Святые земли. Издательский проект «Моя страна Россия»

Колокольный перезвон и прекрасные соборы, сияние сотен куполов и древние стены неприступных обителей – всё это как нельзя лучше описывает такие богатые своей историей города, как Углич, Ростов Великий и Суздаль.

О красотах каждого из них рассказывается в книге «Малые города» из серии «Моя страна Россия», выдержки из которой мы предлагаем вашему вниманию.

Углич

Герб с нимбом и кинжалом Этот город, несмотря на свои седые лета и дремучую историю, всегда был глубинкой, тихим местечком, затерянным среди заливных лугов и бескрайних лесов Русского царства. Таким он дошел и до наших дней – скромным, уютным, неспешным.

Впервые образ невинно убиенного благоверного царевича Дмитрия был использован для украшения знамен местного пехотного полка в начале XVIII века. Впоследствии его стали использовать для оформления официальных бумаг. Со временем облик погибшего сына Ивана Грозного стал напрямую ассоциироваться с символом древнего города. Изображение Дмитрия с нимбом над головой и кинжалом в руке на кроваво-красном фоне стало официальным гербом Углича в период царствования Екатерины Великой – в 1778 году. Нож в руке мальчика – отсылка к одной из самых распространенных версий его смерти: будто бы он поранил себя сам во время «падучей» – предположительно, приступа эпилепсии. В советское время по понятным причинам исторический герб у города отобрали. И только в 1999 году герб официально вернули городу.

Свое название Углич получил в честь того, что Волга в этих краях делает крутой поворот – угол. Первые поселения людей датированы началом нашей эры, а самые ранние упоминания города в летописях относят к 1148 году. Драматический момент в истории города связан с младшим сыном Ивана Грозного – Дмитрием, который провел в Угличе большую часть своей совсем короткой жизни. В 1591 году он был убит во дворе княжеского дворца при невыясненных обстоятельствах. Образ благоверного царевича Дмитрия Угличского, одного из самых почитаемых святых православия, по сей день изображен на гербе города. На рубеже XVIII–XIX веков Углич – тихий провинциальный волжский городок, сохранивший не только свой древний дух и память о предках, но и украсивший в этот период свои главные улицы архитектурой в духе классицизма. Многие из этих строений дошли до наших дней без каких бы то ни было изменений и сегодня во многом определяют облик города.

Святыни Углича

Благоверный царевич Дмитрий – один из самых почитаемых святых в русском православном мире. Уже несколько сотен лет Углич – место паломничества как для верующих, желающих почтить память маленького святого, считающегося покровителем детей, так и для интересующихся отечественной историей.

230 2

Палаты угличских князей

232

Древнейшая постройка в Угличе и одно из самых древних сооружений, сохранившихся до наших дней на территории России, – княжеский дворец на берегу Волги, сложенный из крупного кирпича. Он был построен в 1480-е годы и входил в ансамбль Угличского кремля. Каменные палаты в Средние века дополнялись обширными массивными деревянными постройками.

Здесь в период с 1584-го по 1591 год жил сын Ивана Грозного, наследник престола и последний из рода Рюриковичей, царевич Дмитрий с матерью Марией Нагой.

Музеем палаты стали еще в конце XIX века. Сегодня в княжеском дворце размещается постоянно действующая экспозиция Угличского государственного музея, где представлены исторические реликвии различных эпох.

Спасо-Преображенский собор

Храм, построенный на рубеже XVII–XVIII веков в характерной манере, присущей ярославскому зодчеству той поры. Считается главным городским собором.

События, которые произошли здесь в Средние века, повлекли за собой политический кризис, который длился более 20 лет и вошел в историю страны под названием «Смутное время». Впрочем, приезжают сюда и по другим причинам – святая глубинка притягивает своей умиротворяющей атмосферой и неповторимой красотой окрестных просторов.                                       

233 2    233

Церковь Димитрия на Крови

Неслучайно во внешнем облике храма преобладает красный цвет — он расположен на том самом месте, где был убит царевич Дмитрий. Церковь, построенная в 1690-х годах, стоит на живописном крутом берегу Волги, на месте более ранней деревянной часовни, которая отмечала собой место трагического события, повлекшего мрачные годы Смуты.

234 235

Внутри церкви сохранились фрески, на которых изображены сцены гибели царевича и расправы над его убийцами.

Богоявленский монастырь

Самый большой храм Углича – Богоявленский собор в действующем женском монастыре. Был построен в середине XIX века по проекту и под руководством знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона – создателя восстановленного ныне храма Христа Спасителя в Москве.

236

Ансамбль монастыря включает в себя еще два храма: Смоленскую церковь – самую старую постройку комплекса и Федоровский храм с чертами нетипичного для Углича классицизма во внешнем облике и примечательного внутренней росписью стен, выполненных артелью крепостных художников в XIX веке.

В монастыре хранятся десятки священных реликвий, среди которых сразу несколько чудотворных икон: Феодоровская икона Божией Матери, «Недремлющее око» и другие.

Музей городского быта

Экспозиция, разместившаяся в старинном городском особняке, воссоздает дух исторического быта обеспеченного жителя Углича XIX – начала XX века. До революции 1917 года здесь работала чайная купца В.И. Кашинова. Коллекция музея насчитывает несколько сотен уникальных экспонатов, каждый из которых рассказывает о чем-то своем, а вместе эти рассказы складываются в общую большую историю города и его жителей разных эпох.

Ростов Великий

Златогривый олень на гербе

Впервые герб с оленем был официально утвержден в качестве символики города указом Екатерины II в 1778 году. На гербе города в красном поле изображен серебряный олень с золотыми рогами, гривой и копытами. По мнению некоторых исследователей, олень был священным животным у языческих племен, населявших эти земли. Животное часто упоминается в местном фольклоре.

Озеро Неро – природный феномен, существующий уже более 500 тысяч лет. Озеро сыграло градообразующую роль. Когда именно Ростов Великий был основан, доподлинно неизвестно. Но первое летописное упоминание о нем встречается в 862 году, причем город описывается как давно существующий.

История Ростова неразрывно связана с именами первых русских князей – Владимиром, Ярославом Мудрым, князем-мучеником Борисом. В XII веке ростовским престолом владел Юрий Долгорукий. Город оставался столицей северо-восточных владений русских князей до 1125 года, пока князь Юрий Долгорукий не перенес столицу в Суздаль.

Вторую часть своего нынешнего названия – Великий – город получил в XIII веке, став центром Ростовского княжества. Именно в это время здесь, по преданию, жил известный русский былинный богатырь Алеша (Александр) Попович, погибший согласно легенде в битве на реке Калке при вторжении монголо-татар в половецкие земли.

Смутное время не прошло бесследно для Ростовской земли. В начале XVII столетия Ростов Великий подвергся нападению польско-литовского войска, разграбившего город.

Возрождение его приходится на вторую половину XVII века, когда под руководством митрополита Ионы (III) Сысоевича город отстраивается и создается единый ансамбль Ростовского кремля.

В XVIII веке Ростов Великий становится одним из важных торговых центров России, и это неудивительно, ведь город располагался на перекрестке многих путей, являясь центром северо-востока Российского государства. В это время быстро растут городские торговые площади, строятся торговые здания, и ежегодная торговая ярмарка в Ростове Великом становится одной из самых крупных в стране.

244 2

В XIX веке в городе развиваются предприятия, которые в основном специализируются на переработке продукции местного сельского хозяйства: овощей, картофеля, цикория, льна.

Великий Сергий из Ростова Великого

В селе Варницы под Ростовом в 1314 году родился Сергий Радонежский. Он – основатель Троице-Сергиевой лавры под Москвой, а также многих других монастырей.

Обладая даром предвидения, святой отец предрек князю Дмитрию Донскому победу над монгольским ханом. За свою жизнь святой Сергий Радонежский совершил множество чудес, исцелений, однажды даже воскресил умершего ребенка.

Памятный день преподобного Сергия Радонежского православная церковь отмечает 18 июля.

Ростовский кремль

Величественные надвратные храмы и башни, внушительный Успенский собор и необыкновенной красоты колокольный звон, доносящийся из звонницы, крытые арочные переходы – это и многое другое включает в себя Ростовский кремль, виды которого уже давно стали визитной карточкой города.

250

Изначально это была резиденция архиереев Ростовской и Ярославской епархии – Архиерейский (или Митрополичий) двор. Строительство комплекса начали еще во второй половине XVII века при митрополите Ионе Сысоевиче. Композиционно Кремль состоит из трех частей, внутри каждой из которых находится просторный внутренний двор.

Центральную часть Ростовского кремля занимает Архиерейский, или Владычный двор с жилыми и хозяйственными постройками, окруженный храмами и высокими стенами. С севера от центрального двора находится Соборная площадь с Успенским собором – древнейшим сооружением города, с юга – Митрополичий сад.

251

После перенесения митрополии из Ростова в Ярославль для Архиерейского двора наступили тяжелые времена. Но ростовские купцы не дали обветшать храмам комплекса. Они собрали деньги на реставрацию и выступили инициаторами создания музея-заповедника, который был открыт в 1883 году. Так Митрополичий двор превратился в Ростовский кремль.

251 2

На территории кремля сегодня открыто большое число всевозможных постоянно действующих экспозиций: Музей церковных древностей, Центр колокольного искусства, где экспонируется музейная коллекция поддужных колокольчиков, экспозиция «Древнерусское искусство». Здесь же находится картинная галерея, где хранятся полотна Шишкина, Айвазовского, Малевича и других известных художников.

Борисоглебский монастырь

В районном центре Борисоглебское под Ростовом расположен Борисоглебский монастырь, основанный во второй половине XIV века пустынниками Павлом и Феодором с благословения Сергия Радонежского. По преданию, именно в стенах обители стал монахом легендарный Пересвет, сразившийся с Челубеем в 1380 году.

Московские князья и русские цари считали монастырь в Ростове Великом «домашним». А Иван Грозный использовал его как место ссылки неугодных ему бояр. В начале XVII века монастырь стал известен благодаря монаху-затворнику Иринарху.

Суздаль

258 259


Ясный сокол на гербе

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»

Сокол – древний символ рода Рюриковичей, княживших в Суздале не одно поколение. О том же свидетельствуют и монеты XIV века, украшенные изображением фигуры атакующего сокола.

Птица со сложенными крыльями в княжеской короне сначала украсила собой знамена Суздальского пехотного полка, а уж затем, в 1781 году, стала официальным гербом города.

На гербе Суздаля, в отличие от других городов Владимирской губернии, нет изображения льва – герба Владимира.

Это не случайно – таким образом отмечен период в истории города, когда Суздаль был независимым от Владимира.

Первые поселения славян в суздальских землях датируются еще IX веком. На месте нынешнего города уже тогда селились разнообразные ремесленники, шла оживленная торговля, обмен с иноземными купцами и путешественниками. Об этом свидетельствуют найденные на раскопках монеты из Средней Азии, Самарканда, Бухары. Вероятнее всего, к началу XI века, когда Суздаль впервые упоминается в летописях, это был уже хорошо развитый древнерусский культурный и экономический центр. По меркам Средневековья город был крупным – порядка 12 000 жителей.

Стольный град

Суздаль – древнейший центр Северо-Восточной Руси – становится столицей при Юрии Долгоруком и пышно процветает, набирая все большую культурную и экономическую значимость в государстве. При нашествии хана Батыя Суздальская земля разделила судьбу многих древних русских городов, сожженных и разграбленных монгольскими полчищами. Следующий серьезный удар был нанесен польско-литовскими интервентами в 1608–1610 годах, когда город снова горел и разрушался, но дух свой и сердце сохранил.

Несмотря на все беды и невзгоды, Суздаль продолжает оставаться культурным, историческим и религиозным центром на протяжении всего Средневековья.

262 263

Православная столица, земля монастырей

Недаром город считается одной из главных жемчужин «Золотого кольца» России. В начале 1990-х годов международная организация ЮНЕСКО внесла главные архитектурные памятники Суздаля в Список объектов Всемирного наследия: это Суздальский кремль с Рождественским собором и Спасо-Евфимиев монастырь.

Первые жилые и оборонительные строения на месте кремля появились еще в X веке. Позднее выросли земляной вал и деревянная крепость, где жили князья, дружина, епископ и их окружение. До наших дней дошли несколько белокаменных построек Суздальского кремля, являющих собой уникальные памятники средневекового зодчества и православной культуры.

264

Рождественский собор

Собор Рождества Богородицы – старейшее каменное строение современного Суздаля. Первоначальная постройка датируется 1194 годом – это был главный храм средневекового города. Собор перестраивался в XIII и XVI веках, сохранив уникальную внутреннюю роспись обоих периодов.

Другая достопримечательность – Златые врата южного входа в собор – выдающийся памятник прикладного искусства XIII века, созданный по древней технологии «жженого золота», позволявшей избежать коррозии.

Покровский монастырь

Основан во второй половине XIV века и поначалу был деревянным. К XVI веку обитель полностью отстраивается в камне и приобретает свой нынешний вид. К той же поре относится начало истории Покровского женского монастыря как места ссылки и заточения множества неугодных двору аристократок.

Одной из первых монахинь-узниц стала жена Василия III Соломония Сабурова. Печальную традицию продолжили первая жена Петра I Евдокия Лопухина и многие-многие другие боярские и княжеские жены, мужья которых попали в опалу. Усыпальница Покровского собора – главного храма монастыря – хранит длинный список знатных постриженниц, чьи дни прошли в этих стенах.

266 267

Спасо-Евфимиев монастырь

Основан во второй половине XIV века, первоначально строился как хорошо укрепленная крепость для защиты рубежей. Облик монастыря складывался веками и приобрел нынешние черты к XVI–XVII векам.

Древние традиции белокаменной суздальской архитектуры отразились в строгой и величавой стати главного храма монастыря – Спасо-Преображенского собора. Особая его гордость – фрески XVI века, украшающие фасад, и внутренняя роспись, выполненная мастерами XVII столетия. С восточной стороны собора расположен родовой склеп князя Дмитрия Пожарского, восстановленный в 2009 году.

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

«Мы – единое пространство». Встречи с казанскими учёными

Фильм «Без срока давности. Открывая шкаф позора» получил «Золотого орла»

Жизнь и государственная деятельность Николая I в Виртуальном Русском музее

705 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

«Мы – единое пространство». Встречи с казанскими учёными

В Доме РИО подвели итоги первого этапа конкурса «Уроки Победы»

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Привычное чудо. «Дорожная карта» крымской истории

73265762376523685682365-3.jpg

Очевидная даже для непрофессионального наблюдателя мысль, что Крым – это «привычное чудо», удивительное сочетание пластов истории, особенностей географии и культурной специфики, «сама собой» существует в обыденном сознании, не требуя, казалось бы, доказательств и пояснений.

 

Что основоположник коммунизма писал о Российской империи?

2937856826385682365862385-1.jpg

5 мая 1818 г. в городе Трире родился Карл Генрих Маркс – крупнейший теоретик радикального социалистического учения и идеолог пролетарской революции. Как же так получилось, что мысли уроженца небольшого городка в Рейнской провинции, происходившего из еврейской религиозной среды (и по отцовской, и по материнской линии его предки были раввинами), оказали столь значительное влияние на судьбы всего человечества?

 

«Экзамен русскому народу». Февральская революция и русское общество

876543245653235232352352352.jpg

5 марта дворянское собрание Самарской губернии постановило приветствовать новую власть и Думу как орган, сплотивший «вокруг себя силы народные в борьбе с отжившей властью». Из всех приветственных телеграмм от дворянских обществ в адрес Думы и Временного правительства только в телеграмме казанского дворянства содержалась надежда на восстановление в будущем обновленной, конституционной монархии.

Новости Региональных отделений

Новая песня о родном и любимом городе Оренбурге

В преддверии Дня Города Оренбургское отделение Российского исторического общества с большим удовольствием представляет созданную по нашему заказу новую песню о родном и любимом городе Оренбурге.

 

Извлечь уроки, которые преподала история - интервью Вадима Прокопенкова

Интервью ответственного секретаря Отделения Российского исторического общества в Севастополе, председателя общественной организации «Исторический клуб «Севастополь Таврический», координатора проекта по созданию духовно-просветительского центра с храмом-памятником и музеем Гражданской войны Вадима Прокопенкова интернет-газете “Крымское Эхо”.

 

История на страницах журнала «Гуманитарный вектор»

История на страницах журнала «Гуманитарный вектор»

Опубликован новый номер научного журнала «Гуманитарный вектор», который входит в список ВАК по направлению «исторические науки и археология».

Трибуна

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

Monographic

Коллективный портрет немецких политических эмигрантов

Novosti-img/berlin-1945-2015.jpg

В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.

 

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Об отношении коммунистических партий к парламентаризму на II конгрессе коминтерна


Второй конгресс Коминтерна 1920 г.

Второй конгресс Коминтерна, проходивший с 19 июля по 7 августа 1920 г. и утвердивший организационные принципы мирового коммунистического движения, необходимым пунктом включил в повестку вопрос об отношении к парламентаризму.

Прокрутить наверх