Меж двух столиц. Издательский проект «Моя страна Россия»

Дорога из Петербурга в Москву стала связующей нитью не только для двух столиц. Главный государственный тракт, проложенный вблизи целой череды малых исторических городов, оказал влияние на их развитие и внешний облик, характер и образ мыслей горожан, чьи судьбы благодаря «Государевой дороге» переплелись с картой странствий представителей царского рода и выдающихся людей Отечества, среди которых Гоголь, Островский, Тургенев, Пушкин.

О некоторых из этих городов – Торжке, Осташкове, Калязине и Старице – рассказывается в книге «Малые города», выдержки из которой мы публикуем сегодня.

Торжок


Герб с драгоценными птицами

Торжок – город с богатой и древней историей. Здесь пролегла, навсегда изменив судьбу города, дорога из Петербурга в Москву, тем самым плотно сплетясь с судьбами выдающихся людей Отечества, среди которых оказались Гоголь, Островский, Тургенев и Пушкин…

Появление шести голубей на гербе города объясняют по-разному, но сказать, почему стали символом города, затруднительно. Неизвестно и то, почему каждому голубю повязана на шею красная ленточка. С уверенностью можно только сказать, что разработкой герба занималась Герольдмейстерская контора, созданная по указу Петра I при Сенате в первой половине XVIII века. Главным ответственным за символы российских городов был назначен граф Ф.М. Санти. У него аккумулировались сведения о населенных пунктах, на основании которых создавались геральдические знаки. Однако эти описания до наших дней не сохранились. По одной из версий, три золотых голубя свидетельствуют о большом богатстве древнего торгового города, а три серебряные птицы являют собой символ открытости, чистосердечия и гостеприимства местных жителей. Другая версия гласит, что шесть голубей символизируют шесть дорог, ведущих из города, и шесть новоторжских волостей. Еще одна повествует о том, что жители Торжка издревле верили, что голуби приносят удачу и благополучие. Поэтому при многих домах имелись голубятни.

Торжок, основанный славянами, благодаря своему выгодному расположению вблизи водных транспортных путей всегда был торговым городом. Первое упоминание Торжка в летописи датировано 1139 годом. О богатой и активной торговле, процветавшей в древнем русском городе, можно судить по летописям, в которых засвидетельствовано, что в самом начале XIII века в Торжке промышляло более 2000 новгородских купцов. В XV веке здесь чеканили собственную серебряную монету – «деньгу новоторжскую». Очередной эпохой расцвета Торжка становится время правления Петра I, почитавшего торговлю и промышленность.

Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь

При нем в городе активно развиваются ремесла, издревле характерные для этих мест, – прежде всего золотное шитье и выделка кожи. Активному товарообмену способствовали также дороги, проложенные из Петербурга в Москву и располагавшиеся вблизи Торжка, что принесло широкую известность местным промыслам, постепенно разраставшимся в крупные мануфактуры. С постройкой Николаевской железной дороги в середине XIX века Торжок теряет свою былую экономическую значимость. К 1917 году это маленький, тихий провинциальный купеческий городок с богатой и древней историей.

Борисоглебский монастырь считается самым древним в Тверской области и одним из самых древних в России. По некоторым данным, он был основан более чем за 200 лет до нашествия Батыя боярином по имени Ефрем. Когда-то он служил конюхом при князе Владимире Святославиче, крестившем Русь. Известие об убийстве Святополком своих братьев – князей Бориса и Глеба, побудило Ефрема отойти от мирской жизни и воздвигнуть в честь первых русских святых деревянный храм на берегу реки Тверцы, вокруг которого впоследствии вырос мужской монастырь. В конце XVIII века на месте старого деревянного храма был построен главный собор монастыря – церковь Спаса Нерукотворного образа. Автором проекта и руководителем работ по возведению храма выступил Николай Александрович Львов. По проекту Львова в 1804–1811 годах в монастыре также была построена надвратная церковь-колокольня.

По следу Пушкина в Торжке и окрестностях

Торжок Александру Сергеевичу Пушкину был хорошо знаком. Впервые он побывал здесь проездом еще в 12-летнем возрасте вместе со своим дядей по дороге в Царскосельский лицей. В последующие 20 с лишним лет подряд поэт неоднократно останавливался и гостил в городе по пути из Петербурга в Москву и обратно. Историками подсчитано, что поэт побывал в городе более двух десятков раз в период с 1811 по 1836 год и селился неизменно в одном и том же месте – гостинице Пожарского, принадлежавшей местной семье.

Древнее ремесло Торжка

Главным торжокским сувениром была и остается знаменитая русская золотная вышивка – здесь ее древние традиции передают из поколения в поколение с X века, сберегая ремесло в первозданном виде и сохраняя его истинный русский дух. Шитье стало широко известно после открытия тракта Москва – Петербург благодаря большому числу путешественников и приезжих людей, приходивших в восторг от мастерства местных золотошвей. С тех пор традиционные аксессуары с вышивкой пользуются неизменным спросом.

«Леонардо» из Никольское–Черенчицы

Близ Торжка, в своем родовом имении Никольское–Черенчицы, родился, жил и работал выдающийся русский архитектор-палладианец, яркий представитель Русского Просвещения, изобретатель и ученый-исследователь Николай Александрович Львов. Его архитектурное наследие можно встретить в Санкт-Петербурге и окрестностях, в Москве и Подмосковье, а также в других уездах, в том числе в Торжке и в непосредственной к нему близости. Николай Львов – совершенно особая фигура эпохи Русского Просвещения. Он был не только талантливым изобретателем, исследователем и архитектором, но и одаренным художником-графиком, литературоведом, поэтом, переводчиком и музыкантом! В самом Торжке Львов является автором церкви Спаса Нерукотворного образа и надвратной церкви-колокольни в Борисоглебской монастыре, а также Воздвиженской часовни-ротонды.

Усадьба Знаменское–Раёк

Усадьба Знаменское-Раёк по праву считается шедевром русского зодчества конца XVIII – начала XIX века. Усадебно-парковый комплекс, расположенный примерно в 20 км от Торжка, хорошо сохранился, частично отреставрирован и восстановлен. Дворцово-парковый ансамбль «Знаменское–Раёк», расположенный между Тверью и Торжком, в нескольких километрах от трассы Москва – Санкт-Петербург, среди немногочисленных крупных российских усадебных комплексов занимает особое место, ведь, помимо главного дома и флигелей, здесь сохранился двухсотлетний парк. Весь усадебный комплекс – и дом, и парк – относят к творчеству великого русского архитектора второй половины XVIII века Николая Львова, однако документальных тому свидетельств не сохранилось.

Усадьба связана со знаменитым родом Глебовых-Стрешневых, состоявших в родстве с императорским домом, и возводилась как парадная резиденция, в которой можно принимать царственных особ по дороге из одной столицы в другую.

Если обойти усадьбу с севера, виден большой каменный храм. Это действующая церковь Знамения – яркий образец провинциальной барочной архитектуры и неотъемлемая часть ансамбля усадьбы. Частью архитектурно-паркового ансамбля также является часовня Даниила Столпника, построенная в конце 1790-х годов. Это ротонда, окруженная 16 колоннами, внутри сохранились уникальные фрески. Парк Знаменского–Райка с большим массивом вековых деревьев – один из немногих сохранившихся в России пейзажных парков.

Осташков

Первое упоминание об Осташкове встречается в грамоте литовского князя Ольгерда к константинопольскому патриарху Филофею. В датированном второй половиной XIV века документе говорится о расположенном на острове Кличене одноименном пограничном городке Московского княжества. Во время набега новгородцев (по другой версии – поляков и литовцев) в конце XIV века город был сожжен дотла. Уцелел лишь единственный житель – рыбак Евстафий по прозвищу Осташко, который перебрался жить на соседний полуостров.

По имени рыбака новое поселение и получило свое имя. Согласно другой версии (менее популярной у жителей города) поселение названо по имени новгородского воеводы Евстафия, который был направлен для охраны земель на Селигере от нашествия неприятелей. Кем бы ни был этот Евстафий–Осташко, но одна из улиц города до сих пор носит имя его первого жителя.

Осташков стал активно расти после основания в конце XVI века Нило-Столобенской пустыни – православного мужского монастыря, названного в честь прожившего на острове 27 лет святого отшельника преподобного Нила. Перед смертью он завещал построить на месте своей кельи монастырь. После открытия обители вокруг нее стали селиться люди, появились мастерские и цеха, торговые лавки. Город начал развиваться и процветать. А Нилова пустынь превратилась в одну из самых посещаемых святынь России.

Герб

Герб Осташкова утвержден указом Екатерины II в конце XVIII века. Три серебристые рыбины на темно-синем фоне символизируют собой славившееся большими уловами озеро Селигер, на берегу которого расположился город рыбаков. В исторических документах не указано, какая именно рыба изображена на официальном гербе. В советской версии 1970 года это были ерши. В описании одной из неофициальных версий XIX века сообщалось, что рыба – окунь. Исторический герб был возвращен городу в 1992 году в его первоначальной екатерининской версии.

Статус города Осташков получил в 1770 году, а через два года был утвержден регулярный план его застройки. Согласно плану площадь города должна была вырасти с 50 до 236 десятин, и под застройку выделялась вся территория полуострова.

В центре Осташкова появилась главная Торговая площадь с каменными торговыми рядами, вокруг Троицкого и Воскресенского соборов – Соборная площадь. В начале XIX века большая часть Осташкова была застроена согласно плану. Интересно, что к этому времени провинциальный селигерский городок стал настоящим образцом градоустройства. Город занимал 199 десятин земли и был разделен на две части, каждая из которых в свою очередь делилась на кварталы. В это же время здесь начали мостить улицы и площади. Была открыта публичная библиотека, инициаторами создания которой были горожане, приносившие для нее книги из собственных собраний. Появился общественный театр, а у водной пристани – Набережный сад, ставший одним из любимых мест отдыха горожан.

Сапоги-осташи

Славились местные умельцы кожевенным мастерством. Не только в России, но и в Европе были нарасхват осташи — высокие, с голенищами 70 см, сапоги для рыболовов. На них был всего один шов, и, по свидетельствам современников, такие сапоги могли находиться в воде в течение суток и не промокнуть. Они были пропитаны специальным водоотталкивающим составом, секреты которого передавали в семьях осташковских сапожников из поколения в поколение. Сегодня знаменитые осташи можно увидеть в краеведческом музее Осташкова.

Озеро Селигер

Селигер – это целая сеть озер и плесов, соединенных между собой проливами, межтоками и внутренними реками. В переводе с финского Селигер – «изрезанное озеро». Оно лежит на высоте 205 м над уровнем моря и имеет ледниковое происхождение, чем и объясняется его необычная форма.

Автор русской «Арифметики»

Среди прославивших свой город уроженцев Осташкова особое место принадлежит Леонтию Филипповичу Магницкому (1669–1739), автору первого в России учебника математики, изданного в самом начале XVIII века. Свою фамилию Магницкий получил не от рождения, а за особые заслуги. До 15 лет он жил в Осташкове и звался Леонтием Теляшиным. Любил читать, интересовался математикой, иностранными языками и богословием. Пытливый юноша учился в Славяно-греко-латинской академии и, окончив ее, начал давать частные уроки. Познания Леонтия в области математики были весьма обширны, но приобрел он их не в академии, где математику не преподавали, а путем самостоятельного изучения. В 1703 году им была составлена первая в России учебная энциклопедия по математике под заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена». Петр I при встрече с автором учебника был настолько поражен его незаурядными умственными способностями, что велел построить Леонтию дом на Лубянке, пожаловал дворянство, одарил деревнями в Тамбовской и Владимирской губерниях и жаловал фамилию Магницкий. «В сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя». Сегодня в Осташкове есть улица Магницкого и памятный знак в его честь в сквере возле Вознесенского собора.

Вальский столп

О том, что когда-то Осташков был крепостью, сегодня напоминают лишь летописи да Вальский (от слова «вал») столп – часовня-обелиск. В XVIII веке на развалинах бывших оборонительных башен осташи возвели три больших поклонных столпа в память о находившихся здесь когда-то мощных крепостных валах и о героях, защищавших крепость. До наших дней сохранился лишь Вальский столп, возведенный на месте Южных ворот. Это монолитный четверик с высоким шпилем, выполненный в стиле барокко. Первоначально он был украшен вставными иконами, среди которых особо почитаемой была икона Богоматери Одигитрии – защитницы города.

Вознесенский (Знаменский) собор

На территории Осташкова и его окрестностей расположены по-настоящему уникальные храмы. Часть из них горела, была разрушена, восстанавливалась вновь. Один из самых известных – действующий Вознесенский собор, входивший в свое время в число построек Знаменского женского монастыря, открытого в XVII веке. Церковь несколько раз перестраивалась. Из небольшой деревянной постройки она превратилась в прекрасный каменный храм. Однако пожар 1868 года, уничтоживший около двух сотен домов в городе, добрался и до Вознесенского собора, оставив целым лишь каменный остов здания. Со временем собор вновь отстроили, но после революции 1917 года Знаменская обитель была закрыта. Здесь образовался рабочий городок, открылась швейная фабрика. Хранившиеся в храме святые мощи преподобного Нила Столобенского находились в попрании. Лишь спустя три десятилетия по ходатайству верующих для совершения богослужений была вновь открыта зимняя часть храма, куда и перенесли мощи святого. После того как храм был полностью передан верующим, его отремонтировали и заново расписали осташковские, тверские и московские иконописцы, а мощи преподобного Нила Столобенского поместили в золоченую раку. В середине 90-х годов XX века они были торжественно перенесены во вновь открывшуюся Нилову пустынь. В Вознесенском соборе остались частицы святых мощей преподобного Нила. Здесь же можно увидеть и деревянную скульптуру Нила Столобенского.

Нилова пустынь

Самая большая святыня на Селигере – Нило-Столобенская пустынь, находящаяся в десятке километров от Осташкова. Здесь хранятся мощи святого Нила. Нил прибыл на остров после того, как услышал «глас в тонком сне» – жить на Столобном посреди Селигера. Он поселился в пещере, питался «дубовым вершием» и дал обет столпничества – не садиться ни днем, ни ночью. Даже спал, «не ложась на ребра», а повиснув на деревянных крюках. Сила его молитвы творила чудеса – он исцелял, спасал людей от штормов на Селигере.

После смерти Нила, когда был открыт православный мужской монастырь, остров Столобный стал крупнейшим центром православного паломничества в России. Сегодня верующие могут присутствовать на богослужении в Богоявленском соборе, приложиться к мощам святого Нила. 9 июня отмечается день обретения мощей Нила Преподобного, и крестный ход движется к монастырю по воде, на лодках и катерах.

Калязин

Обладающий богатой историей и уходящей в глубину веков родословной, этот город был безжалостно затоплен вместе со своими древними святынями. Но, несмотря на это, он сохранил свой облик и даже некоторые исторические памятники – те, что не исчезли под водой почти 80 лет тому назад.


Кем были первые жители Калязина, доподлинно неизвестно. Историки считают, что сначала в этих местах обосновались угро-финские племена, затем – славяне-кривичи. Впервые в летописях Калязин упоминается в ХII веке. Правда, название поселения тогда было другим – Никола на Жабне. Именно так, в честь покровителя мореходов Николая Мирликийского, назвали свой опорный пункт – небольшой монастырь, основанный на месте впадения в Волгу реки Жабны, – новгородские купцы, которые вели торговлю на волжских берегах. В начале XII века князем Юрием Долгоруким был заложен здесь город-крепость Константин. Но его сожгли сначала в междоусобных войнах русские князья, а затем он дважды горел во время татаро-монгольских нашествий. Более спокойная жизнь наступает в Калязине только в ХV веке, когда на противоположном берегу Волги был основан калязинский Троицкий Макарьев монастырь. Кстати, название города, по одной из версий, связано именно с монастырем, а точнее, с фамилией ушедшего в него после потери семьи боярина Ивана Коляги, владевшего окрестными землями.

В «Житии преподобного Макария» об этом сказано следующее: «С сего времени и самая пустынь преподобного стала именоваться Колязино от имени означенного Коляги, владетеля земель поступивших в обитель его». Согласно другой версии название города происходит от угро-финского слова «кола», что значит «рыба». С годами монастырь развивался. Во второй половине XV века здесь игуменом Макарием был благословлен Афанасий Никитин, отправившийся в путешествие в Индию. После смерти Макария к его святым мощам в монастырь приезжали многие русские правители. Именно на конец XVIII – начало XIX века приходится расцвет этого приволжского города. Здесь ведется активная торговля, развиваются ремесла: деревянная резьба, валяние валенок, кружевоплетение. Дважды в год в городе проходили большие ярмарки. К концу XIX века в Калязине насчитывалось больше двухсот двухэтажных каменных купеческих домов.

В конце 1930-х годов древности Калязина понесли большие потери. При строительстве Угличской ГЭС и создании Угличского водохранилища две трети города оказались под водой, его исторический центр был затоплен, а сам Калязин разбит на несколько разобщенных частей.

Макарий Калязинский


Святой Русской православной церкви, живший в XV веке, основатель калязинского Троицкого мужского монастыря. В 21 год после смерти своей жены постригся в монахи, а через несколько лет жизни в обители ушел в безлюдное место, соорудив себе келью посреди дремучих лесов. Вскоре к отшельнику начали присоединяться другие монахи. Так образовался Троицкий монастырь, ставший знаменитым еще при жизни его основателя – святого Макария. В XVI веке при ремонтных работах в обители были найдены нетленные мощи святого, которые впоследствии хранились в монастыре. В 30-х годах XX столетия, когда монастырь был закрыт, мощи Макария перевезли в Тверь. Спустя несколько десятилетий, при митрополите Викторе, мощи святого были торжественно перенесены обратно в Калязин и положены в Вознесенский храм города. В 2008 году в Калязине в честь преподобного установили бронзовый памятник.

Храм, который пощадила вода

Церковь Введения Божией Матери во Храм построена в конце XVIII века на средства купца Николая Ивановича Охлобыстина. Рядом с церковью расположена выстроенная в том же стиле двухъярусная колокольня. Изначально церковь строилась как кладбищенская. Вокруг нее похоронены калязинские священнослужители, купцы, домовладельцы, мещане, офицеры. В советское время церковь не закрыли – долгие годы она была единственным действующим храмом Калязина. Храм и сегодня действующий. Главные его святыни – иконы с частицами мощей преподобного Макария Калязинского и святой благоверной княгини Анны Кашинской, покровительницы семьи.

Князь-освободитель и историческая битва

Многие монастыри были не только духовными центрами, но и мощными крепостями, способными долгое время сдерживать осаду вражеских войск. В 1609 году под Калязином состоялось одно из важнейших сражений в ходе войны с польско-литовскими захватчиками, планировавшими посадить на московский трон Лжедмитрия II. Руководивший русскими воинами князь Михаил Скопин-Шуйский в освободительном походе, одержав несколько побед над врагами, подошел к Калязину. Здесь у стен Троицкого Макарьева монастыря в течение двух месяцев росла русская армия. Военная тактика Скопина-Шуйского помогла разбить войска противника. Русские воины заманили врага на болотистый берег Жабни, а потом с двух сторон бросились добивать увязнувших в болоте поляков и литовцев. Благодаря победе при Калязине удалось заставить врага снять осаду Троице-Сергиева монастыря и отступить. В 2009 году на средства калязинцев был построен монумент в честь победы князя Скопина-Шуйского.

Колокольня-маяк

Пятиярусная колокольня – это все, что осталось в Калязине от Никольского (Николаевского) собора. 70-метровая башня, пристроенная к собору в XVIII веке, когда-то находилась в самом центре города. Сегодня же она стоит на искусственном острове в водах Угличского водохранилища, поднимаясь над поверхностью водной глади на 50 м.

С главным колоколом колокольни (изначально колоколов было 11) связано множество историй. Так, все здания, которые должны были уйти под воду, необходимо было прежде взорвать. И они действительно были взорваны. Все, кроме колокольни. Существуют разные версии ее спасения: не хватило взрывчатки, не успели до весеннего паводка, говорят также, что нашелся некий архитектор, вступившийся за историческое здание и сумевший отстоять колокольню в качестве маяка на крутом повороте Волги. Но колокола в любом случае требовалось снять. Когда 8-тонный главный колокол пытались столкнуть, он проломил перекрытия и провалился в подвал. Впоследствии властями было принято решение для защиты памятника истории и архитектуры от разрушения намыть вокруг него искусственный остров.

Ремесла Калязина

Калязинские резчики по дереву славились по всей России. Они делали не только резные наличники, но и иконостасы. Прославился Калязин и прекрасными изразцами, которые изготавливали местные гончары. В XVIII веке их производили до 76 тыс. штук в год. Великолепными изразцами были украшены стены Троицкого собора. Кружева в городе делали не только деревянные, но и самые настоящие, плетя их на коклюшках. Появилось это искусство в городе в XVII веке, когда разразившаяся в Москве чума заставила царицу Марию Милославскую искать спасение в Троицком Макарьевом монастыре. Приехала она сюда вместе со своими кружевницами. В отличие от изразцов кружевоплетение не забыто, и сегодня в Калязине можно вместе с местными мастерицами постучать коклюшками на мастер-классе и купить прекрасное кружевное изделие в сувенирной лавке.

Невозможно не упомянуть еще один калязинский народный промысел – валяние валенок. Он развивается здесь уже 200 лет. Калязинские валенки идут в ногу со временем и пользуются все большим спросом у ценителей народных мотивов в модных течениях.

Старица


Старуха с клюкой на гербе
Герб города, на котором находится фигура, к тому же фигура женская, – это редкое явление в геральдике вообще, а в геральдике России – исключительное. По легенде, во всем «виноват» герольдмейстер граф Франциск Санти, которого пригласили для разработки гербов русских городов. Решив, что «Cтарица» – это «старуха», он недолго думая предложил поместить на гербе города ее изображение. Однако, судя по всему, «Старица» и вправду означает не только «старое место» или «старое русло», но и «старуха», поскольку в местных краях ходит соответствующая легенда о единственной пожилой женщине, выжившей после нашествия монгольских полчищ.

Старице, насчитывающей более семи веков с даты своего официального основания, есть чем удивить любознательного путешественника, любителя старины, фотографа, спелеолога, живописца или паломника. Старица – небольшой приволжский городок на Валдайской возвышенности, административный центр Старицкого района Тверской области. С названием города и с историей его возникновения связана легенда, которая очень созвучна тому, что изображено на гербе Старицы. Датой основания города считается 1297 год, а его основателем является тверской князь Михаил Ярославич. Изначально город был заложен как крепость для защиты юго-западных границ Тверского княжества. Территорию обнесли высокими земляными валами, а реки Волга и Верхняя Старица создавали естественную водную преграду. В конце XV века Старица была присоединена к Великому княжеству Московскому. Иван Грозный очень полюбил этот приволжский город и подолгу жил здесь, встречался с дипломатами иноземных держав, послами. На берегу Волги стоял его дворец, окруженный высокой крепостной стеной.

Во времена Смуты город был разграблен и разрушен польскими войсками, но затем отстроился и в XVIII–XIX веках стал крупной пристанью на пути в Санкт-Петербург. Здесь активно развивались торговля и ремесла: кузнечное, сапожное, гончарное дело. До сих пор на остатках городища, находящегося на левом берегу Волги, сохранились шесть арок кузниц, врытых в холм. Когда-то кузнечная аркада огибала весь вал и включала в себя 50 кузниц. Размещение мастерских в глубине холма объяснялось целями безопасности. Это помогало избежать возникновения пожара в городе, большая часть построек которого была деревянной. Кольчуги, шлемы, мечи и копья старицких мастеров хранятся во многих российских музеях. Ковали кузнецы и «мирные» изделия – косы, топоры, вилы, подковывали лошадей, делали медную посуду. Еще один утраченный промысел связан с добычей «старицкого мрамора» – известняка, залегающего на глубине 20–25 метров. Это из него были построены многие дома не только в Старице, но и в белокаменной Москве. Добыча камня в Старице велась целыми семьями, традиции его добычи и обработки передавались из поколения в поколение. Судьба последних старицких добытчиков камня печальна: артель в полном составе арестовали в 1929 году. А в 1947 году по приказу Сталина все каменоломни нижнего уровня были взорваны. Добыча камня прекратилась, и лишь недавно промысел начал возрождаться.

Согласно летописи Старицкого Успенского монастыря до основания Старицы здесь уже был город Любим. Но в 1292 году во время татарского нашествия он был сожжен дотла, и лишь одна его жительница успела укрыться в пещере. Ее увидели те, кто пришел закладывать новый город на месте прежнего, и от этой пожилой женщины (старицы) город якобы и получил свое название.

Жизнь и подвиг вице-адмирала В.А. Корнилова


Один из самых прославленных жителей Старицкой земли – вице-адмирал, великий русский флотоводец XIX века, герой обороны Севастополя в Крымскую войну В.А. Корнилов. Родился он в 1806 году в родовом имении – селе Ивановское Старицкого уезда Тверской губернии. Жизнь Корнилова – это подвиг служения Родине на море и на суше. Во время героической обороны Севастополя он погиб на Малаховом кургане от вражеского снаряда. В честь знаменитого земляка в 1996 году, к 300-летию Российского флота, сельской школе в бывшем родовом имении его семьи было присвоено имя вице-адмирала В.А. Корнилова. В феврале 2009 года там же открылся Музей В.А. Корнилова, экспозиция которого рассказывает о подвигах героя, об истории рода дворян Корниловых и истории Российского флота.

Успенский монастырь и первый патриарх Руси

Белокаменный Успенский монастырь берет свое начало от часовенки, которую, согласно преданиям, еще в начале XII века построили пришедшие сюда монахи Киево-Печерской лавры Трифон и Никандр. В первой половине XVI века монастырь был перенесен на новое место и возрожден князем Андреем Старицким. С Успенским монастырем тесно связана жизнь Иова – первого патриарха Московского и всея Руси. С юных лет Иоанн (будущий Иов) был отдан родителями на воспитание в Свято-Успенский монастырь. В 1556 году он принял постриг и взял имя Иов. А через шесть лет уже был архимандритом и управлял монастырем. Церковная карьера Иова стремительно развивалась. Его приблизил к себе Иван Грозный, а в 1589 году Иов становится патриархом.

В годы Смуты он не склонил голову перед Лжедмитрием, которого лично знал еще как чернеца Григория, и призывал народ не нарушать священную клятву верности родине и ее истинным правителям. «Вор» Гришка сослал его туда, откуда начинался его путь, – в Успенский монастырь. На месте его погребения рядом с Успенским собором построили четырехъярусную колокольню с часовней. Во второй половине XVII века мощи Иова по приказу царя Алексея Михайловича перенесли в Успенский собор Московского Кремля. Сегодня в Старице о первом патриархе напоминает белокаменная могильная плита.

Судьба Свято-Успенского монастыря повторила участь многих храмовых построек России: в 1919 году он был закрыт. В конце прошлого века началась его реконструкция, завершившаяся в 2013 году. Монастырь, восстановленный в первозданном виде, представляет собой обнесенный стеной комплекс церковных построек, в числе которых белоснежный пятиглавый храм Успения Пресвятой Богородицы и стоящая рядом с ним колокольня-часовня Святейшего Патриарха Московского Иова, церковь Святого Иоанна Богослова, Троицкая церковь с усыпальницей, часовня Георгия Победоносца и мавзолей.

Ильинская церковь

Первое упоминание о существовании в Старице Ильинской церкви встречается в одной из писцовых книг первой половины XVII века. Когда деревянный храм стал ветшать, на его месте решено было возвести каменную церковь. Однако площадка для строительства оказалась мала. Подходящее место искали на протяжении целых пяти лет! Пятиглавая Ильинская церковь, строительство которой было завершено в начале XIX века, сохранилась до наших дней. Храм в стиле барокко стоит у въезда в город, первым встречая всех, кто приезжает в Старицу. В годы религиозных гонений он не был закрыт и до сих пор является действующим. В нем хранится икона Ахтырской Божией Матери.

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор в Старице строился трижды. Сначала это была небольшая деревянная церковь, которую из-за ветхости в середине XVI века разобрали и построили каменный собор в честь Бориса и Глеба – покровителей русского воинства. Из исторических источников известно, что это был «...оригинальный, из ряда вон выдающийся по своей конструкции пятишатровый храм», «богато украшенный белокаменной резью и цветными изразцами». Однако все это великолепие во времена Смуты было разрушено польскими захватчиками. Новый каменный собор был выстроен по проекту архитектора Матвея Алексеевича Чернятина в 1820 году, предположительно при участии Карла Росси. Из старого храма в новый перенесли колокола и церковную утварь, а также изразцовые панно «Распятие» и «Нерукотворный Спас». Рядом с массивным зданием храма была построена изящная трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем с крестом.

Храм в селе Красное

Недалеко от Старицы находится село Красное, известное своим необычным Преображенским храмом. Согласно преданию графиня Полторацкая мечтала о том, чтобы императрица Екатерина II погостила у нее по дороге из столицы в Москву. И для этого решила создать у себя в усадьбе точную копию знаменитой церкви Чесменского дворца, построенной в Санкт-Петербурге по проекту известного архитектора Ю.М. Фельтена. В 1790 году необычный православный храм в стиле псевдоготики со стенами, окрашенными в розово-терракотовый цвет, и скульптурными изображениями ангелов на портале был построен. Сегодня он является действующим, в храме находится чудотворная икона Святого Николая.

Старицкие пещеры

Наибольшее количество старицких легенд связано с пещерами – заброшенными каменоломнями, оставшимися в результате добычи «старицкого мрамора». Многие из пещер тянутся вглубь на несколько километров. Одна из самых удивительных пещер – Ледяная. Добраться до нее непросто, но зато в награду за поездку по бездорожью вас ждет незабываемая картина. Со дна пещеры поднимаются сталагмиты, образуя ледяные столбики и фигуры, в которых одни видят монахов в клобуках, другие – животных, третьи – фантастические образы. Зимой в больших залах пещеры также образуются ледяные фигуры. В небольшой пещере Лисичка во многих местах можно передвигаться в полный рост, в пещере Парабеллум есть подземное озеро с прозрачной водой.

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Виртуальная выставка Музеев Московского Кремля «Регалии русских царей»

Просветительский онлайн проект Третьяковской галереи «Лаврус»

Эрмитаж провёл online-экскурсию выставке о великом князе Сергее Александровиче

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Российская империя и революция: запечатлеть эпоху

2978659823689562365982635986238965-1.jpg

Российское историческое общество и телекомпания «Под знаком Пи» готовятся представить сразу несколько новых крупных просветительских проектов. Полным ходом идёт работа над документальным фильмом «Империя: воля и мир», в котором подробно рассказывается об истории становления и развития Российской империи. 

 

Сердце России. Донецко-Криворожская Советская Республика

1825681258612856125125-5.jpg

Именно так называли Донбасс в годы становления советской власти. Наверное, каждый, кто интересовался историей Гражданской войны, последовавшей после февральской и октябрьской революций, видел этот агитационный плакат, появившийся в начале 1920-х гг.

 

Русский флот у берегов Америки: общая история, интересы и цели

912856389168925619825896128956981258961.jpg

У России и Соединённых Штатов Америки, двух крупнейших держав, были общие интересы и цели – в освоении новых территорий, развитии государственности, проведении гражданских реформ и отстаивании человеческих ценностей. И сегодня мы замечаем много схожего в истории наших стран, народов, правителей, в судьбах отдельных людей…

Новости Региональных отделений

Во Владивостоке открылась экспозиция «УЛица героев»

«УЛица героев» во ВладивостокеАвтор фото – Илья Аверьянов

31 июля 2020 года, при поддержке Дальневосточного отделения Российского исторического общества во Владивостоке, была организована экспозиция «УЛица героев».

 

В Севастополе освятили закладочный камень храма в честь иконы Богородицы

В Севастополе освятили закладочный камень храма в честь иконы Богородицы

Церемония освящения закладочного камня храма в честь иконы Богородицы «Умягчение злых сердец» состоялась 27 июля 2020 года. Храм будет построен в районе Максимовой дачи. В гражданскую войну здесь происходили массовые расстрелы.

 

Из печати вышла книга о семейной истории рода Астафуровых

Исследовательская группа «Семейная летопись» (г. Москва) выпустила книгу члена Совета отделения Российского исторического общества в Саратове Юрия Каргина «Астафуровы. Исторический очерк».

Трибуна

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

Monographic

Росархив представил уникальный интернет-проект «Крым в истории России»

Krim-portal1.jpg

Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).

Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.

 

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

Прокрутить наверх