27 марта в Доме Российского исторического общества состоялось расширенное заседание Президиума Российского исторического общества с участием Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова.
В повестку заседания вошли, в частности, вопросы о подходах к формированию контрольных цифр приема по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «История и археология», о системе наукометрических показателей применительно к историческим наукам, а также о перспективах развития архивов и музеев Российской академии наук, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
При подготовке и проведении заседания принимались во внимание рекомендации федеральных и региональных органов власти, направленные на обеспечение мер безопасности в условиях распространения коронавирусной инфекции. В своём выступлении Председатель Российского исторического общества, Председатель Совета фонда «История Отечества» Сергей Нарышкин подчеркнул, что «в полной мере все эти ограничения касаются и членов Российского исторического общества». В связи с этим было принято решение разрешить организациям, получившим финансовую поддержку фонда «История Отечества», в случае необходимости перенести сроки реализации своих проектов на вторую половину этого года.
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков впервые стал участником заседания Президиума РИО. Поблагодарив его за участие в мероприятии, Сергей Нарышкин выразил надежду на успешное построение постоянного и продуктивного диалога Общества и Минобрнауки.
На фото: Сергей Нарышкин
В частности, Сергей Нарышкин отметил, что определять необходимый объем бюджетных мест по укрупненной группе направлений подготовки «История и археология» можно было бы в трехстороннем формате: Министерство науки и высшего образования, Федеральное архивное агентство и Российское историческое общество – как крупнейшее общественное объединение и одновременно крупнейшее объединение работодателей по историческому профилю.
«Полагаю, что выражу общее мнение: главное – нам не потерять бюджетные места, не сократить подготовку по специальностям «История», «Археология», «Документоведение и архивоведение», а в ряде случаев усилить историческое образование в регионах», – подчеркнул он и добавил, что такая же задача стоит и по направлению «Востоковедение и африканистика».
В свою очередь, Валерий Фальков заявил, что Минобрнауки поддерживает идею трехстороннего сотрудничества при распределении контрольных цифр приема в высшие учебные заведения. Он также сообщил, что в 2021–2022 годах на 14 процентов будет увеличено количество бюджетных мест по программам бакалавриата. Увеличивается и количество бюджетных мест в магистратуре – в прошлом году их было 1599, в 2021–2022 годах – 1619.
«Хочу заверить, что до 2024 года каждый год последовательно по всем гуманитарным направлениям подготовки будем увеличивать количество бюджетных мест», –
сказал министр.
Валерий Фальков рассказал и еще об одном изменении в методике распределения контрольных цифр приема. Вузы получают бюджетные места на основании конкурса, проводимого Минобрнауки.
Напомним, ранее вуз, подавая заявку на определенное количество бюджетных мест, мог по решению организаторов конкурса получить поддержку не в полном объеме. Наличие лишь нескольких бюджетных мест по отдельному направлению подготовки становилось для вуза скорее обременением, чем преимуществом. Теперь эта проблема будет решена: вуз, победивший на конкурсе, будет получать ровно столько мест, сколько указал в заявке.
Говоря об оценке результатов научной деятельности – наукометрии, Сергей Нарышкин отметил, что в этой очень сложной задаче нет и не может быть простых решений.
«Однако когда приоритетом становится отчетность, люди неизбежно стараются подстроиться под такую систему, подчас в ущерб собственной научной работе», –
подчеркнул он.
Отметив важность этого вопроса, Валерий Фальков напомнил, что в середине 2019 года для разработки методики расчёта комплексного балла публикационной результативности была сформирована рабочая группа. В её состав вошли представители Министерства науки и высшего образования, а также ряда академических институтов. Валерий Фальков подчеркнул, что в настоящее время в состав группы внесены изменения: увеличено количество представителей гуманитарных наук, в частности, Института философии. В числе подготовленных группой рекомендаций – учёт специфики производства и распространения знаний представителями разных наук. Кроме того, в рамках рабочей группы отдельно выделено подразделение, которое будет заниматься выработкой критериев по гуманитарным наукам, а также по медицинским и сельскохозяйственным наукам. В частности, важно определить методики оценки монографий. К настоящему моменту методика на экспертном уровне в целом принята, однако обсуждение продолжается, в результате она будет «существенно доработана». В ходе заседания Валерий Фальков обратился к Сергею Нарышкину с просьбой направить экспертов Российского исторического общества для участия в деятельности рабочей группы.
Касательно третьего пункта повестки – перспектив развития архивов и музеев Российской академии наук, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, – Сергей Нарышкин отметил, что «Министерство сталкивается с трудностями при финансировании их архивной и музейной работы, хотя она, как правило, неотделима от научной деятельности». В связи с этим он обратился к Валерию Фалькову с просьбой проработать этот вопрос совместно с Министерством культуры.
«Тем более, что и многие руководители федеральных музеев ищут возможность нормативно закрепить ведущуюся у них научную работу»,
– подчеркнул он.
Валерий Фальков напомнил, что из 509 организаций, ранее находившихся в ведении государственных академий наук, работу с архивными коллекциями документов осуществляют 17 научных организаций, с музейными предметами – 57 научных организаций. Он подчеркнул, что в рамках государственного задания музейные работы, архивные работы и услуги сегодня финансируются недостаточно. Для решения этой проблемы в ближайшее время будет проведена инвентаризация архивных и музейных коллекций в тех организациях, в которых это ещё не было осуществлено. В дальнейшем последовательно в течение трех лет начиная с 2020 года финансирование в рамках государственного задания научным институтам по этим направлениям будет увеличено. Валерий Фальков добавил, что сегодня из 17 научных организаций, обладающих архивными коллекциями, только архивные работы и услуги Архива Российской академии наук включены в государственное задание, а из 57 научных организаций, имеющих музейные коллекции, в государственное задание включены музейные работы пяти организаций. По его мнению, приблизиться к решению этой проблемы поможет поиск ресурсов внутри Минобрнауки, а также включение его в число участников мероприятия «Развитие архивного дела» государственной программы «Развитие культуры и туризма».
В своем выступлении Сергей Нарышкин обратил внимание на актуальную для российской академической археологии проблему, связанную с осуществлением спасательных полевых работ. Он напомнил, что согласно действующему законодательству выбор подрядчика для их проведения в каждом конкретном случае осуществляется на конкурсной основе. Главным критерием отбора, как правило, выступает цена контракта. Итоги конкурсов прошлых лет демонстрируют, что примерно в 70 процентов случаев академические институты проигрывают коммерческим компаниям. Снижение издержек такими компаниями часто достигается за счет отказа от научной составляющей. Количество научных публикаций по итогам спасательных работ у частных компаний, по оценкам экспертов, в пять-шесть раз ниже, чем у академических институтов. В связи с этим Председатель РИО обратился к Валерию Фалькову с просьбой совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проработать данный вопрос, «чтобы отразить эти нюансы в нормативных актах, регулирующих соответствующие конкурсные процедуры». Подчеркнув важность проблемы, Валерий Фальков сообщил, что предложения для внесения в нормативно-правовую базу будут проработаны с указанными министерствами в ближайшее время.
В ходе заседания также были приняты решения о создании региональных отделений Российского исторического общества в Оренбурге, Владикавказе, Саранске и Пскове. Председателями советов отделений соответственно назначены: заведующий кафедрой истории России Оренбургского государственного педагогического университета Сергей Любичанковский, проректор по научной деятельности Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова Берта Туаева, профессор Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва Николай Арсентьев и директор Государственного архива Псковской области Валерий Кузьмин.
27 марта 2020 года состоялось заседание Президиума Российского исторического общества
27 марта 2020 года состоялось заседание Президиума Российского исторического общества
SHAL2304.jpg
SHAL2590.jpg
SHAL2685.jpg
SHAL2746.jpg
SHAL2767.jpg
SHAL2786.jpg
SHAL2835.jpg
SHAL2946.jpg
SHAL3036.jpg
SHAL3071.jpg
SHAL3108.jpg
SHAL3122.jpg
SHAL3180.jpg
SHAL3228.jpg
SHAL3318.jpg
SHAL3705.jpg
SHAL3839.jpg
Текст: Вера Марунова
Фото: Александр Шалгин
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Научные публикации Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского пополнились новым изданием — монографией «Федерализм в российской государственной парадигме: историко-правовое исследование», написанной сотрудниками кафедры государственно-правовых дисциплин Романом Марковым и Наталией Жуковской.
После Венского конгресса 1815 г. под скипетром Романовых оказалась большая часть территории Речи Посполитой, исчезнувшей еще в конце XVIII в. с политической карты Европы. Это были как удерживаемые Польшей в течение нескольких столетий бывшие земли Древней Руси (Правобережная Украина, Белоруссия), так и Литва, и значительная часть собственно «этнографической Польши».
У российской бюрократии была дурная слава. О чиновниках плохо говорили все, в том числе и сами чиновники. В их устах слово «бюрократ» звучало почти как бранное.
6 мая 1945 г. в Силезии сложил оружие германский гарнизон Бреслау (ныне – Вроцлав, Польша). 40 тыс. солдат вермахта, СС и фольксштурма сдались советским войскам. Бреслау был не просто осажденным городом: в Силезии окончилась эпопея «фестунгов» — крепостей Третьего Рейха, создание которых стало одной из самых неоднозначных стратегических идей гитлеровского командования за всю войну.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.