domrio2342222

Дом Российского исторического общества 

У вас есть уникальная возможность посетить экскурсию по главному дому Российского исторического общества, а также с богатой и продолжительной историей усадьбы на Воронцовом поле.

Экскурсии по Дому Российского исторического общества проводятся в понедельник и пятницу в 18-00 (экскурсия проводится, если на неё записалось не менее 3-х экскурсантов).

В постоянную программу экскурсии входит посещение главного здания усадьбы, включая Александровский, Охотничий, Стрелецкий залы. Вариативная часть предусматривает экскурсию по проходящей тематической экспозиции. 

Регистрация на экскурсию по Дому Российского исторического общества

телефон: +7 (962) 967-80- 24, e-mail: masha.filkina1@mail.ru

Напомним, что 1 декабря 2015 года Российское историческое общество стало победителем конкурса «Московская реставрация - 2015» за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ в категории «Городские усадьбы». Объектом реставрации стал архитектурный ансамбль “Усадьба XVIII – XIX вв.“, находящийся по адресу Воронцово поле, д.13, стр.1, стр.2 и Подсосенский пер. д.25, стр.3.

История Усадьбы на Воронцовом поле

Историческое название местности «Воронцово поле» произошло от располагавшегося здесь села Воронцово, издревле принадлежавшего старомосковскому боярскому роду Воронцовых-Вельяминовых.

По завещанию великого князя Димитрия Донского эти земли перешли к мужскому Свято-Андроникову монастырю, который, в свою очередь, перепродал село Воронцово великому князю Ивану III, выстроившему там свой охотничий дворец. Отметим, что завещание 1504 года, адресованное сыну правителя – будущему великому князю Василию III, уже содержало упоминание о «дворе» в «сельце Воронцово на Яузе». 

В 1514 году архитектор Алевиз Фрязин возвел в селе Воронцово церковь Благовещения, более известную как церковь Ильи-Пророка. Так возникло второе название этих мест – Ильинская слобода.

В середине XVII века земли на Воронцовом поле принадлежали воспитателю царя Алексея Михайловича известному боярину Борису Морозову, а к началу XVIII века постепенно слились с разросшимся городом.

Судьбу участка, на котором сегодня расположен Дом Российского исторического общества, мы можем проследить лишь с конца XVII столетия. 

Известно, что часть территории, выходящая к Подсосенскому переулку, в 1729 году принадлежала егерю Илье Аврамову, а в 1737 году перешла к камериру (чиновнику финансового ведомства) Алексею Леонтьеву. В 1744 году вдова Леонтьева продала участок обер-келлермейстеру Ивану Турчанинову, который, в свою очередь, продал его секретарю юстиц-коллегии Василию Травкину.

Вторая часть нынешней территории, выходящая на улицу Воронцово Поле, была выкуплена Василием Травкиным в 1773 году. Шесть лет спустя объединенное владение перешло к дочери Травкина – Екатерине Шишинторовой, которая через четырнадцать лет продала его купцу Татаринову. Тот, в свою очередь, перепродал его купцу Сырейщикову, от которого участок достался дочерям тайного советника Похвистнева – Александре и Анне.

В 1823 году усадьбу приобрел и перестроил ардатовский купец Василий Григорьевич Рахманов, потомки которого владели этим домом вплоть до 1917 года.

Василий Григорьевич Рахманов и его двоюродный брат Федор Андреевич почитались «столпами» московского старообрядчества и участвовали в знаменитом Рогожском соборе 1832 года, принявшем решение об устройстве архиерейской кафедры старообрядцев за границами России, в Белокринице.

После его смерти в 1858 году домом долгое время владела вдова – Агафья Филипповна, которую рогожские староверы уважительно называли «адамантом благочестия».

В те годы в усадьбе была собрана обширная коллекция икон, которая потом перешла в Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожке, а оттуда – в Государственный исторический музей.

После смерти Агафьи Рахмановой усадьба была передана ее племяннику – Карпу Ивановичу, а в самом конце XIX века перешла к его сыну Сергею.

Рахмановы многое сделали для формирования современного облика усадебного комплекса. При них были по-новому оформлены парадные помещения второго этажа, фасады украшены лепными деталями, а во дворе обустроены конюшня на шесть лошадей, каретный сарай, коровник и погреб. В 1898 году по инициативе Сергея Рахманова был перестроен флигель по Введенскому (ныне – Подсосенскому) переулку.

Несмотря на частую смену владельцев и неоднократные попытки советских властей приспособить здание для общественных нужд, объемно-планировочное решение усадьбы в целом сохранилось. Сохранилась и уникальная чугунная лестница, созданная в полукруглой пристройке главного дома в 1844 году, а также массивная печь на втором этаже.

Ныне усадьба является объектом культурного наследия федерального значения. С 2013 года в зданиях усадьбы располагается Российское историческое общество.

239857238659823658962398562398654.jpg

Литература:

Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т.2: Москва в границах Садового кольца. – М., 1994, с. 388–390.

Сытин П.В. Из истории московских улиц. – М., 1948. – с. 204–206.

Консультант – экскурсовод, краевед Ирина Левина.

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Новый образ старого соседства. Русско-японские отношения

12568912985691825986129856-2.jpg

Какие события и процессы прочнее всего формируют образ соседа и соседства в историческй жизни народов, государств, культур? Можно ли "работать" с этим образом во имя сохранения мира и развития дружественных, партнерских отношений - вопреки их исторической "нагруженности" памятью о конфликтах и войнах?

 

Что основоположник коммунизма писал о Российской империи?

2937856826385682365862385-1.jpg

5 мая 1818 г. в городе Трире родился Карл Генрих Маркс – крупнейший теоретик радикального социалистического учения и идеолог пролетарской революции. Как же так получилось, что мысли уроженца небольшого городка в Рейнской провинции, происходившего из еврейской религиозной среды (и по отцовской, и по материнской линии его предки были раввинами), оказали столь значительное влияние на судьбы всего человечества?

 

Идея ссоры славянских народов была рождена в нацистской Германии

rosenberg4732848.jpg

9 мая наша страна будет отмечать очередную годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Сейчас это невозможно себе представить, но этот день мог войти в историю благодаря совсем другому, печальному для России поводу. 

Новости Региональных отделений

В Саратове открылась выставка мозаичных сокровищ Эмалевой комнаты

15 января 2020 года в Саратовском музее краеведения состоялась презентация выставки «Мозаичные сокровища Эмалевой комнаты – “То, что не смог сделать Фаберже”».

 

100-летие забайкальского историка Антонины Михайловны Соколовой

10 декабря 2019 года исполнилось 100 лет со дня рождения забайкальского историка, педагога, человека, чье имя известно далеко за пределами региона, Антонины Михайловны Соколовой.

 

Опубликован сборник «Православие и общество: грани взаимодействия»

В декабре 2019 года в Чите состоялась ежегодная международная научно-практическая конференция «Православие и общество: грани взаимодействия», прошедшая в рамках IX Забайкальских Рождественских образовательных чтений регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений.

Трибуна

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

Прокрутить наверх