Выступление сопредседателя Российского исторического общества Анатолия Васильевича Торкунова на заседании Организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года в России
Я понимаю, что задача нашего Оргкомитета заключается прежде всего в том, чтобы реально помочь всем творческим союзам, университетам, институтам, исследовательским структурам, школам, всем организациям, где так или иначе будут проходить мероприятия, связанные с революционными событиями 1917 года. Вместе с тем, на каком-то этапе обобщить эту работу, возможно, выпустить соответствующие материалы в виде записок, монографий, которые будут связаны с обобщением всей годовой – да я думаю, и больше будет длиться эта работа, посвященная столь значимому событию.
Все мы прекрасно понимаем, что 100 лет Великой российской революции – это значимая историческая дистанция, большая часть которой пришлась на XX век, насыщенный энергией прорыва, сочетавшей противоборствующие процессы разрушения и созидания, невиданного ранее в истории масштаба, включавший в себя создание, взлет и распад взросшего на российской почве мощного государства – Советского Союза.
Буквально несколько лет тому назад мы стали говорить о Великой российской революции как о едином процессе, охватившем достаточно продолжительный период времени. Это ведь не только 1917 год, это фактически период с 1917-го по 1921 год. Поверхностный взгляд может усмотреть в нем некий аналог Великой французской революции, но представляется, что дело не столько в этом, сколько в современном переосмыслении того, что произошло с Россией в 1917-21-м годах XX века, тех событий, которые определили грандиозный исторический проект.
Было создано мощное государство СССР, ставшее преемником исторической России. Государство стало организатором и всепроникающей силой своеобразной модернизации, которая была осуществлена на российской почве, сплотив входившие в него народы, мобилизовав все силы, это государство с поддержкой союзников одержало величайшую победу над фашизмом. На счету Советского Союза много и других достижений, достаточно сказать, что наш гражданин, советский гражданин Юрий Гагарин стал первым посланцем человечества в космос.
Много десятилетий в науке и в общественном мнении существовало разделение событий 1917-1921 годов на Февральскую революцию, так называемую буржуазно-демократическую, период двоевластия, Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. Сергей Евгеньевич только что об этом говорил. Сейчас, как мне кажется, формируется понимание – оно, может быть, до конца еще не сформировалось, но формируется понимание того, что это были этапы единого революционного процесса, в силу разных причин достигшего крайней радикализации. Более того, революционный процесс своими корнями уходил в цивилизационную специфику России с ее общинной основой, с ее стремлением сравняться с Европой, войти в нее на равных, и в то же время постоянной опаской чрезмерной вестернизации.
Понятие «Великая российская революция» позволяет также точнее позиционировать Российскую революцию в ряду революций нового и новейшего времени. Ко времени свершения в Европе уже около четырех веков развивался процесс масштабной исторической модернизации, трансформации традиционного аграрно-ремесленного общества, характерного для средневековья, в индустриальное общество нового времени. То есть осуществлялось постоянное движение Европы, и прежде всего Западной, к так называемой современности, modernity. Этот переход и выдвинул Европу в авангард исторического развития.
Важнейшими вехами, которые обозначили этапы этого движения, были классические революции нового времени – Нидерландская, Английская, революция американских колоний, Французская. Определенную роль, конечно, сыграла и Реформация. Кстати говоря, мы будем в октябре отмечать ее 500-летие.
Основные позиции проекта современности, modernity, сформулированы были Просвещением, и центральной идеей стала идея прогресса, который может быть осуществим с помощью рационалистического моделирования общественного, политического и экономического, цивилизационного и культурного развития.
В качестве важнейших составляющих проекта современности называлось индустриальное производство, правовое государство, гражданское общество, рациональная свобода личности, права человека, определенная система ценностей. Указывалась при этом возможность рационально предусмотренной насильственной ориентации движения общества по пути прогресса, по формированию рационалистически обоснованных общественных моделей и их революционного воплощения. Собственно, таким образом осуществлялась Великая французская революция, в ходе которой ее идеологи и вожди стремились обуздать революционную энергию масс, направить ее в русло заданного проекта.
Российская революция своеобразно продолжила эту линию, во всяком случае, те, кто ей руководил. Это было характерно и для ее начала, Февральской революции, в ходе которой свершилась неудавшаяся попытка обращения России на путь либеральной демократии, и далее, когда Ленин и его соратники насильственно стали втискивать готовый к бунту народ в прокрустово ложе вульгарно понятой марксистской парадигмы общественного развития. Кстати говоря, на мой взгляд, сам марксизм был заблудшим детищем Просвещения и идейного оружия вестернизации.
Однако парадокс Российской революции состоял в том, что большевики стали в результате самыми непримиримыми критиками западного капиталистического общества. В современной западной политологии распад Советского Союза и так называемая дезактивация коммунизма рассматривались как завершение созданной Просвещением концепции современности. Эпилогом, в котором предполагалась универсализация человеческой цивилизации по западному образцу – глобализация.
Однако в разных частях мира пробуждается стремление, мы это ясно видим сегодня, осуществлять модернизацию без доминирования вестернизации, сохранять свои цивилизационные и культурные особенности, собственные социальные структуры. Это ярко проявляется, например, в Китае и в ряде других государств, где налицо отказ от западных моделей, форм общественного преобразования.
Следует обратить внимание еще на один важный аспект мирового влияния Российской революции, ставшей началом великого социального эксперимента. Строительство нового мира, в котором декларировалось особое уважение к людям труда, необходимость защиты их социальных интересов вынудили капиталистические страны обратить внимание на улучшение положения рабочих, различных категорий трудящегося населения, развитие социального обеспечения, расширение горизонта гражданских прав, и в перспективе – социальной ориентированности государств.
Важным итогом революции было пробуждение творческой энергии народа. Об этом свидетельствует энтузиазм первых десятилетий созидания государства и общества, распространение образования, развитие науки и формирование нового искусства, во многом развившего, кстати говоря, идеи русского авангарда.
Но вскоре стало очевидным, что строительство нового мира осуществлялось с применением насильственных методов, носило мобилизационный характер, приобретало тоталитаристскую направленность и таило в себе немало человеческих трагедий.
Для понимания сущности российского революционного процесса необходимо немножко поговорить о его международном аспекте. Для этого надо вернуться к предпосылкам и началу. Сергей Евгеньевич цитировал Бердяева, который говорил о том, что Русская революция выросла из Первой мировой войны. Действительно, еще в конце 1916 года французский посол Морис Палеолог характеризует ситуацию в России как преддверие хаоса. Он констатирует неспособность России не только к внешним, но и к внутренним компромиссам, склоняясь к тому, что исходя из разворачивающейся ситуации, можно понять, цитирую: «Посох Ивана Грозного и дубинку Петра Великого».
Россия была по существу на пороге наступавшей эпохи саморазрушения, которая, казалось так, не имела достаточно непреложных и самоочевидных причин. Еще совсем недавно в России успешно шла модернизация, развивалась экономика. Что касается участия России в Первой мировой войне, то хотя положение на фронте было тяжелым, но в 1917 году уже брезжила перспектива успешного для страны и ее союзников завершения войны. Тем не менее, крепость монархической власти оказалась иллюзией. Большинство народа быстро и безжалостно отвернулось от нее.
Несомненно, это связано и с расколом элит, который был налицо. Как мы хорошо знаем, разговоры о свержении монархии велись в самых высоких кругах Петербурга уже с 1916 года. Это, конечно, связано и с разрушением привычных для большинства населения общинных форм, тем, что крестьяне были вырваны из привычной жизни, оказались на фронтах. Несомненно, это было связано, конечно, и с теми колоссальными потерями, которые несла Россия в период Первой мировой войны.
Вскоре и само историческое существование распадавшейся России стало проблематичным, нависла угроза превращения России из субъекта международных отношений в объект, которым предполагали манипулировать ведущие западные страны. Напомню, что в 1919 году на Парижской мирной конференции западными странами было выдвинуто предложение о создании политического санитарного кордона вокруг России.
При этом ставилась задача создать особый тип отношений с ранее приграничными частями России, которые отпали от Российской империи, и по возможности сделать ставку, в частности, на Польшу в Восточной Европе. Европа по существу отторгла революционную Россию, и понадобятся годы, чтобы Россия, уже ставшая СССР, смогла вернуться, как один из основных, определяющих субъектов в европейскую систему международных отношений и мировую политику.
Однако и по возвращении в течение многих десятилетий не было преодолено взаимное недоверие Советского Союза и Запада. Страх Запада перед коммунизмом проецировался на Советский Союз, Россию. Тень такого проецирования сохранилась даже тогда, когда Советский Союз прекратил свое существование, и снова сгустилась в последние годы. Россия же, созидающая сегодня свою новую демократическую идентичность, открыта диалогу с Западом, с Соединенными Штатами, Европой и миром. Она направляет свои усилия для решения особо важных для современного мира задач, и в частности, на борьбу с терроризмом.
Коллеги, я хотел буквально в нескольких словах поделиться своим видением и ощущением того, что произошло в трагические и драматические годы столетней давности. И должен доложить вам, что в ходе подготовки к сегодняшнему заседанию мы активно таким маленьким сложившимся бюро Оргкомитета (и прежде всего, конечно, члены Президиума Российского исторического общества) пытались сформатировать план нашей работы на этот год. Понятно, что план этот носит общий характер.
Имеется в виду, что продолжают поступать очень многие предложения о проведении мероприятий, связанных со 100-летием, причем очень много предложений приходит из самых разных городов Российской Федерации, из областей Российской Федерации, в связи с этим появляется очень много инициатив.
Выступление сопредседателя Российского исторического общества А.В.Торкунова на заседании Организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года в России
23 января 2017 года
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School