновской области» (Ульяновск, 2019).

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

 

Выступление Натальи Татарчук на круглом столе "Нормандия-Неман - 75 лет"

Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.

Прокрутить наверх