На фото: Казанский Кремль (фото из открытых источников).

Посещение исторических городов Татарстана, встречи с казанскими учёными, их рассказы об особенностях восстановления и музеефикации памятников общероссийского культурного наследия ярко высвечивают перспективы развития отечественного туризма.

ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ

Наряду с Казанским кремлём две важнейшие культурно-исторические достопримечательности Республики Татарстан, две «визитные карточки» современного российского туризма – это город Болгар, памятник мусульманской культуры, и остров-град Свияжск, памятник православной культуры эпохи Средневековья. Их восстановление состоялось как двуединый проект, в духе единства духовных ценностей народов, населяющих Татарстан. Об особенностях этих памятников и превращении их в популярнейшие туристические объекты рассказывает Раиль Фахрутдинов, доктор исторических наук, профессор Казанского федерального университета, член Российского отделения ICOMOS (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест).


На фото: Казанский Кремль (фото из открытых источников).

Уверен, туристический потенциал этих памятников только начинает раскрываться. Несомненный культурный, духовный, познавательный их «вес» всё успешней подкрепляет задачи развития российского туризма. Сегодня мы живём в глобальном мире, и сохранение исторического наследия работает не только на экономическое развитие республики. Восстановление Болгара и Свияжска – это один из сильных инструментов привлечения инвестиций, действенный механизм наших будущих прорывных проектов в области культуры, политики, экономического развития. Сбережение этих памятников и обеспечение их доступности для путешественников – это очень сильная репутационная вещь.

Болгар, например, – это интереснейшая культурно-контактная зона в эпоху Средневековья, мегаполис своего времени, развивавшийся на стыке цивилизационных путей. С Х века он выполнял роль центра международной торговли на стыке торговых связей как часть Волжского торгового пути. Здесь же был узел знаменитого Северного пушного пути, который шёл из Западной Сибири.


На фото: Болгар – древняя столица Волжской Булгарии (фото из открытых источников).

Инициатива масштабных работ по восстановлению и введению в современное культурное пространство Болгара (равно как и Казанского кремля и Свияжска) исходила от первого президента Татарстана. Именно по инициативе Минтимера Шариповича Шаймиева, человека стратегического мышления, был создан фонд «Возрождение», результатом работы которого в основном и стало нынешнее состояние важнейших памятников нашей истории, одинаково сакральных и для мусульман, и для христиан. Отмечу, что усилия власти по восстановлению и музеефикации Болгара поддержали и мусульманская и православная общины, и научное сообщество, и деятели культуры, и татарские диаспоры за рубежом. Этот проект имел многих своих подвижников; отмечу особо роль Джамиля Габдрахимовича Мухаметшина, первого директор музея-заповедника Болгара, ставшего душой работ по восстановлению этого памятника на высоком научном уровне.

Все участники отнеслись к идее воссоздания Болгара, я сказал бы, как к инновационному, прорывному проекту в области сохранения исторического наследия и включения его в культурную жизнь современного общества. Так что Болгар – город симбиоза различных культур и традиций Евразии – и в наши дни объединил людей. Этот город – достояние культурного наследия народов современной Российской Федерации. В полной мере это можно отнести и к ситуации с восстановлением Казанского кремля и острова-града Свияжска.

ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ КАК РЕСУРС

История как объект туристического интереса представлена в Республике Татарстан на современном уровне экспозиционного мышления. Об этом – рассказ Рафаэля Валеева, доктора исторических наук, заведующего кафедрой всемирного культурного наследия Казанского федерального университета, руководителя кафедры ЮНЕСКО в Поволжье, вице-президента Национального комитета ICOMOS (Россия).

Мы хорошо понимаем, что без мощного историко-культурного потенциала развивать внутренний туризм на современном уровне невозможно. Опыт наших главных в этом смысле объектов – Казанского кремля, Болгара и Свияжска, пополнивших Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – это наглядно показывает. Настоящий туристический бум последних лет вывел эти объекты на уровень одних из самых посещаемых историко-культурных объектов в Российской Федерации. Позиционирование их как точек пересечения народов и культур, как мест духовной силы, мультикультурности, поликонфессиональности также повышает к ним интерес и россиян, и гостей из-за рубежа. Не будем забывать и всю сложную «матчасть» осуществлённых проектов: реставрацию, благоустройство, музеефикацию, строительство дорог – словом, весь комплекс инфраструктурных улучшений…

Остров-град Свияжск ЮНЕСКО
На фото: Остров-град Свияжск (фото из открытых источников).

Многочисленные музеи Болгара и Свияжска демонстрируют выдающиеся универсальные ценности этих комплексов. Важно то, что характер и принцип построения экспозиций нацелены на разные уровни восприятия и культурного освоения – от научного до любительского, с учётом разного возраста и уровня подготовки посетителей.

На очереди – завершение восстановительных работ и музеефикация Елабуги и других малых городов. Кроме того, сейчас очень активно развивается сельский туризм. Туристы из разных мест приезжают к нам и с удовольствием селятся в небольших деревенских домах, где сохранена историко-этнографическая специфика; они проникаются традиционной культурной средой, интересуются аспектами быта и повседневности... Этот вид туризма чрезвычайно популярен не только у россиян, но и у иностранцев – японцев, немцев.

Важно и то, как подъём туризма влияет на восприятие республики. Это тоже очень серьёзный ресурс, он по принципу обратной связи способствует дальнейшему развитию туристических возможностей. Ведь для инвесторов этот регион понятен, им известна его стабильность, как социальная, так и политическая, они понимают устойчивость бизнес-среды как опоры вложений в туризм. Ресурсный фактор туризма подкреплён также и квалификационными, экспертными компетенциями специалистов, работающих в сфере восстановления исторических памятников.

СИМВОЛ ИНТЕГРАЦИИ И МНОГООБРАЗИЯ

О планах в отношении восстановления новых историко-культурных объектов рассказывает Айрат Ситдиков, доктор исторических наук, директор Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, декан Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия Института международных отношений Казанского федерального университета.

Как уже было отмечено, в основе сохранения культурного наследия в Татарстане лежат принципы системности, долгосрочности и комплексности при создании культурного пространства. Эти принципы воспринимаются всем нашим многонациональным сообществом. Их реализация положительно влияет на все социально-экономические процессы в регионе. Так, возникающая в результате развития туризма комфортная среда повышает самооценку, способствует эффективности трудовой деятельности, делает более устойчивым развитие экономики. Это и фактор стабильности религиозных, конфессиональных, этнических, межнациональных взаимоотношений.

В 2014 году на 38-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО было принято решение о включении в Список Всемирного наследия Болгарского историко-археологического комплекса по VI категории, которая подчеркивает роль духовности, особенности веры, культуры, обычаев, исторических традиций, социальных и нравственных норм жизни народа.

На очереди стоит проект, самим своим смыслом, как мне кажется, работающий на выполнение всех упомянутых задач. Одно из ярких явлений прошлого, инфраструктурно объединившее огромное количество городов в России, – это так называемые засечные линии.

Исток возникновения этих линий и городов на них – государственная политика в развитии безопасности, задачи устойчивого территориального развития, необходимость вовлечения новых сообществ, нового населения в единое пространство Российского государства. В то же время это и результат взаимодействия людей, культур, народов, традиций в формировании территориальных поселенческих центров в виде городов, сёл с их пёстрой, многоукладной, многонациональной хозяйственной жизнью. В этой жизни сочетались сельское хозяйство и скотоводство – как кочевое, так и домашнее, промыслы, собирательство и охота. Многоукладность, которая складывалась в зоне формирования засечных линий, представляет собой исключительный феномен именно российской социокультурной традиции, создававшей совершенно новые пространства единой цивилизации во всём её,внутреннем многообразии.

В мире подобных явлений крайне мало. Сами по себе засечные линии – это история развития градостроительной и оборонительной, фортификационной системы, притом что засечные линии показывают эту систему в динамике. Линии связаны с такими городами (и это только на территории Татарстана), как Лаишево, Чистополь, Мензелинск, Билярск (в свой поздний период), Шешминск, Заинск... Эти города «двигались» на восток и на юг. Если северные, наиболее ранние линии относились к лесной полосе, то последним этапом развития этих линий можно назвать, пусть и с некоторой натяжкой, город Кушка на территории Таджикистана. Вся эта система засечных линий формировала культурное пространство – и российское, и трансграничное, – имея прямое отношение к складыванию территорий Российской империи. Засечные линии были структурой, их созидающим каркасом.

При сравнении с какими-то близкими по масштабу мировыми фортификационными объектами ассоциации возникают разве что с Великой Китайской стеной. Однако по своей длине засечная черта её превосходит, а по сути представляет собой иное явление. И дело не только в том, что Великая Китайская стена двигалась с юга на север, а Великая Российская – Евразийская! – стена, наоборот, с севера на юг и восток. Засечные линии и по замыслу, и на практике не были нацелены ни на отчуждение от «инородцев», ни на «отсечение» нежелательных соседей. Напротив, это была контактная зона, где формировались и расселялись этнические группы, где от Поволжья до Сибири народы вовлекались в хозяйственную деятельность, формировали военно-служилое сословие, соучаствуя в государственной истории России, обеспечивая её непрерывность, неразрывность, мультикультурность. Не захваченная территория и не линия отпора – это было движущееся культурное пространство, где народы вместе создавали государство, цементируя его как раз своим разнообразием.

Засечные линии как восстановленный историко-культурный памятник могут дать целостное представление о том, что единство и целостность России закреплены самой историей формирования этого государства его народами. Они его защищали, создавали и продвигали в пространстве заселяемых и освоенных земель.

Поэтому в перспективе засечная черта (её многочисленные исторические поселения) по своей значимости может стать достойной частью всемирного культурного наследия, объектом – по своей масштабности – для принципиально нового типа номинации. Ведь только на территории России она объединяет несколько десятков областей. То есть это интегральный и интегрирующий проект, идейно, культурно и пространственно охватывающий огромную территорию евразийского пространства России и её соседей.

Девизом этого памятника как туристического мегаобъекта могут стать слова: «Мы – единое пространство». И это не просто красивая риторика. За проектом – огромной важности инфраструктурные возможности и задачи, связанные с дорогами и коммуникациями, новыми маршрутами, торговыми и прочими связями. Символическим образом восстановление и музеефикация засечных линий на новом уровне объединит культурное пространство России со всей его исторической глубиной и при этом придаст историческим городам засечных линий туристическую доступность и популярность. Ведь повседневность мира людей, когда-то создававших и защищавших своё государственно-цивилизационное пространство, была чрезвычайно яркая, самобытная, интересная.

Проект продемонстрирует путешественнику аспекты материального и нематериального наследия разных народов и культур – в кулинарии, обычаях, традициях, праздниках…

Остров-град Свияжск ЮНЕСКО

На фото: Успенский собор (фото из открытых источников).

В 2017 году решением 41-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска были включены в Список Всемирного наследия.

Этот проект был уже инициирован в нескольких регионах, но пока в локальном формате, тогда как культурный масштаб и государственное значение такого начинания требуют поддержки серьёзных структур.

Именно Российское историческое общество и фонд «История Отечества» способны поставить эту задачу на общероссийском уровне. Причём в том концептуальном и экспертном формате, который позволил бы межрегионально и междисциплинарно подойти к решению соответствующих задач. Работа потребует объединённых усилий историков, археологов, этнографов, культурологов. Потребуются специалисты технических и естественнонаучных дисциплин, палеоэкологи, биологи, химики, почвоведы, географы…

Как показывает опыт, подобные проекты ценны и тем, что формируют новое гуманитарное, научное сообщество в России, способное на новом уровне ставить и решать задачи осмысления её прошлого и настоящего. Это мог бы быть величайший проект гуманитарного плана, который позволил бы ярче и объёмнее высветить важные страницы истории и культуры нашей многонациональной страны.

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Волжское раздолье. Издательский проект «Моя страна Россия»

В Доме РИО подвели итоги первого этапа конкурса «Уроки Победы»

«Ящик Пандоры» для страшной войны в истории человечества...

Жизнь и государственная деятельность Николая I в Виртуальном Русском музее

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Русский флот у берегов Америки: общая история, интересы и цели

912856389168925619825896128956981258961.jpg

У России и Соединённых Штатов Америки, двух крупнейших держав, были общие интересы и цели – в освоении новых территорий, развитии государственности, проведении гражданских реформ и отстаивании человеческих ценностей. И сегодня мы замечаем много схожего в истории наших стран, народов, правителей, в судьбах отдельных людей…

 

Сухой закон 1914 года. Борьба за народную трезвость накануне революции

239865893628562365.jpg

Одним из факторов, дестабилизировавших внутриполитическую обстановку в Российской империи накануне Февральской революции 1917 г., стала правительственная политика по ограничению продажи алкогольных напитков – так называемый сухой закон 1914 г.

 

Археология Московского Кремля: итоги раскопок на Кремлёвском холме

knifa-kreml.jpg

В 2016–2017 годах учёные Института археологии РАН провели раскопки на территории Московского Кремля, на месте демонтированного 14-го корпуса, где когда-то находились Малый Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри.

Новости Региональных отделений

Онлайн-платформа «МестоПамяти.РФ». Оренбургское отделение РИО

В год 75-летия Великой Победы Оренбургское отделение Российского исторического общества, в соответствии с обращением председателя РИО С.Е. Нарышкина, включило в план своей работы деятельность по наполнению онлайн-платформы «МестоПамяти.РФ» сведениями о различных памятных объектах, связанных с событиями Великой Отечественной войны.

 

Из печати вышла монография о жизни и творчестве Евгения Аграновича

Из печати вышла монография о жизни и творчестве Евгения Аграновича

В начале июля 2020 года издательство Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС выпустило научную монографию «Вечный огонь» Евгения Аграновича» (автор М.Е. Петухова), посвященную жизни и творчеству поэта и барда, автора легендарных песен «Вечный огонь» из фильма «Офицеры» и «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» из фильма «Ошибка резидента».

 

Указом Президента РФ Ульяновск стал «Городом трудовой славы»

Ульяновск стал «Городом трудовой славы»

3 июля 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин своим указом присвоил сразу 20 городам звание «Город трудовой доблести» за вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне.

Трибуна

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

Monographic

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Об отношении коммунистических партий к парламентаризму на II конгрессе коминтерна


Второй конгресс Коминтерна 1920 г.

Второй конгресс Коминтерна, проходивший с 19 июля по 7 августа 1920 г. и утвердивший организационные принципы мирового коммунистического движения, необходимым пунктом включил в повестку вопрос об отношении к парламентаризму.

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

Прокрутить наверх