1 апреля (20 марта – по ст.ст.) 1808 года император Александр I издал манифест о «вечном» присоединении Финляндии к России. Это произошло буквально месяц спустя после объявленной войны со шведами: она разразилась в феврале того же года и стала одиннадцатой по счету за прошедшие три с половиной века.
Предпосылками для столкновения послужили условия Тильзитского мира, по которым Россия становилась союзницей Наполеона в борьбе против Великобритании и её сторонников, в числе которых была Швеция.
Очень скоро территория Финляндии была занята русскими войсками. Примерно за месяц русская армия заняла Гельсингфорс и Тавастехус, крепость Свартхольм, укрепленный мыс Гангут и Аландские острова. Впоследствии капитулировал и Свеаборг. Таким образом, вся Южная и Средняя Финляндия оказались под контролем России. При этом населению раздавались прокламации, в которых содержались обещания гарантировать сохранение прежних религии, законов и привилегий. При присоединении новых земель это была обычная практика.
«Страну сию, оружием Нашим покоренную, Мы присоединяем отныне навсегда к Российской Империи, и вследствие того повелели Мы принять от обывателей ее присягу на верное престолу Нашему подданство», –
говорилось в Манифесте «О покорении шведской Финляндии
и о присоединении оной навсегда к России» от 20 марта 1808 года.
На сословном собрании представителей народов Финляндии император Александр I произнёс речь, в которой обещал сохранить местную конституцию и законы. Члены сейма присягнули императору.
Так как главной целью России было создание среди населения Финляндии настроения «дружественного, спокойного, довольного своим положением и заинтересованного во внешнем могуществе и силе России», Великое княжество Финляндское получило особый статус автономии в составе России. Российский император, в частности, не мог без согласия Сейма утверждать новые и изменять старые законы, вводить налоги и пересматривать привилегии сословий.
«Под сению престола Нашего покоются многочисленные народы, судьбы их равно сердцу Нашему драгоценны; вступив в состав Империи Нашей, вы приобрели тем самым равные права с ними. Сверх древних установлений, страны вашей свойственных и свято Нами хранимых, новое поле вашей деятельности и трудолюбию открывается. Под сильным щитом России, земледелие ваше, торговля, промыслы, все источники народного богатства и благосостояния воспримут новую жизнь и расширение. Мы познаем вскоре все ваши нужды и не умедлим простереть вам руку помощи и облегчения. Оружие Наше оградит пределы ваши от всякого к вам прикосновения и отразит все покушения врагов, если бы когда либо возмутить спокойствие ваше они дерзнули. Приверженность, единство и непоколебимая верность есть единое возмездие, коего Мы за все сие от вас требуем и ожидаем несомненно»,
– было сказано в последовавшем Манифесте
«О присоединении Финляндии» от 5 июня 1808 года.
Полиция княжества формировалась только из финнов: и если изначально она была подчинена генерал-губернатору, то затем перешла в ведение гражданской экспедиции при Хозяйственном департаменте Сената, то есть стала фактически полностью независимой.
Несмотря на то, что территория Финляндии к тому времени уже фактически была добровольно присоединена к России, мирный договор был подписан лишь 5 сентября 1809 года. Это произошло в финском городе Фридрихсгаме. Четвертая статья этого документа полностью закрепляла отказ Швеции от Финляндии в пользу Российской империи. Примечательно, что некоторые из присоединяемых территорий находились под шведской короной более 600 лет – еще с XII века.
По окончании войны столицей княжества в 1809–1812 годах был город Або (современный город Турку), а затем столица была перенесена в привинциальный Гельсингфорс (ныне – Хельсинки).
Текст: Анна Хрусталёва
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
23 мая 2023 года в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете с участием ученых-историков, краеведов, представителей Музея-заповедника «Сталинградская битва», члена Ассоциации Петровских музеев России, а также органов государственной власти и студентов профилей подготовки «История» и «Обществознание» состоялся круглый стол «Памятники фортификации Петровской эпохи в Волгоградской области: проблемы сохранения и музеефикации».
Александр Ильич Дутов родился 5 августа 1879 г. в семье казачьего офицера. Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище и Николаевскую академию Генерального штаба. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. На фронте был контужен и ранен. Февральскую революцию 1917 г. встретил войсковым старшиной и командиром 1-го Оренбургского казачьего полка.
5 мая 1818 г. в городе Трире родился Карл Генрих Маркс – крупнейший теоретик радикального социалистического учения и идеолог пролетарской революции. Как же так получилось, что мысли уроженца небольшого городка в Рейнской провинции, происходившего из еврейской религиозной среды (и по отцовской, и по материнской линии его предки были раввинами), оказали столь значительное влияние на судьбы всего человечества?
Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания
Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».