На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала. Долгое время едва ли не единственным доступным источником изучения её были письма представителей оргкомитета – Игоря Грабаря и Константина Сомова, а также комментарии к ним1Грабарь И.Э. Письма 1917-1941. М.: Наука, 1977. Сомов К.А. Письма, дневники, Суждения современников. М.: Искусство, 1979.. В 2004 году в журнале «Русское искусство» появилась довольно пространная статья О. Земляковой и В. Леонидова «Триумф в Америке» 2Землякова О., Леонидов В. Триумф в Америке/ Русское искусство. 2004, № 1.. Она была написана в связи с передачей русским эмигрантским обществом «Родина» Российскому Фонду культуры собрания картин и документов, связанных с этой выставкой. В статье подробно освещались наиболее важные факты, связанные с упомянутым событием. Но поскольку рамки статьи ограничены, немало информации все же «осталось за бортом».

Это исследование было предпринято с целью дополнить статью и устранить хотя бы часть неточностей, которые «окружают» эту выставку в литературе и Интернете.

Краткая история организации выставки. Задумана выставка работ русских художников в Америке была ещё в 1921 году. Идея принадлежала Ивану Ивановичу Трояновскому, успешному ученому–естественнику, популяризатору науки, автору учебников, активно сотрудничавшему с издательством И.Д. Сытина. Многократно переиздававшиеся учебники по естественной истории и природоведению принесли ему некоторый капитал. Уважавший и ценивший русское искусство, он искренне желал поддержать знакомых художников. Необходимость помощи деятелям искусства, испытывающим в большинстве своем серьезные материальные трудности, была очевидна для многих, впрочем, как и необходимость пропаганды искусства новой страны.

Активную роль в организации выставки сыграл Сергей Виноградов, руководитель «Союза русских художников»3Станкевич Н.И. (Сергей Арсентьевич) Виноградов. – Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1971.. Трояновский же, советуясь с Виноградовым, не только по-настоящему загорелся идеей выставки в Америке, но и заразил ею известного издателя Ивана Дмитриевича Сытина. Оба вложили деньги в этот проект.

Сохранился интересный документ: приглашение будущих участников – художников и скульпторов. В нём подробно описаны и цели задуманного мероприятия, и основные требования к экспонентам. Там, в частности, сказано, что, с одной стороны, выставка должна «ознакомить американское общество с русским искусством, а с другой – реализовать наиболее выгодно данные на выставку произведения и тем самым обеспечить художников на более или менее продолжительное время и дать им возможность в будущем спокойно работать» 4ОР ГРМ, Ф.26, ед. хр. 6, л.23. Особенности правописания сохранены.. Этими целями определялась просьба предоставлять на выставку «не случайный очередной выставочный материал, не произведения залежавшиеся, непроданные, вернувшиеся с разных выставок обратно в мастерские художников, а произведения, достойно выражающие индивидуальность каждого,… характерные для него, представляющие его с лучших сторон и тем самым верно отражающие лик художественной России» 5Там же..


На фото: С.Рахманинов и К.Сомов на выставке. На фоне работ Кустодиева

В этом же документе указана и причина выбора для проведения выставки именно Америки. Сказано, что если после пережитых событий (подразумеваются Первая мировая война, революционные потрясения, серьёзные проблемы в экономике) художественный рынок Европы «просел», то Америка вполне сохранила покупательную способность произведений искусства. После блестящего турне Московского Художественного театра на теплый приём надеялись и устроители художественной выставки.

В разных источниках приводится разное количество участников выставки. В списке, приложенном к упомянутому приглашению, перечислены фамилии 100 художников (от Архипова до Ясинского). Желающих принять участие оказалось больше. Однако список был утвержден Комитетом, и некоторым художникам отказали, среди них были Б. Анисфельд, К. Малевич, Р. Фальк, П. Кузнецов, Н. Тархов, В. Мекк, А. Шервашидзе, скульптор Х. Орлова. Это вызвало целый ряд недоразумений – от личных обид до продажи картин через посредников и чуть ли не организации собственных параллельных небольших выставок.

Выставка русского искусства в Америке 1924. Обложка

Справочник «Выставки советского изобразительного искусства» приводит список из 74 человек – участников выставки 6Выставки советского изобразительного искусства [Текст] : справочник. - Москва : Сов. художник, [1965] -Т. 1: 1917-1932 гг. / Сост. В. Г. Азаркович, Р. Г. Бадин, В. И. Бурдина [и др.]. – 1965. Раздел «Выставки за границей», М.: Советский художник. С. 144-145.. В специально изданном к открытию выставки каталоге напечатаны 99 фамилий художников (с перечисленными произведениями)7The Russian art exhibition. New York. 1924. Introduction and Cataloque by Igor Grabar. Cover design Sergei Chekhonin. Ornaments by Anna Ostroumova-Lebedeva.. Позже были и листы с дополнениями.

Председателем выставочного комитета был объявлен С.А. Виноградов. В президиум вошли: И.Д. Сытин, И.Э. Грабарь, И.И. Трояновский, К.Ф. Юон, И.И. Машков, В.В. фон Мекк. Подключились также К.А. Сомов, Ф.А. Захаров, С.Т.Коненков. Был и московский комитет, в котором работали В.П. Бычков, П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, М.В. Нестеров, Н.П. Крымов и др. Поиски денег, переговоры и переписка продолжались с конца 1921 по декабрь 1923 года.

В выставку включили также работы русских художников, проживавших во Франции (сбор и доставка были поручены В.В. Мекку), и некоторые произведения с Балтийской выставки 1914 года, находившиеся на хранении в художественном музее г. Мальмё (Швеция). Их лично отобрал и доставил в Америку директор Третьяковской галереи И.Э. Грабарь. Он активно «влился» в работу (немалую роль в этом сыграло его знание иностранных языков) и действительно привез из Мальмё работы В. Серова, Б. Кустодиева, скульптуры А. Голубкиной и др. Помощниками в самой Америке (в частности, в Нью-Йорке, где выставка открывалась и должна была работать первые несколько недель) стали Николай Осипович Гришковский и Евгений Иванович Сомов, которые помогли в уменьшении ввозной пошлины и связях с местной прессой. Полезные советы дали и русские художники, уже жившие в Америке.

Зал, развеска. Подходящий по размеру и не слишком дорогой выставочный зал нашли в 12-этажном здании высотой 43,9 м в Нью-Йорк Сити на Лесингтон-авеню (между 46-й и 47-й стрит), там и разместили около тысячи работ приглашенных художников. Здание Grand Central Palace было построено в 1911 году и до 1953 года активно использовалось для организации и проведения различных выставок. В разные годы здесь представляли цветы, спортивные товары, катера и лодки…Сегодня, к сожалению, это лишь воспоминания: в 1964 году здание было демонтировано. В настоящее время на его месте дорожный перекресток 8https://en.wikipedia.org/wiki/Grand_Central_Palace..

На фото: Здание Гранд Централ Палас

Но в 1924 году жизнь здесь кипела. Зал был «огромный, совершенно пустой и неотделанный, со множеством пилястров посредине. Освещение отчасти боковое, отчасти сверху от многих окон в потолке. Надо было это помещение разгородить картонными перегородками на большие комнаты и маленькие кабинеты», – писал К. Сомов В. Воинову 4 апреля 1924 г.9Сомов К.А. Указ.сочинение. С. 234.. Перегородки были установлены, залы и дополнительные помещения сформированы (выставочных – 11, один – запасник, остальные – технические службы). Сохранилась их схема, начерченная И. Грабарем.

Развеска работ на выставке не была слишком удачной. Невысокие комнаты позволяли размещать в два ряда лишь небольшие работы. «…Картины развешаны очень тесно и от близкого друг к другу соседства проигрывают. Картин так много, что все невозможно было выставить…», – делится К. Сомов с сестрой А. Михайловой, тоже участницей выставки.

Однако сама выставка получилась богатой: были представлены архитектурные проекты (А. Щусев, И. Фомин), скульптура (дерево – С. Коненков, А. Голубкина, бронза – А. Голубкина, Б. Кустодиев), предметы декоративно-прикладного искусства (фарфор – К. Сомов, С. Чехонин, А. Матвеев), графика в разнообразных техниках и, разумеется, живопись А. Архипова, А. и В. Васнецовых, И. Грабаря, Б. Григорьева, С. Жуковского, В. Поленова, Н. Рериха, З. Серебряковой, К. Юона и других русских мастеров.

Выставка русского искусства в Америке 1924. Обложка

Посетители увидели не только традиционные пейзажи, портреты, сцены быта и натюрморты, но также работы, написанные на исторические, мифологические и религиозные сюжеты, иллюстрации, миниатюры, орнаменты, обложки книг и журналов, экслибрисы и виньетки, силуэты, эскизы модной одежды и аксессуаров (например, сумок).

Каталог был издан в двух вариантах. Брошюра без иллюстраций стоила 50 центов, как и входной билет. Основной, с рядом иллюстраций, фотографиями участников и их краткими биографиями (правда, не у всех), был издан в количестве 2400 экземпляров и практически весь распродан по цене 1 доллар, кроме 100 экземпляров, оставленных для участников и ряда музеев, которым был выслан почтой. Рисунок обложки, выполненный С.В. Чехониным, изображал изящный стилизованный пейзаж с горками, хоромами и фантастическими птицами, сидящими на деревьях. В оформлении каталога использовались орнаменты и 12 миниатюр А.П. Остроумовой-Лебедевой. Над каталогами работали К. Сомов, С. Виноградов и И. Грабарь. Последний написал вступительную статью с обзором развития русского искусства, издатель Кристиан Бринтон – предисловие к каталогу. Русские дамы-волонтерки – Е.К. Сомова и несколько ее подруг – успешно продавали каталоги на выставке. Для афиши-плаката «…остановились на занятной и острой вещи Кустодиева «Лихач», по моему мнению, его лучшей вещи… В яркий солнечный день зимой стоит во весь рост, очень плакатно, в синей поддевке почти от верхнего до нижнего края, в снегу лихач, снявши шапку и приглашая «прокатиться на порядочной»10Грабарь И. Указ. cочинение. С.109., – писал Грабарь своей супруге Валентине Михайловне. Для тиражирования картину воспроизвел Федор Захаров. Эмоциональная американская публика часто принимала извозчика за «русского Деда-Мороза».

Ф.Захаров. Афиша выставки. По Б.Кустодиеву

Из-за отсутствия денег афиша оказалась единственной рекламой выставки, если не считать тиража открыток – репродукций представленных работ. Позднее художники вспоминали, что публика с удовольствием покупала репродукции работ Кустодиева, Архипова, Виноградова, Поленова, Серебряковой, Нестерова, Грабаря, Юона. Было сделано два варианта плаката – большой, мягкий и маленький, жесткий на картоне. Вопреки такому вниманию, сама работа Кустодиева на выставке продана не была. В 1936 году (через 9 лет после смерти автора) её купил у супруги художника, Ю.Е. Кустодиевой, известный ученый П.Л. Капица, в собрании которого она и находилась до ноября 2011-го, когда «ушла» с аукциона Кристи неизвестному покупателю из Европы почти за 7 млн 64 тыс $ 11https://design-profy.ru/art- design/sovetskoe-iskusstvo-za-rubegom/.

Открытие выставки в Нью-Йорке состоялось только 8 марта 1924 года. С 3 до 6 пополудни был вернисаж для приглашенных, с 6 до 10 вечера – экспозицию открыли для платной публики. Оргкомитет разослал около 7 тысяч приглашений, пришли же не более тысячи человек. Откликнулось много русских. На следующий день, 9 марта, в воскресенье, посетило выставку человек 600, что, впрочем, было не так много по местным меркам. Далее в обычные дни ее посещало в день 150–200 человек.

По поводу того, какой была выставка, существуют разногласия. Так, К. Сомов в письмах сестре сообщает, что она получилась «удивительно некрасивой»: «Помещение большое, но некрасивое, очень бедно убранное (у нас очень мало денег, некоторые из нас даже в панике). Свет электрический, дневного мало…»

И. Грабарь же считает, что выставка «смотрится хорошо», вызывает восхищение посетителей и критиков. Целые страницы газет и журналов посвящены этому событию. С. Виноградов в статье о выставке, размещенной в журнале «Перезвоны», написал так: «…Когда выставка развернулась, она безусловно была и красива, и чрезвычайно своеобразна; и американцы это поняли и приняли» 12Виноградов С.А. О выставке русского искусства в Америке//Перезвоны. 1925. № 1. С .13..

Проработала выставка до 20 апреля. Её посетили 18 тысяч человек. Перед Пасхой выставка была закрыта, а картины разделены на две части (примерно по 130–150 работ – по разным источникам) и отправлены путешествовать по городам Америки. Из устроителей выставки в Москву вернулись лишь трое – Сытин, Трояновский и Грабарь.

Итоги выставки были противоречивы. Общий успех, шум прессы и внимание посетителей не скрыли явных недочетов организации. Работы петербургской школы пришлись не по вкусу американской публике, был целый ряд художников, не продавших ни одного произведения. По данным И. Грабаря, всего за время работы выставки было продано 93 вещи (примерно 10 процентов всего выставленного). На ней побывали 18 тысяч посетителей, из которых 10 тысяч – платных. Первым покупателем стал выдающийся русский композитор и пианист С. Рахманинов, поселившийся в Америке ещё в начале 1920-х годов, в доме на берегу Гудзона. Им были куплены «Самарканд. Мечети» А. Исупова и «Монастырь. Марфо-Мариинская обитель» С. Виноградова. Финансовое положение оставалось напряженным, много было долгов, ждали денег и художники в России. Согласно заключенным договорам художники получали 50 процентов от продажной цены произведения, остальное шло оргкомитету для расчета за аренду помещения, освещение, транспортировку работ и т. д., а также Комиссии ВЦИК по борьбе с последствиями голода (Последгол). Нам сегодня странно видеть эти суммы – 250, 300, 450 долларов. Ведь даже тогда многие художники были известны, а сейчас почти все участники выставки – корифеи русского искусства.

Однако Грабарь считал, что итоги выставки «так блестящи, что даже в общем не верится в их реальность»: «про выставку кричали неумолчно в течение двух месяцев подряд и если собрать все о ней написанное, то это составит добрый том, достаточно объемистый. При этом ни одного отрицательного суждения…»13Грабарь И. Указ.сочинение. С.132- 133.. Но даже в этом организаторы выставки расходятся в своих оценках. Справедливо отмечено, что во многих газетах появились удивленные и даже восторженные оценки, ведь для американцев русское искусство, да ещё представленное столь обширным и многообразным сообществом художников, было в новинку и, как все новое, а то и экзотическое, привлекало к себе внимание. «Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк Трибюн», «Бруклин Игл», «Арт Ньюс», «Морнинг Телеграф», «Нью-Йорк Сан» и другие издания поместили свою оценку данного мероприятия. Не обошлось, однако, без скандала, весьма расстроившего русских художников. Одна из газет поместила, по их мнению, искаженные интервью, составив представление читателей о том, что «русские приехали, чтобы заработать, а оказались в долгах». Более всего их возмутило, что журналисты каким-то образом связали приезд художников с князем Ф. Юсуповым, притом что никто из художников даже не был с ним лично знаком. Мастера потребовали опровержения, т. к. опасались, что такая точка зрения скажется на работе выставки, ибо в Америке «не любят неудачников».

По окончании выставки произведения были свезены в специальный склад, где разместили вещи Северной и Южной передвижных выставок, в третьей – общий запас (резерв), из которого планировалось «пополнять убыль» вследствие продаж картин и прочих предметов. Каждая из выставок имела «самостоятельное значение и самодовлеющий интерес» (И. Грабарь). Северную считали несколько сильнее по подбору, т. к. она имела больше перспектив в плане продаж.

Оргкомитет самораспустился, поручив Н. Гришковскому сопровождать передвижные выставки, а Е. Сомову, находясь в Нью-Йорке, осуществлять общее наблюдение и решать возникающие проблемы. Была передана доверенность на управление делами выставки и Давиду Ефимовичу Дубровскому, врачу по специальности 14Грабарь И.Э. Указ. сочинение. с. 340.. Вместе с этими большими выставками задуманы были и две-три совсем маленькие (по 30–35 работ) для отправки в небольшие города, главным образом в разные «клубы». Об осуществлении этого замысла нам пока ничего не известно. Южная выставка (1 ноября 1924 г. – ноябрь 1925 г.) собиралась посетить в штате Миссури Сент-Луис, Канзас-Сити, в штате Теннеси – Мемфис, Новый Орлеан – в Луизиане, Бирмингем – в Алабаме, Лос-Анджелес и Окленд – в Калифорнии, а также Портленд в штате Орегон.

Маршрут Северной выставки (15 ноября 1924 г. – лето 1925 г.): Балтимор в штате Мериленд, далее – Уотербери (в некоторых источниках указано «Вотербури»), штат Коннектикут, Колумбус и Цинциннати – в Огайо. Планировались выставки в Монреале и Торонто (Канада) 15Выставки советского изобразительного искусства. Т.1. 1917-1932. С. 145..

Специально для поездок были изданы соответствующие каталоги, которые по мере изменения экспозиций пополнялись вкладными листами или издавались заново. Успешность продаж на этих выставках, к сожалению, не отслежена исследователями, и что-либо сказать о ней можно, лишь исходя из личных воспоминаний самих художников и членов их семей (в письмах и дневниках), а также ориентируясь на некоторые сохранившиеся квитанции или сообщения оргкомитета художникам о продажах 16Например: ОР ГРМ Ф.26, е.х.38 (к.24), л.126 – сообщение Б.М. Кустодиеву о продаже его картины «Карусель» (0 ) с приложением чека на сумму 0 на Промбанк (26.08.1925)..

По мнению того же К. Сомова, покупали «…преимущественно вещи старой школы. Продано несколько картин Поленова, Виноградова, Жуковского, Степанова, Петровичева, Исупова. Несколько мелочей из графики, 2 гравюры Анны Петровны (*Остроумовой-Лебедевой – ВВП), акварель Черкесова, рисунок пером Чехонина… Гвозди выставки – картины из жизни Христа Поленова, Нестеров, Богданов-Бельский. Пейзажи со снегами и изображения церквей… Наши молодые художники не нравятся и на них почти не смотрят»17Сомов К.А. Указ сочинение. С. 236..

Среди 93 картин, приобретенных в Америке, были также пейзажи Крымова, К. Юона, Машкова, П. Кончаловского, А. Рылова, А. Гауша, А. Исупова, К. Сомова; исторические картины В. и Ап. Васнецова, Д. Кардовского; натюрморты и пейзажи И. Грабаря, экслибрис С. Чехонина, портреты З. Серебряковой, Ф. Захарова, Н. Петрова и Архипова, «Сельский праздник» Б. Кустодиева и «Венецианский праздник» К. Сомова. У Поленова купили 11 картин из 13 выставленных, большая часть их была приобретена Ч. Крэном, финансистом, дипломатом, любителем русского искусства, активно помогавшим устроителям выставки.


Зинаида Серебрякова
Спящая девочка на красном одеяле. 1923
Холст, масло. 70 × 98 см
Частная коллекция

В то время писали об успехе моральном: «В этом Нью-Йорке, спешащем, бегущем за долларом, и кажется только за долларом, с его вечным лязгом, жвачкой резины, проявленный интерес к русской выставке надо признать огромным моральным успехом», – это мнение С. Виноградова 18MacDougall’s. Russian Classic and Contemporary Art. Boris Kustodiev Portrait of Irina Kustodieva. Lot 21. London 8 June 2011. с.6).. Сегодня чаще всего говорят о том, что «турне принесло реальный коммерческий успех. Ряд картин купили наши известные соотечественники, остальные – американские любители живописи и провинциальные магнаты»19С.Виноградов. О выставке русского искусства в Америке. С. 14.. Пока, однако, нам не удалось найти ни общего списка проданных произведений, ни списка продаж на передвижных выставках.

Последний показ обновленной экспозиции состоялся с 29 августа по 12 сентября 1925 г. на Канадской национальной выставке, открывшейся в Торонто. Часть работ в Канаду не повезли, в основном из-за больших размеров. Коммерческий успех здесь был невелик. И все же поступившие художникам (пусть небольшие и часто выплачивавшиеся с задержкой) суммы были очень кстати. Непроданные работы в конце 1926 г. были отправлены на родину.

Когда произведения находились уже в порту Стокгольма, «Вечерняя Москва» и другие газеты сообщили: «Во время аварии … германского парохода «Балтик» были затоплены ящики с картинами русских художников, отправленные из Америки в Россию… Предполагается командировать в Стокгольм специалистов для осмотра испорченных картин и выяснения размеров претензий, которые можно будет предъявить страховому обществу. Погибли картины Серова, Виктора и Апполинария Васнецовых, Нестерова, Кустодиева, Грабаря, Юона, Сарьяна, Лансере и многих других…»20Гибель картин русских художников//Последние новости № 332. Понедельник. 29.ХI.1926.. Миф о гибели коллекции до сих пор муссируется в Интернете, часто можно прочесть о затоплении ящиков в порту «при столкновении судна с пирсом…».

На самом деле во время разгрузки несколько ящиков уронили в воду, но быстро подняли на борт. Работы не пострадали, уцелели даже наклейки на ящиках. Волнений было много (больше из-за слухов), но все закончилось благополучно. Расходы по доставке картин в Музей изящных искусств оплатил Наркомпрос, погрузку и перевозку на вокзал – московские художники. Ленинградцам достались расходы по фрахту и страховка.

Когда в феврале 1927 г. оставшиеся непроданными работы наконец вернулись к своим авторам, американскую эпопею можно было считать законченной. Произведения же, оставшиеся в Америке и Канаде, украсили дома своих новых владельцев и чаще всего нигде не экспонировались. Сегодня, через 95 лет после проведения выставки, они начинают «всплывать» на аукционах, поражая художественный мир своей красотой и запредельными ценами.

В.П. Ватаман, кандидат философских наук, доцент,
ст. научный сотрудник филиала «Дом-музей Б.М. Кустодиева» ГБУК АО «Астраханская картинная галерея»

  1. Грабарь И.Э. Письма 1917-1941. М.: Наука, 1977. Сомов К.А. Письма, дневники, Суждения современников. М.: Искусство, 1979.
  2. Землякова О., Леонидов В. Триумф в Америке/ Русское искусство. 2004, № 1.
  3. Станкевич Н.И. (Сергей Арсентьевич) Виноградов. – Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1971.
  4. ОР ГРМ, Ф.26, ед. хр. 6, л.23. Особенности правописания сохранены.
  5. Там же.
  6. Выставки советского изобразительного искусства [Текст] : справочник. - Москва : Сов. художник, [1965] -Т. 1: 1917-1932 гг. / Сост. В. Г. Азаркович, Р. Г. Бадин, В. И. Бурдина [и др.]. – 1965. Раздел «Выставки за границей», М.: Советский художник. С. 144-145.
  7. The Russian art exhibition. New York. 1924. Introduction and Cataloque by Igor Grabar. Cover design Sergei Chekhonin. Ornaments by Anna Ostroumova-Lebedeva.
  8. https://en.wikipedia.org/wiki/Grand_Central_Palace.
  9. Сомов К.А. Указ.сочинение. С. 234.
  10. Грабарь И. Указ. cочинение. С.109.
  11. https://design-profy.ru/art- design/sovetskoe-iskusstvo-za-rubegom
  12. Виноградов С.А. О выставке русского искусства в Америке//Перезвоны. 1925. № 1. С .13.
  13. Грабарь И. Указ.сочинение. С.132- 133.
  14. Грабарь И.Э. Указ. сочинение. с. 340.
  15. Выставки советского изобразительного искусства. Т.1. 1917-1932. С. 145.
  16. Например: ОР ГРМ Ф.26, е.х.38 (к.24), л.126 – сообщение Б.М. Кустодиеву о продаже его картины «Карусель» ($500 ) с приложением чека на сумму $250 на Промбанк (26.08.1925).
  17. Сомов К.А. Указ сочинение. С. 236.
  18. MacDougall’s. Russian Classic and Contemporary Art. Boris Kustodiev Portrait of Irina Kustodieva. Lot 21. London 8 June 2011. с.6).
  19. С.Виноградов. О выставке русского искусства в Америке. С. 14.
  20. Гибель картин русских художников//Последние новости № 332. Понедельник. 29.ХI.1926.

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Фёдор Шаляпин был не просто великим русским оперным артистом

23089573825723975927355.jpg

Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938) был не просто великим русским оперным артистом – для России начала XX столетия это фигура знаковая. Его блистательная карьера символизировала процесс демократизации русской культуры, в которой все более заметное место стали занимать выходцы из низов.

 

Археология Московского Кремля: итоги раскопок на Кремлёвском холме

knifa-kreml.jpg

В 2016–2017 годах учёные Института археологии РАН провели раскопки на территории Московского Кремля, на месте демонтированного 14-го корпуса, где когда-то находились Малый Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри.

 

ЧСК Временного правительства. Почему не состоялся суд над «старым режимом»

329658263865862385628365862353.jpg

Свержение самодержавной власти, начавшееся в Петрограде 27 февраля 1917 г., сопровождалось арестами видных представителей «старого строя». Первым из них стал бывший министр юстиции И. Г. Щегловитов, незадолго до этого назначенный председателем Государственного совета. 

Новости Региональных отделений

Онлайн-платформа «МестоПамяти.РФ». Оренбургское отделение РИО

В год 75-летия Великой Победы Оренбургское отделение Российского исторического общества, в соответствии с обращением председателя РИО С.Е. Нарышкина, включило в план своей работы деятельность по наполнению онлайн-платформы «МестоПамяти.РФ» сведениями о различных памятных объектах, связанных с событиями Великой Отечественной войны.

 

Из печати вышла монография о жизни и творчестве Евгения Аграновича

Из печати вышла монография о жизни и творчестве Евгения Аграновича

В начале июля 2020 года издательство Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС выпустило научную монографию «Вечный огонь» Евгения Аграновича» (автор М.Е. Петухова), посвященную жизни и творчеству поэта и барда, автора легендарных песен «Вечный огонь» из фильма «Офицеры» и «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» из фильма «Ошибка резидента».

 

Указом Президента РФ Ульяновск стал «Городом трудовой славы»

Ульяновск стал «Городом трудовой славы»

3 июля 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин своим указом присвоил сразу 20 городам звание «Город трудовой доблести» за вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне.

Трибуна

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

Monographic

Росархив представил уникальный интернет-проект «Крым в истории России»

Krim-portal1.jpg

Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).

Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.

 

Contradictio in adjecto: буржуазные ценности советской торговли 1950-1960-х гг.

982365892638956892638956293852.jpg

Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

Прокрутить наверх