Предлагаем продолжить знакомство с историей городов средней полосы России, о которых с такой любовью, вниманием и трепетом рассказывается в книге «Малые города», вошедшей в серию «Моя страна Россия».
Ровесник Москвы, более чем за восемь веков своего существования Галич прославился и амбициями правивших в нем князей, и таинственными «заколдованными» кладами, и крестьянами, поддержавшими восстание Степана Разина.
Герб города Галич
Славяне селились в этих местах издавна. Со временем поселение превратилось в город, однако когда это произошло и кто был основателем Галича, доподлинно неизвестно.
Первое упоминание о Галиче встречается в летописи 1238 года. Там город указан как «Галич Мерьский», который не удалось взять Батыю, – хорошо укрепленная крепость оказалась ему не по зубам.
После того как Галич окончательно вошел в состав Московского княжества, возрастает его важность в качестве форпоста в борьбе Москвы с Казанским ханством.
Хотя Галич – ровесник Москвы, в XIII веке по многим показателям он имел более важное стратегическое значение. В 1245 году город являлся столицей удельного Галицкого княжества во главе с Константином Ярославичем – родным братом Александра Невского. В середине XIV века Галицкое княжество вошло в состав московских земель, однако через столетие Галич оказался в центре междоусобных битв за московский престол.
После смерти московского князя Василия I князь Галицкий и Звенигородский Юрий Дмитриевич отказался признавать существовавшую систему престолонаследия и заявил о своем праве на московский престол. Началась междоусобная война, длившаяся более двух десятилетий. Князья травили и ослепляли претендентов на престол, давали клятвы и отступались от них.
В кровопролитной братоубийственной войне победили московские князья. Усобица разорила страну, принесла неисчислимые бедствия народу. Галич и его земли окончательно вошли в состав Московского княжества.
Галич и Транссиб
Железная дорога появилась в Галиче в начале XX века. Особенно ратовал за ее появление российский предприниматель и книгоиздатель родом из Костромской губернии Иван Сытин, считавший, что это повлечет развитие местной промышленности. И был прав. Сегодня в Галич идет железная дорога, являющаяся при этом еще и частью Транссибирской магистрали – ее северной ветвью.
Одним из главных промыслов Галича было рыболовство. Галичское озеро, богатое рыбой, кормило не только город. Лещей, судаков, щук поставляли к царскому двору.
В начале XVI века на южном берегу озера формируется поселение из местных рыбаков. А в конце XVIII века Екатерина II ссылает в Галич десять семей казаков-староверов, а также направляет сюда артель датских рыбаков для организации рыбного промысла. Датчане научили местных сушить вандыш. А казаки-старообрядцы принесли свои обычаи и уклад, свой язык и новые способы рыбной ловли.
Кстати, выходцы из Рыбной слободы до сих пор говорят иначе, чем галичане. В их языке много неизвестных местному населению слов. Например, «буня» — это старая одежда, «баретки» — сандалии, а «лячкать» — значит говорить.
Так возникла на берегу Галичского озера Рыбная слобода – фактически город в городе. Рыбаки вылавливали до 160 тонн рыбы в год и сами строили лодки – соймы и коротьни. К началу XIX века в Рыбной слободе проживало 400 человек, а к началу XX века – 2000.
Еще издалека, на подъезде к городу, первым гостей Галича встречает Успенский Паисиево-Галичский монастырь, стоящий на горе Краснице.
Основал его на своих землях галичский боярин Иоанн Овин во второй половине ХIV века. Каменные постройки монастыря относятся к 40-м годам XVII века.
Бывший игумен монастыря преподобный Паисий – самый известный в Галиче святой. С его мощами связана удивительная история. В 1995 году в монастыре проводили археологические раскопки, в ходе которых были найдены святые мощи преподобного Паисия, но сохранились они особым образом – как отпечаток на грунте: с очертаниями глазных впадин, высокого лба, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита. Научного объяснения явлению пока не найдено.
Первоначально монастырь назывался Никольским. Но по легенде после того, как на праздник Успения Пресвятой Богородицы Иоанн Овин встретил двух ангелов, передавших ему икону Божией Матери, обитель стала называться Успенской, а чудотворная икона получила имя Овиновской. Икона не горела в огне, чудесным образом возвращалась в храм после того, как ее увозили оттуда, и, конечно, помогала верующим в их просьбах и мольбах.
Город-крепость на границе Руси с Ливонией, город водопадов, которые воспевали поэты, город, известный на всю Россию своей парусиной для военно-морского флота и штиглицким сукном, а сегодня еще и пограничный пункт – все это древний русский северный форпост Ивангород.
Герб Ивангорода
Под орлом разместился, собственно, сам город, каким он был в Средневековье: крепость на зеленом холме, а под ним волны Нарвы.
Сердце средневекового города Ивангородская крепость – это сердце города. Несколько раз она перестраивалась, каждый раз становясь все более мощным фортификационным сооружением.
Самая первая крепость была слишком мала, а потому не могла справиться с возложенными на нее задачами. Это стало понятно после того, как в 1496 году ее осадили, а затем взяли и разрушили шведские войска.
Иван III принимает решение надежно укрепить город, и с востока к отремонтированному старому форту пристраивают новый, названный Большим Боярским городом.
Ивангород
Мы продолжаем представлять вам выдержки из книги «Малые города. Хранители наследия». Ивангород
В самом начале XVI века стены крепости успешно выдержали новую осаду, после чего строительство форта продолжилось – крепостные стены выросли на Девичьей горе. Примыкающие непосредственно к реке, они делали невозможной осаду с воды. И все же, несмотря на такие мощные укрепления, крепость в 1581 году была захвачена шведами.
Через десять лет ее удалось отвоевать, но затем на целое столетие она вновь оказалась в шведском владении. Лишь в ходе Северной войны в августе 1704 года Ивангородская крепость снова вошла в состав Русского государства.
Сегодня это исторический фортификационный памятник, музей под открытым небом.
Ивангород-1
«Малые города. Хранители наследия». Ивангород
Меценат Штиглиц
С Ивангородом связана часть жизни и деятельности барона Александра Людвиговича фон Штиглица, одного из крупнейших российских финансистов и промышленников.
В 1820 году в городе, привлекшем его Нарвскими водопадами, Штиглиц основал суконную фабрику, занимавшуюся производством необходимой для нужд флота парусиновой ткани. Она также прославилась на весь мир штиглицким сукном – тканями для военного обмундирования. В середине XIX века промышленник построил в городе льнопрядильную фабрику.
Барон фон Штиглиц был не только известным финансистом и предпринимателем, но и меценатом. Он щедро спонсировал учебные учреждения, приюты, помогал вдовам и сиротам. В Ивангороде во второй половине XIX столетия для духовных нужд местного фабричного населения он построил храм Святой Троицы.
Старорусский – так говорят здесь обо всем, что связано с городом, его прошлым, настоящим и будущим. И это чистая правда – старая добрая Русь чувствуется повсюду.
В 1780 году в Старую Руссу нанесла визит Екатерина II. Она прогулялась по городу, познакомилась с видными общественными деятелями, посетила целительные источники и распорядилась выписать из казны средства на организацию нескольких богаделен и строительство школы. А спустя ровно год после посещения городка своим специальным указом пожаловала Старой Руссе собственный герб: «…в сем городе имеются знатныя соляные варницы...», – говорилось в указе императрицы от 16 августа 1781 года, где приводилось и описание того, как герб города должен выглядеть и что на нем должно быть изображено. В советское время город имел другой герб – среди прочих деталей на нем изображался Муравьевский фонтан, который и сегодня является негласным символом Старой Руссы. А вот процесс древнего промысла солеварения отражен не был. Свой исторической герб город вернул только в 1991 году.
Точное время возникновения города доподлинно неизвестно. Однако не позднее X века здесь уже жили славяне и, судя по археологическим находкам, преуспевали, развивая городскую культуру, занимаясь торговлей и промыслами. Процветанию ремесел и товарному обмену способствовал путь «из варяг в греки» – купеческий маршрут по рекам и морям через Восточную Европу и русские земли в Византию, которым пользовались различные народы вплоть до середины XIII века.
Солеварение – по сути, официальный промысел Старой Руссы, что отразилось даже на ее гербе. Соль спасла горожан от опричнины – Иван Грозный предоставил городу особый статус из-за его экономической важности.
Древним промыслом Старой Руссы интересовался и Петр I. Впервые он посетил город по пути в Архангельск в возрасте 21 года. Здесь будущий император, изучив на практике местную технологию производства соли, повелел изыскать способы к развитию старорусского солеварения. А через 30 с лишним лет приехал снова – проверить, удалось ли наладить и усовершенствовать систему добычи и переработки соли.
К середине XIX века добывать соль в здешних землях стало экономически невыгодно. Но богатая минералами почва, как оказалось, таила в себе еще множество секретов.
Местные жители издревле пользовались многочисленными подземными источниками «для омовения тела от ломоты и язв». В 1828 году здесь началось строительство оздоровительного курорта с лечебными водами, где отдыхали впоследствии представители царского рода, российской аристократии, известные писатели и художники, а также военные и советская элита.
Спасо-Преображенский монастырь – старейший храмовый комплекс города, основанный в конце XII века на правом берегу реки Полисть. Монастырь со сложной судьбой, многократно подвергавшийся разорениям иноземцами и перестраивавшийся в XIII, XV, XVII и XIX веках, сохранил следы самых разных эпох и к настоящему моменту состоит из трех храмов и колокольни.
Сегодня здесь расположились постоянно действующие экспозиции краеведческого музея Старой Руссы, где собрана уникальная коллекция археологических находок и исторических артефактов. Сохранились также фрагменты фресок XV–XVII веков.
Негласный символ города – Муравьевский фонтан – самый большой и мощный самоизливающийся минеральный фонтан в Европе. Свое название получил в честь министра государственного имущества М. Муравьева, по инициативе которого был основан курорт «Старая Русса».
Скважину начали бурить в 1858 году и закончили ровно через год, дойдя до глубины 116 метров. В итоге из-под земли начал бить источник, достигая почти 10 метров в высоту. Несмотря на то, что дело было более 150 лет назад, вода фонтана и сегодня может вырываться из-под земли на 8 с лишним метров.
Старая Русса
Мы продолжаем представлять вам выдержки из книги «Малые города. Хранители наследия». Старая Русса
Old_Russa-4.jpg
https://historyrussia.org/images/Malie_goroda/Old_Russa-4.jpg
Old_Russa-5.jpg
https://historyrussia.org/images/Malie_goroda/Old_Russa-5.jpg
Old_Russa-7.jpg
https://historyrussia.org/images/Malie_goroda/Old_Russa-7.jpg
Old_Russa-8.jpg
https://historyrussia.org/images/Malie_goroda/Old_Russa-8.jpg
Old_Russa-6.jpg
https://historyrussia.org/images/Malie_goroda/Old_Russa-6.jpg
Герб города Печоры
Само название Печоры происходит от старорусского слова «печеры», то есть пещеры, с которыми связана вся история этого места, пронизанная легендами и поверьями.
С пещер начинается история знаменитого Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, основанного в XV веке, и поселения, которое выросло вокруг него.
Псково-Печерская обитель сыграла градообразующую роль в основании и развитии города. Свято-Успенский монастырь, заложенный в 1472 году иноком Ионой, по сей день является сердцем города, центром православного паломничества, сакральным местом Псковщины.
Год, когда стало известно о поселившихся в местных пещерах монахах, 1392-й – дата символическая, совпадающая с годом успения Сергия Радонежского. Возможно, это не случайное совпадение, а знак преемственности русской духовной культуры, наставником и вдохновителем которой был святой Сергий, иеромонах Русской церкви, игумен земли Русской и всея Руси чудотворец.
В 1472 году, когда сюда прибыл будущий основатель монастыря Иона, здесь жил монах-отшельник – печерский святой по имени Марк. Его мощи, так же как и мощи святых Ионы и его жены Марии, ставшей первой и последней постриженницей мужского монастыря под именем Васса, по-прежнему хранятся в пещерах. С Вассой связано одно из первых чудес пещерной обители. По легенде, гроб с ее телом, закопанный в землю, наутро оказался на поверхности. Его снова опустили в могилу, но на другой день история повторилась. После этого гроб с телом Вассы оставили в одной из пещер, где он находится по сей день.
Так в традицию монастыря вошел обряд захоронения в пещерах, где гробы ставят один на другой или помещают в специальные углубления. При этом ни запаха, ни признаков тлена здесь не наблюдается. Говорят, что живые цветы, просто воткнутые в грунт пещер, остаются свежими в течение нескольких недель! А температура внутри, вне зависимости от погоды на улице, всегда держится на одной и той же отметке – плюс 10 °С.
Пещеры делятся на ближние и дальние. Протяженность ближних, самых ранних пещер – около 15 метров. Дальних – 200 метров. Однако и попасть туда сложнее – только с группой и по записи. Вначале в подземных галереях хоронили только иноков, но затем стали погребать и благочестивых мирян. Здесь покоятся предки Пушкина, Кутузова, Мусоргского, Татищева и представители многих других известных родов. Общее число захоронений превышает 10 000.
К XVI веку Печоры становятся стратегически важным форпостом на западных рубежах Русского государства. Поэтому неудивительно, что основанный Ионой монастырь и посад в это время не раз подвергались нападениям и однажды даже были разрушены ливонскими рыцарями, но очень скоро восстановились.
Середина XVI века – время процветания и могущества обители. В это время монастырем управлял игумен Корнилий. При нем число монахов увеличилось с 15 до 200, появились иконописная, литературная, гончарная и литейная мастерские, вокруг обители выросла мощная крепостная стена, а за монастырскими стенами значительно возросло число посадских людей.
К началу XX века в Печорах было 11 улиц и 5 площадей. Дома в основном деревянные. Из промышленности – один кожевенный завод. В 1918 году город был отбит у Красной армии эстонскими войсками и вплоть до 1940 года, когда была образована Эстонская ССР, находился в пределах Эстонской Республики, называясь Петсеры. Благодаря этому обстоятельству в неизменном виде со всеми его богатствами и реликвиями сохранился Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, в отличие от многих других русских православных обителей на территории советского государства, разграбленных и уничтоженных в 20–30-е годы XX века.
До 1940 года Печоры находились в Эстонии, называясь Петсеры. В годы религиозных гонений, когда по всему СССР взрывали храмы, Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь сохранился в неизменном виде со всеми его богатствами и реликвиями.
Успенско-Покровский храм
Самая первая, самая главная и самая древняя церковь обители – Успенская, основанная Ионой. Церковь выкопана в прямо в холме – в мягкой породе песчаника. С нее началась история монастыря. В Успенском храме сегодня хранятся наиболее ценные реликвии монастыря: чудотворная икона Успения Божией Матери в житии, написанная в первой половине XVI века, рака с мощами преподобномученика Корнилия, настоятеля монастыря и современника Ивана Грозного, икона Святителя Николая XVI века и другие святыни.
Церковь Николы Вратаря и крепостные стены
В 1759 году над Успенским храмом была построена Покровская церковь – теперь у них общий фасад. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом были возведены красочные купола в духе украинского барокко, напоминающие своим видом главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Михайловский собор
Самый большой и один из самых молодых храмов Псково-Печерской обители. Строительные работы по проекту итальянского архитектора Л. Руска продолжались в течение 12 лет и были завершены в 1827 году. Михайловский собор, исполненный в стиле классицизма, был возведен в память об избавлении Пскова от войск Наполеона благодаря чудотворной иконе Успения Божией Матери, крестный ход с которой был совершен вокруг Пскова в 1812 году.
В 1342 году Изборская крепость выдержала осаду ливонцев, длившуюся 11 дней. А в 1367 году захватить крепость пытались немцы, державшие город в осаде в течение 18 дней, но так и не сумевшие его сломить. Лишь однажды, в 1581 году, крепость была ненадолго взята поляками. В годы Смуты крепость снова проявила характер и успешно отразила атаки войск неприятеля.
Свое стратегическое значение Изборская крепость сохраняла вплоть до Северной войны, которую Россия вела уже во времена правления Петра I. В XIX веке крепость была фактически заброшена. Только при Николае I здесь был проведен ремонт уникальных крепостных сооружений. О средневековом городе сегодня здесь напоминают только Изборская крепость и Никольский собор, построенный в XIV веке.
Никольский собор – главный храм Изборска и один из самых древних храмов Псковской земли, расположенный внутри стен Изборской крепости. Этот удивительный памятник архитектуры XIV века ни разу за всю свою долгую историю не был разрушен или закрыт. Только во время Великой Отечественной войны артиллерийским снарядом были разрушены крыша и часть восточной стены. Сегодня это действующий православный храм, расположенный на самой границе русских земель.
Мальский монастырь – это крохотная древняя обитель, которую местные жители часто называют Онуфриевой пустынью по имени ее основателя преподобного Онуфрия. Расположен скит в 4 км от Изборска и в 18 км от Печор, неподалеку от деревеньки Малы и красивейшего в своей первозданности Мальского озера.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School