Государственный Эрмитаж проводит выставку «В память великого князя Сергея Александровича. Предметы из коллекции, поднесённой Эрмитажу», в которой представлены предметы декоративно-прикладного искусства, переданные музею в 1910 году великой княгиней Елизаветой Федоровной, вдовой великого князя Сергея Александровича. Посетить выставку возможно online – экскурсию, видеозапись которой доступна в социальных сетях Музея , провела куратор проекта Ольга Григорьевна Костюк, заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства.
Великий князь Сергей Александрович (29 апреля 1857 г. – 4 февраля 1905 г.) – четвертый сын Александра II и императрицы Марии Александровны. В 1882 году он стал одним из инициаторов создания Императорского Православного Палестинского общества, которое возглавлял до самой смерти: 14 февраля 1905 года великий князь трагически погиб от бомбы революционера-эсера.
Нынешняя выставка подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Императорским Палестинским Православным Обществом.
На открытии выставки выступил генеральный директор Государственного Эрмитажа, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Санкт-Петербурге Михаил Пиотровский.
«Выставка небольшая, но очень важная для нашей исторической памяти – она посвящена великому князю Сергею Александровичу. Это такая сложная фигура, и чтобы лучше понять таких людей, нужно изучать детали их жизни. Он был главой Императорского Палестинского Православного Общества – это одна из важнейших гуманитарных организаций, сохранённых в советское время и возрождённых в новой России»,
– сказал он.
В состав экспозиции вошли двадцать предметов, большая часть которых – табакерки. Особое внимание обращает на себя табакерка работы Карла Хелфрида Барбе, покрытая эмалевым ромбовидным орнаментом. Зрителям также представлены медальоны, выполненные в разной манере и технике: например, портрет Екатерины II, изготовленный на английской фирме «Веджвуд» из яшмовой массы, и камейный портрет Александра I, вырезанный из сардоникса, вероятно, французским мастером.
Табакерка в виде мопса
Западная Европа. Неизвестный мастер. Вторая половина XVIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото с сайта: https://www.hermitagemuseum.org
Представители дома Романовых традиционно занимались меценатством и коллекционированием. Исключением не стал и Сергей Александрович: в начале 1880-х годов во Флоренции он активно приобретал произведения искусства. Например, мраморный рельеф с изображением Мадонны с младенцем (Италия, XV век). Значимым приобретением Сергея Александровича стала уникальная фрески фра Анджелико «Мадонна на троне со святыми Домиником и Фомой Аквинским». Сегодня она является одним из ключевых произведений эрмитажного собрания итальянской живописи XV века. Обе работы входят в постоянную экспозицию музея.
Табакерка с изображением букета цветов
Россия, Санкт-Петербург. К. Х. Барбе. Около 1850
Государственный Эрмитаж
Фото с сайта: https://www.hermitagemuseum.org
Художественные миниатюры и предметы декоративно-прикладного искусства – особый раздел личной коллекции великого князя. Часть из них была связана с его семьёй, историческими лицами или событиями, вызывавшими интерес Сергея Александровича. Другие выделялись своей редкостью или высоким мастерством автора, выполнившего работу. Эта часть собрания Сергея Александрович представлена единым комплексом впервые.
К выставке подготовлена иллюстрированная брошюра, выпущенная в издательстве Государственного Эрмитажа.
ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Русскоязычная переписка Императорского Русского исторического общества за 1898 год
19 марта 1898 года был торжественно открыт Русский музей
В Гатчине открыли закладной камень на месте будущего памятника Александру III
В 1944 году в поселке Белые Столбы под Москвой умер путевой обходчик Борис Васильевич Ключевский. Репрессированный, отсидевший в лагерях сын великого историка Василия Осиповича Ключевского. На нем род Ключевских закончился - детей у Бориса не было. Но сыну удалось сделать то, что считал главным в своей жизни - он сохранил архив отца: письма, дневниковые записи, наброски лекций.
Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.