В Первой мировой войне впервые нашли применение многие виды вооружения. Но не только силой оружия пытались добиться победы противоборствующие державы. Особую роль играла информационная война, большое значение в которой имели разнообразные средства пропаганды, в особенности карикатуры. Они создавались с целью поднятия боевого духа армии и усиления патриотических чувств у гражданского населения. В них изображались саркастические образы вражеских армий, правителей и политиков, а также восхвалялась собственные войска и державы.

Изучение такого наглядного источника позволяет выявить особенности формирования общественного мнения в годы Первой мировой войны, увидеть особенности формирования образа врага и взгляд на события войны сквозь призму карикатур.

Проблема использования карикатур как средства пропаганды уже привлекала исследователей Первой мировой войны. Так, В.И. Баяндин и А.В. Запорожченко рассмотрели карты-карикатуры Англии, России и Германии, выявили характерные для них образы1Баяндин В. И., Запорожченко А. В. Географические карты в борьбе с противником накануне и в годы первой мировой войны // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 79–95.. Весомый вклад в изучение проблемы внес Д.Е. Цыкалов, им проанализированы образы врага и основные мотивы в карикатурах России, Германии, Англии2Цыкалов Д.Е. Карикатура как орудие пропаганды в период первой мировой войны // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. № 1. С. 85–90.. Т.А. Филиппова рассмотрела отражение Османской империи и турок в русских карикатурах3Филиппова Т.А. Кавказский фронт первой мировой войны в карикатурах // Вестник ТвГУ. Серия «История». 2015. № 1. С. 74–95.. В работе Х.В. Яна проанализированы наиболее характерные отрицательные качества и различные прозвища немцев в России4Ян Х.Ф. Русские рабочие, патриотизм и Первая мировая война//Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций. 1861 – февраль 1917 г.: материалы Меж. кол., 12–15 июня 1995 г. / под ред. С. И. Потолова. СПб., 1997. С. 379–396.. Проблемы информационной войны и формирования образа врага в Первой мировой войне нашли отражение в работах М.В. Васильева5,Васильев М.В. Информационные войны Первой мировой. 1914–1918 гг. URL: https://www.simvolika.org/vv060.htm6Вашик К. Метаморфозы зла. Образ врага в немецком и советском плакате // Родина. 2002. № 10. С. 14–17.. Несмотря на это, на сегодняшний день еще не все имеющиеся карикатуры рассмотрены и проанализированы учеными; нет четко сформулированной типологии карикатур; недостаточное внимание уделено дипломатическим карикатурам. Этим проблемам и посвящена данная статья.

Карикатуры периода Первой мировой войны в России и Германии имели разнообразные образы и создавались с различными целями. Но все же для всех из них были общие характерные черты. В карикатурах Германской империи по отношению к России преобладали негативные оценки. Российскую империю представляли бескультурной, отсталой и агрессивной. Русским приписывались такие черты, как жестокость, бессовестность и свирепость7Цыкалов Д.Е. Указ. соч. С. 87..


Карикатуры первой мировой войны

В Российской империи немцев также наделяли отрицательными качествами, их называли воинственными, высокомерными, злостными педантами. Также была характерна распространенность множества прозвищ немцев: «немец-шмерец», «колбасник», «сосиска»8Ян Х. Ф. Указ. соч. С. 383..

Характерным отличием российских и немецких карикатур была их направленность. Российские карикатуры в первую очередь предназначались для подданных российской империи и в меньшей степени применялись для пропаганды среди противника. Германские же карикатуры были в равной степени нацелены как на сознание германского общества, так и на российскую общественность.


Карикатуры первой мировой войны

Для распространения своих карикатур противоборствующие страны использовали самые разнообразные способы доставки пропагандистских источников военным и гражданскому населению противника. Для этого применялись аэропланы, дирижабли, воздушные шары, артиллерийские снаряды9Баяндин В. И., Запорожченко А. В. Указ. соч. С. 87..

Российские и Германские карикатуры периода Первой мировой войны богаты на образы и сюжеты, – это позволяет разбить их на несколько групп.

Первый тип карикатур – карты-карикатуры. Задача данных карикатур заключалась не только в высмеивании противника, но и в формировании образа опасного врага.

Российская империя, как правило, изображалась в образе злого (иногда простодушного) сельского мужика или медведя, устремившего свой «хищный» взор на Центральные державы.


Карты - карикатуры первой мировой войны

Российские карты-карикатуры были менее богаты на образы. Как правило, державы на них обозначались в человеческих образах. На одной из карт Николай II, которому сопутствует богиня Победа, протыкает шпагой Германию в образе разъяренного быка. Название карты «Война освободительница 1914–1915 гг.» подчеркивало грядущее освобождение Европы в целом и России в частности от «немецкого ига».

Примечательна карта начала войны, которая показывала, как Германия тянет руки к России, тем самым подчеркивая захватнические устремления врага. Россия в свою очередь «скалится», но этот оскал направлен скорее на Австро-Венгрию, которая, в свою очередь, устремила свой хищный взгляд на Сербию. Этот образ должен был подчеркнуть справедливый характер войны для России, которая заступилась за братский народ. Карикатуры второй группы посвящались успешным военным операциям.


Карты - карикатуры первой мировой войны

В Германии наибольшей популярностью пользовались сюжеты о сражениях в Восточной Пруссии. Образ российских войск в карикатурах существенно разнится: это и тонущий крестьянин в шапке с двуглавым орлом, и группа солдат, которая идет в ловушку на потеху немецким солдатам, и бегущие в тыл солдаты и генералы. Общим для этих карикатур являлось то, что они показывали глупость и отсталость царской армии.

Одна из карикатур посвящалась поражению российской армии у Мазурских озер в 1914 г. На ней были показаны российские солдаты, попавшие в немецкую ловушку и тонущие в Мазурских озерах Упоминание ловушки в карикатуре не случайно. Германские командующие отмечали, что по ходу кампании 1914 г. они неоднократно перехватывали российские радиотелеграммы. Это позволяло германскому генштабу следить за передвижениями царских войск и планировать проведение своих операций. Некоторые военные события Первой мировой войны нашли свое отражение и в российских карикатурах. Как в России особое внимание уделили успешной обороне Царства Польского в 1914 г.

На одной из карикатур показано неудачное немецкое наступления на Варшаву в октябре–ноябре 1914 г. Немец пытался испить «кофе по-Варшавски», но обжегся и выронил свою кружку.

Примечательно, что в последующие годы тема побед над немецкой армией на полях сражений была не столь популярна, как в первый год войны. Одной из причин этого может быть возросшая усталость российского общества от войны и нежелание правительства лишний раз делать упор на «кровавую действительность» войны.

Характерной чертой российских карикатур было отображение побед союзников. Карикатура 1914 г. демонстрирует неудачное наступление немцев на Париж. Германия, представленная кайзером Вильгельмом II в образе лисы, получила отпор от французской артиллерии10В карикатуре показана победа войск союзников в битве на Марне в сентябре 1914 г. В результате сражения войска Антанты сорвали стратегический план наступления германской армии, ориентированный на быструю победу на Западном фронте и вывод Франции из войны..


Карикатуры первой мировой войны

Следующая группа карикатур высмеивала вражеские армии. В Германии офицеры российской армии изображались с кнутом или пистолетом, с помощью которых они гнали солдат в бой. Российские солдаты часто изображались в образе бескультурных пьяниц. Порой в германских карикатурах насмехались над казаками. Это было не случайно, поскольку по воспоминаниям германских солдат, казаки отличались особой воинственностью и жестокостью, их считали коварными и опасными противниками.

Особой популярностью в карикатурах пользовался образ неуклюжего и злого медведя, с которым ассоциировалась Россия. На одной из таких карикатур – медведь пытался что-нибудь украсть у немцев, которые, в свою очередь, давали отпор зверю.

Чтобы показать отсталость российской армии, немцы порой сравнивали ее с гуннами. Некоторые плакаты, на которых были изображены царские солдаты, сопровождались надписями «Гунны идут!» или «Эти варвары». Примечательно то, что в странах Антанты немцев также сравнивали с гуннами и часто называли варварами.


Карикатуры первой мировой войны

Российские карикатуры, в первую очередь, стремились восхвалить свою армию, показать ее доблесть, в связи с чем большее внимание уделялось образу российских солдат. Российские солдаты изображались храбрыми, находчивыми и часто веселыми, нередко показывалось, как русский солдат бил немца ремнем.

Также в России отметили «особенность» немецкой мобилизации. На одной из карикатур показана «последняя мобилизация» Германии, в ходе которой Вильгельм II призвал на службу трехмесячных младенцев. Эта карикатура должна была подчеркнуть критическое положение дел для Германии и вселить уверенность в скорую победу Антанты в российское общество.

В тоже время российские карикатуристы не прошли мимо бесчестных методов ведения войны со стороны Германии. На одной из карикатур «Не для нас написано» показано, как немецкий солдат перечеркивает 10 заповедей Божьих. Внизу же располагалась подпись Вильгельма II, которая свидетельствует о том, что все это происходило по его вине.

Следующий тип карикатур обличал правителей вражеских государств. Стоит различать карикатуры, цель которых обозначить какие-либо события через изображение императоров, и карикатуры, которые созданы непосредственно для высмеивания правителей.

В Германской империи в развязывании войны обвиняли Российскую империю. При этом Николая II окрестили не иначе как предателем Священного Союза. На одной из карикатур Вильгельм II был изображен в образе Христа, а Николай II был показан в качестве Иуды Искариота11Цыкалов Д.Е. Указ. соч. С. 87. Стоит отметить, что данный тип карикатур встречался в Германии достаточно редко в сравнении с Российской империей.

В России излюбленной мишенью для насмешек был Вильгельм II, чьи пороки нещадно высмеивались. Он изображался в самых разнообразных образах: антихрист, черт, пес, лиса.

Отдельной группой карикатур можно считать дипломатические карикатуры, которые давали характеристику военным союзам и державам.

Образ России в немецких карикатурах, направленных против Антанты, свидетельствует о том, что немцы видели в России равноправного участника Антанты. Лишь в нескольких карикатурах Россия представлена с мешками денег, полученных от Франции и Англии для продолжения войны с Германией. Одна из немецких карикатур изображала противников Германии, стоящих по стойке смирно перед немецким солдатом, а возглавлял шеренгу российский солдат. Шеренга сопровождалась надписью «Банда грабителей».

На одной из карикатур Россия, Франция и Англия были представлены в виде музыкантов. Российский солдат с перевязанной головой играл на порванном барабане. По сути, все страны Антанты показывались равноправными участниками «оркестра».

Важной задачей дипломатических карикатур было возложение ответственности за начало войны на своих врагов. Так на одном из плакатов немецкой армии противопоставлялись страны Антанты, над которыми нависли архангелы, которые укоризненно взирают на Россию и ее союзниц; при этом Антанту именовали «зачинщицей войны».


Карикатуры первой мировой войны

Не обошли стороной немецкие карикатуристы тему дружбы России с Сербией.

На одной из немецких карикатур было показано, как немецкие солдаты гонят прочь Николая II, на спине которого сидит Сербия в образе вши.

Главным лейтмотивом российских карикатур о Четверном союзе была зависимость союзников от Германии. Любимым мотивом карикатурщиков была езда Германии верхом на своих союзниках, так же, как правило, Германия превосходила в росте своих союзников. Германию и ее союзниц часто называли бандитами и разбойниками, подчеркивая бесчестные методы ведения войны.

Вступление Турции в войну на стороне Германии стало популярной темой у российских карикатуристов. Турцию изображали в качестве марионетки Германии. На карикатуре «Танец Турецкой обезьяны» изображены правители Австрии, Германии и Турции, причем Вильгельм II самый высокий на карикатуре держит на поводке Мехмеда V, который заметно уступает в росте, следовательно, и в силе, своим немецким союзникам.

На другой карикатуре показано, как турецкий солдат под присмотром Германии бежит в Россию. Изображение сопровождается надписью: «...деньги плачены». Эта надпись показывает мотив вступления Турции в войну, по мнению российских карикатурщиков.

В 1915 г. в войну на стороне Германии вступила Болгария. В России многие расценили это как предательство по отношению к славянам. Неудивительно, что Болгарию в карикатурах представляли в виде алчных персонажей, готовых выступить на стороне тех, кто больше заплатит. В тоже время германские карикатуры подчеркивали, что страны Антанты обманули Болгарию, поэтому она выбрала союз с Германией.


Карикатуры первой мировой войны

Карикатуры в годы Первой мировой войны создавались с разными целями. С одной стороны, они должны были способствовать подъему патриотизма и желания воевать у солдат и общества. С другой стороны, эти же карикатуры должны были деморализовать войска противника, показать беспомощность его армии и бессмысленность этой войны.

Российские и германские карикатуры демонстрируют устойчивость многих стереотипов о России и Германии: отсталость России, агрессивность Германии, повальное пьянство в армиях. Помимо этого, в карикатурах нашли отражение многие события Первой мировой войны: сражение на Восточном и Западном фронтах, вступление в войну различных держав, бесчестные методы ведения войны и т. д. Карикатуры в годы Первой мировой войны оказали влияние на общественное мнения в России и Германии. Также они способствовали укоренению в обществе негативных стереотипов о своих противниках.

В тоже время не стоит забывать о том, что многие негативные образы России и Германии были преувеличены или же вовсе выдуманы. В России и Германии всячески боролись с пьянством в армии, что приводило к положительным результатам по крайней мере на передовой, поэтому образ солдат-пьяниц можно считать преувеличением. Не соответствовали действительности и представления о культурной отсталости России. Ведь именно в начале XX в. российская культура и наука переживали существенный подъем. Несомненным преувеличением были карикатуры, показывающие трусость противников. Германские и российские военные неоднократно отзывались друг о друге как о храбром и опасном противнике, что шло вразрез с карикатурными образами.

В связи с этим на военных и подданных, сталкивавшихся с противником, до начала и во время войны карикатуры оказывали не столь сильное влияние.

Свидетельством этому могут служить разнообразные воспоминания военных, политических и общественных деятелей России и Германии периода Первой мировой войны. В этих воспоминаниях можно встретить немало позитивных оценок способностей своих противников.

Пименов Олег Владимирович (Волгоградский государственный университет)

  • Из сборника избранных статей участников IX Международная конференция молодых учёных и специалистов «КЛИО». Сборник издан при поддержке фонда «История Отечества»

Мероприятие прошло 3–4 апреля 2019 года в Российском государственном архиве социально-политической истории.


  1. Баяндин В. И., Запорожченко А. В. Географические карты в борьбе с противником накануне и в годы первой мировой войны // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 79–95.
  2. Цыкалов Д.Е. Карикатура как орудие пропаганды в период первой мировой войны // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. № 1. С. 85–90.
  3. Филиппова Т.А. Кавказский фронт первой мировой войны в карикатурах // Вестник ТвГУ. Серия «История». 2015. № 1. С. 74–95.
  4. Ян Х.Ф. Русские рабочие, патриотизм и Первая мировая война//Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций. 1861 – февраль 1917 г.: материалы Меж. кол., 12–15 июня 1995 г. / под ред. С. И. Потолова. СПб., 1997. С. 379–396.
  5. Васильев М.В. Информационные войны Первой мировой. 1914–1918 гг. URL: https://www.simvolika.org/vv060.htm
  6. Вашик К. Метаморфозы зла. Образ врага в немецком и советском плакате // Родина. 2002. № 10. С. 14–17.
  7. Цыкалов Д.Е. Указ. соч. С. 87.
  8. Ян Х. Ф. Указ. соч. С. 383.
  9. Баяндин В. И., Запорожченко А. В. Указ. соч. С. 87.
  10. В карикатуре показана победа войск союзников в битве на Марне в сентябре 1914 г. В результате сражения войска Антанты сорвали стратегический план наступления германской армии, ориентированный на быструю победу на Западном фронте и вывод Франции из войны.
  11. Цыкалов Д.Е. Указ. соч. С. 87

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

«“Адъ” без знака твeрдого». Русские сатирики о реформе русского языка

Треугольник «заклятых друзей». Cатирические образы

Та самая «Баттерфляй»? Журналисты-сатирики о Японии в 1904–1905 гг.

Рисуя революцию. Образы революции в русской журнальной карикатуре

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Новый образ старого соседства. Русско-японские отношения

12568912985691825986129856-2.jpg

Какие события и процессы прочнее всего формируют образ соседа и соседства в историческй жизни народов, государств, культур? Можно ли "работать" с этим образом во имя сохранения мира и развития дружественных, партнерских отношений - вопреки их исторической "нагруженности" памятью о конфликтах и войнах?

 

Смотреть документальный фильм «Временный комитет у руля революции»

maxresdef18264912946124ault.jpg

К 100-летию Февральской революции на телеканале «Культура» («Россия К») был показан новый документальный фильм Инны Кокориной «Временный комитет у руля революции», подготовленный при поддержке Российского исторического общества.

 

Бойсман 1-й. Жизнь и смерть командира эскадренного броненосца «Пересвет»

1285649815295981562985129859816252.jpg

В перекрёстный Год России и Японии по инициативе ВГТРК «Россия-Культура» и при поддержке фонда «История Отечества» ведётся работа над документальным фильмом, открывающим некоторые малоизвестные страницы Русско-японской войны 1904–1905 гг.

Новости Региональных отделений

«Урок по генеалогии» в Ленинградском областном Государственном архиве

5 марта 2019 года представители Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» провели «Урок по генеалогии» в Ленинградском областном Государственном архиве в г. Выборге.

 

В Хвалынске завершена реставрация настенных росписей дома Радищевых

В Хвалынской картинной галерее им. П.С. Петрова-Водкина, которая размещается в доме, где до 1917 года жили представители известного хвалынского рода Радищевых, завершилась реставрация настенных росписей. Росписи были выполненны чуть более века назад художником Львом Радищевым.

 

IV Всероссийский военно-исторический фестиваль «Марсово поле»

10-11 августа 2019 года в Пензе прошел IV Всероссийский военно-исторический фестиваль «Марсово поле», в котором приняли участие члены 26 военно-исторических клубов из 13 городов России.

Трибуна

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

Новые материалы

Прокрутить наверх