Этой теме было посвящено выступление историка внешней разведки Виктора Ипатова на круглом столе по истории отечественной внешней разведки, состоявшемся в Доме Российского исторического общества 23 декабря 2019 года.
«Разгром фашистской Германии и ее союзников во Второй мировой войне не привёл мир к разрядке международных отношений, мирному сосуществованию и согласию. Запад не мог примириться с коренным изменением ситуации в мире. Он предпринимал активные действия, чтобы ограничить влияние СССР в мире, и прежде всего в Восточной Европе, принизить значение Советского Союза как самостоятельного и авторитетного фактора мировой политики. На смену временному и вынужденному союзу государств с различными политическими системами пришла «холодная война» с непримиримой конфронтацией, обусловленной коренным различием геополитических интересов и подходов к послевоенному мироустройству. Речь Черчилля 5 марта 1946 года в Фултоне, объявившая Советский Союз приемником фашистского врага, и провозглашенная позже так называемая «Доктрина Трумэна», обосновывающая право США на оказание военной и политической помощи в борьбе с советским тоталитаризмом, свидетельствовали о курсе Запада на конфронтацию.
Деятельность разведки в послевоенные годы была ориентирована на обеспечение мирных условий для развития страны, недопущения перерастания «холодной войны» в Третью мировую. Советская разведка продолжала отслеживать планы и намерения ведущих стран Запада по изменению в свою пользу соотношения сил в мире, противодействовала монополии США на ядерное оружие и, наоборот, содействовала научно-техническому прогрессу и укреплению экономики нашей страны. […] Главная задача внешней разведки, поставленная руководством страны, состояла в том, чтобы держать в поле зрения подготовку военного нападения на Советский Союз с применением ядерного оружия. Как теперь достоверно известно, такие планы разрабатывались военными кругами США и Англии.
Александр Михайлович Сахаровский возглавлял советскую разведку в один из самых сложных периодов. Впрочем, когда они бывали легкими у руководителей разведки?
Когда произошел раскол на военно-политические блоки, Советский Союз был окружен сетью военных баз, в том числе и с ядерным оружием. Интервенция в Корее, Берлинский, Суэцкий, Карибский кризисы, резкое обострение ситуации на Ближнем Востоке 1956– 1967 годов, Венгерский кризис 1956 года, чехословацкие события 1968 года – всё это потребовало масштабной, комплексной, целенаправленной работы внешней разведки как в оперативном, так и в информационном плане и, конечно же, умелого руководства. На долю Сахаровского пришлось, если можно так выразиться, самое горячее время «холодной войны». С 23 июня 1955 года Сахаровский исполняет обязанности начальника, а с 11 мая 1956 года – начальник 1-го Главного управления Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР. Он руководил разведкой более 15 лет – до 1971 года, т. е. дольше всех первых лиц разведки.
Длительный срок пребывания на ответственной должности неоспоримо указывает на то, что Александр Михайлович Сахаровский на этом посту устраивал руководство страны и партии. В самых сложных условиях международной обстановки и в критических ситуациях он неизменно пользовался доверием и поддержкой. Александр Михайлович в бытность начальником 1-го Главного управления проявил себя умелым руководителем и хорошим организатором. Обладал большим оперативным и жизненным опытом. Уместно вспомнить, что во время Великой Отечественной войны Сахаровский, являясь заместителем начальника разведотдела Управления КГБ по Ленинградской области, выполнял ответственные задания по обороне Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков. Под его непосредственным командованием было создано и направлено в тыл противника более 40 разведывательно-диверсионных групп, нанесших значительный ущерб живой силе и технике оккупантов. Он был настоящим лидером большого коллектива разведчиков. Неизменно проявлял выдержку и хладнокровие, поддерживал нормальную рабочую обстановку, никогда не уклонялся от личной ответственности. Ценным качеством Сахаровского была его способность подбирать и правильно «расставлять» руководителей и сотрудников, нацеливая их на эффективную, результативную работу.
При Сахаровском внешняя разведка укрепилась количественно и качественно. Успешно работали политическая разведка, научно-техническая и внешняя контрразведка. Свою весомую лепту в общее разведывательное дело вносили сотрудники нелегальной линии. В этой связи можно назвать известных оперативных работников и агентуру того времени: Геворк и Гоар Вартанян, Вильям Фишер, Конон Молодый, Моррис и Леонтина Коэн, Джордж Блейк, Хайнц Фельфе, Джон Уокер, Жорж Пак и многие другие.
Пришлось заниматься Александру Михайловичу и такими не часто встречающимися в разведывательной практике делами, как вызволение из тюрьмы путем обмена наших нелегалов, арестованных заграницей. Это было успешно сделано в отношении Вильяма Фишера, Конона Молодого, супругов Коэн.
В последний период руководства Александра Михайловича Сахаровского разведкой на его здоровье отрицательно сказались многие годы напряженной, высокопрофессиональной работы на износ. Безусловно, не способствовал здоровью тяжелый и постоянный пресс огромной ответственности.
Покидая разведку, Александр Михайлович на прощание сказал: «Я оставил здесь всё – здоровье, друзей и любимую работу». И он действительно оставил разведке всё – здоровье, друзей, любимую работу и саму жизнь. Полагаю, что эти слова, при лёгкой корректировке, вполне могли быть выбиты на его могильной плите».
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.