Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Из сумрака забвения…

Работа историка-архивиста нередко связана с тем, чтобы возвращать из небытия имена тех, кто был по тем или иным причинам вычеркнут из общественной памяти.

Выставка, проходившая в декабре 2019-го – феврале 2020 года в Выставочном зале федеральных архивов в Москве на Большой Пироговской улице, была посвящена личности, образ и имя которой оказались не просто вычеркнуты, а буквально стёрты ластиком со страниц отечественной истории, – Георгию Максимилиановичу Маленкову (1901–1988 гг.).

На торжественной церемонии открытия выставки 24 декабря 2019 года выступили руководитель Росархива А.Н. Артизов, директор РГАСПИ А.К. Сорокин, научный руководитель ГА РФ С.В. Мироненко, профессор А.Г. Маленков (сын Г.М. Маленкова). Экспозиционный проект, поддержанный фондом «История Отечества», организованный Федеральным архивным агентством и РГАСПИ при участии РГАНИ, ГА РФ, РГАЭ, РГАКФД, РГАФД, ИДД МИД России, ЦАМО, АП РФ, РОСИЗО, архивов Москвы и Оренбурга, продолжает цикл «Лидеры советской эпохи». В его рамках на Пироговке уже состоялись выставки, посвящённые Андропову, Брежневу, Косыгину, Хрущёву, Ленину… Имена – на слуху у всех, кто личной памятью или интересом связан с советской эпохой. Чего не скажешь про нашего героя.

А ведь в послевоенные годы это была фигура первого ранга. Несмотря на случавшиеся срывы, восхождение Маленкова было впечатляющим – настоящий менеджер сталинского призыва, столь же эффективный, сколь и беспощадный, с равной энергией принимавшийся за организацию производства и проведение «чисток». Член Политбюро, секретарь ЦК, заместитель Председателя Совета Министров СССР. А председателем, напомним, был сам всесильный «Отец народов»… Не менее внушительным был и рост фактического влияния Георгия Максимилиановича: ему было поручено курирование создания ракетной техники – дело не менее ответственное, чем атомный проект, к которому, впрочем, он тоже имел прямое отношение.

По мнению ряда историков, в начале 1946 года Маленков фактически стал заместителем Сталина по партийным вопросам. Далее последовала кратковременная опала, но в 1949–1950 годах он играет ключевую роль в раскручивании «Ленинградского дела», стоившего жизни многим руководителям города на Неве и существенно изменившего соотношение сил на вершине партийно-государственного олимпа. И когда 5 октября 1952 года на XIX съезде КПСС именно Маленков оглашал Отчётный доклад Центрального комитета (а Сталин скромно слушал его в президиуме), ни у кого из наблюдателей не осталось сомнений, что именно этот человек – наследник верховной власти на шестой части суши. Зарубежные аналитики, очевидно, с конца 1952-го всё чаще задавали себе вопрос «Who is Mr. Malenkov?». И особенно, конечно, интригующе зазвучал этот вопрос после смерти Сталина… В экспозиции представлены обложки нескольких выпусков журналов «Time» и «Life» с карикатурным, но страшноватым образом преемника вождя.

Можно сказать, что, несмотря на заключённую высшими партийными бонзами буквально у гроба Сталина договоренность о «коллективном руководстве», именно Георгий Максимилианович Маленков мог по праву в первые послесталинские месяцы считаться главным наследником умершего диктатора. В экспозиции представлен документ, показывающий, как происходил этот транзит власти. Примечательно (и довольно слабо известно!), что решение было принято ещё при живом, правда, уже агонизировавшем Сталине.

Процитируем представленный на выставке документ – «Постановление Бюро Президиума ЦК КПСС о назначении Г.М. Маленкова Председателем Совета Министров СССР» (4–5 марта 1953 г. Подлинник. Машинописный текст. РГАНИ. Ф. 3. Оп. 8. Д. 16. Л. 22–23): «В связи с тяжёлой болезнью товарища Сталина, которая влечёт за собой более или менее длительное неучастие его в руководящей деятельности, считать на время отсутствия товарища Сталина важнейшей задачей партии и правительства – обеспечение бесперебойного и правильного руководства всей жизнью страны, что в свою очередь требует величайшей сплоченности руководства, недопущения какого-либо разброда и паники […] Исходя из этого и в целях недопущения каких-либо перебоев по руководству деятельностью государственных и партийных органов, Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза, Совет Министров Союза ССР и Президиум Верховного Совета СССР признают необходимым теперь же осуществить ряд мероприятий по организации партийного и государственного руководства. I. […] 1. Освободить от поста Председателя Совета Министров СССР товарища Сталина И.В., являющегося одновременно секретарём ЦК КПСС. 2. Назначить Председателем Совета Министров СССР тов. Маленкова Г.М.».


На открытии выставки выступает сын Г.М. Маленкова – А.Г. Маленков. Позади слева направо – А.Н. Артизов, С.В. Мироненко и А.К. Сорокин



Налбандян Д.А. Торжественный приём в Кремле 24 мая 1945 года


Итак, товарищ Сталин лежит на смертном одре, а его «верные соратники» глубокой ночью решают… «освободить» его от ключевого поста. Уже само существование этого документа (не будем вдаваться здесь в обсуждение фактических обстоятельств его появления) кое-что меняет в устоявшейся картине марта 1953-го. Тем более, что «десталинизация», как показывают архивные материалы, фактически началась буквально на следующий день после похорон вождя. И начал её Маленков, поставивший вопрос о «культе личности», пока ещё как о некоем абстрактном явлении (но, как говорится, понимающему – достаточно!).

Вот перед нами титульный лист «Правды» от 10 марта 1953 года, посвящённый прощанию со Сталиным. Первый материал – речь товарища Маленкова. А рядом – интересный рукописный документ: «Запись выступления Г.М. Маленкова на заседании Президиума ЦК КПСС, сделанная заместителем главного редактора газеты «Правда» П.Н. Поспеловым, о номере газеты «Правда», посвящённом похоронам И.В. Сталина, и о прекращении политики культа личности» (10 марта 1953 г. РГАСПИ. Ф. 629. Оп. 1. Д. 54. Л. 68–70)…

Уже на июльском (1953 года) пленуме ЦК Маленков решится на высказывание: «Культ личности т. Сталина в повседневной практике руководства принял болезненные формы и размеры, методы коллективности в работе были отброшены, критика и самокритика в нашем высшем звене руководства вовсе отсутствовала». Как раз накануне Маленков участвовал в низвержении Берии, означавшем и физическое уничтожение многолетнего друга Георгия Максимилиановича. Трудно без содрогания вчитываться в нервные, наезжающие друг на друга карандашные строки письма уже арестованного Лаврентия Павловича, которое он адресовал Маленкову в последней тщетной попытке объясниться, отодвинуть неминуемую кару...


Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о создании Государственного Комитета Обороны СССР. 29 июня 1941 года. Подлинник. Автограф Г.М. Маленкова, правка – автограф И.В. Сталина



Раздел выставки, посвященный 1953 году


Подобных документов, способных вызвать не только эмоциональный, но и исследовательский резонанс, на выставке представлено немало. Они демонстрируют, например, что международное коммунистическое движение (особенно на Востоке) было готово принять Маленкова в качестве безусловного лидера. Примечательна вьетнамская марка с портретами вождей: Г.М. Маленков, Хо Ши Мин, Мао Цзэ Дун.

Архивные материалы показывают, как из-под облика сталинского функционера вдруг начал проглядывать самостоятельно мыслящий политик-реформатор. Основные вехи курса Маленкова известны историкам, но, конечно, картина нуждается во многих дополнениях. Всемерное форсирование развития лёгкой промышленности «в интересах обеспечения более быстрого повышения материального и культурного уровня жизни народа», снижение розничных и повышение заготовительных цен, облегчение для сельских тружеников государственно-налогового гнёта, расширение производства продовольственных товаров, сокращение расходов на оборонную промышленность… У крестьян тогда родилась частушка: «Ай, спасибо Маленкову – разрешил держать корову. Ну а Сталину – лежать: не давал козу держать».


Супруги Валерия и Георгий Маленковы и сын Андрей с семьей. 1987 год



Фотографии Георгия Маленкова в иностранной прессе



Указ Президиума Верховного совета СССР о присвоении Г.М. Маленкову звания Героя Социалистического Труда и награждении его орденом Ленина за особые заслуги в области усиления производства самолетов и моторов в трудных условиях военного времени.
30 сентября 1943 года


Маленков был, вероятно, первым советским деятелем, кто рискнул признать, что возможная мировая ядерная война будет означать не «крах капитализма», а гибель мировой цивилизации…

Срыв произошёл, когда 2 декабря 1954 года по инициативе Маленкова в Москве лидеры стран народной демократии выступили с декларацией по германскому вопросу, предусматривавшей проведение в 1955 году свободных выборов и объединение Германии на условиях её демилитаризации и нейтралитета. Это было воспринято соратниками, воспитанными на идеях мировой революции, как предательство. Архивные документы отражают события января – февраля 1955 года (отставку Маленкова с поста предсовмина), его «почётную ссылку» (работу на посту министра электростанций в 1955–1957 годах), окончательную опалу после «ликвидации антипартийной группы Маленкова, Молотова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова» на июньском (1957 года) пленуме ЦК КПСС.

А дальше последовали ещё более глухая опала, исключение из партии, равное политической смерти, погружение в небытие… Самые философичные, побуждающие к размышлениям экспонаты выставки связаны с последними годами жизни беспартийного персонального пенсионера Маленкова. В КПСС он, в отличие от того же Молотова, так и не был восстановлен – видимо, сказалась память о крови, пролитой по его вине в ходе «Ленинградского дела».

Выставочный зал на Пироговке устроен так, что завершение экспозиции возвращает к её началу. И, досмотрев материалы, иллюстрирующие поздние годы низложенного властителя – изнывая от невостребованности своего богатейшего опыта, Маленков написал несколько теоретических работ: «О мерах по защите организма человека и повышению его устойчивости», «О совершенствовании социализма в СССР», – можно вновь подойти к стендам, где представлен юный дворянский сын, гимназист из провинциального Оренбурга…

Журнал «Der Spiegel» после смерти Георгия Максимилиановича в 1988 году писал, что его «…видели в деревенской церкви. Он обратился к православной вере – им овладело раскаяние». Правда это или нет – достоверно неизвестно.

Но известно, что дочь и внук Маленкова построили и украсили церковь в подмосковном селе Семеновское, посвящённую святому, имя которого носил их отец и дед, – храм Георгия Победоносца.

…Соратники покарали Георгия Маленкова самым страшным – забвением.

Текст: Сергей Антоненко

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №4/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Фестиваль «Наше наследие» состоялся в городе Звенигово Республики Марий Эл

Фестиваль «Наше наследие» состоялся в городе Звенигово Республики Марий Эл

20 декабря 2024 года в актовом зале Центра досуга и культуры «Мечта» в городе Звенигово прошёл фестиваль историко-документального кино «Наше наследие».

 

Научно-образовательный центр «Большой Алтай» АлтГУ отметил пятилетие своей работы

Научно-образовательный центр «Большой Алтай» АлтГУ отметил пятилетие своей работы

19 декабря 2024 года в Алтайском государственном университете прошла Международная экспертная сессия, посвящённая пятилетнему юбилею НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай».

 

Состоялось совместное заседание отделений РИО в Псковской области и Краснодарском крае

Состоялось совместное заседание отделений РИО в Псковской области и Краснодарском крае

21 декабря 2024 года состоялось расширенное заседание Советов региональных отделений Российского исторического общества в Псковской области и Краснодарском крае.

Прокрутить наверх