Пройти в сопровождении экскурсовода по Екатерининскому дворцу, ослепляющему великолепием декоративного убранства, теперь возможно и онлайн – Государственный музей-заповедник «Царское Село» разместил на своём YouTube-канале видеозапись такой прогулки для всех желающих.
Первой владелицей Царского Села была Екатерина I. В 1710 году будущая супруга императора Петра I получила в подарок небольшую усадьбу (Царское Село), а в 1717 году здесь началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. Над созданием дворца, до 1910 года носившего название Большого Царскосельского, последовательно работали И. Бранштейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Б.-Ф. Растрелли, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, И.А. Монигетти, В.П. Стасов и многие другие.
Ведущая роль в строительстве принадлежит Б.-Ф. Растрелли, который с 1748 года руководил всеми работами. Созданная Растрелли Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «Золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания – от Парадной лестницы до Дворцовой церкви. К числу наиболее известных апартаментов, созданных Растрелли в 1750-е годы, относится Янтарная комната – уникальный интерьер, в убранстве которого использованы мозаичные панно из янтаря. Янтарные панели, вывезенные гитлеровцами в 1942 году в Кенигсберг и исчезнувшие в годы войны, сегодня воссозданы петербургскими реставраторами. О работе над восстановлением Янтарной комнаты рассказывала недавняя выставка, прошедшая во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и подготовленная Царскосельской янтарной мастерской.
Реставраторам в судьбе Царского Села принадлежит особая роль – они вернули к жизни этот шедевр, устраняя последствия Великой Отечественной войны: из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссозданы 32. Сегодня, как и прежде, дворец восхищает своими размерами, мощной пространственной динамикой и декором.
Следующий важный этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новой владелицей резиденции стала императрица Екатерина II. Она была увлечена античным искусством, и поэтому пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с этим веянием моды. Отделочные работы она поручила шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Им созданы Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны, восстановить их до сих пор не удалось.
Однако воссозданы другие помещения: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня. Они были оформлены Ч. Камероном и предназначались для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны.
В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В.П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле, прославляющем блестящие победы русской армии в Отечественной войне 1812 года.
Важную составляющую добавил И.А. Монигетти (1819–1878), создав в 1860–1863 годах в стиле «второго рококо» Парадную лестницу.
Всё это великолепие открывается в записи онлайн-трансляции экскурсии с Ольгой Щербановской, подготовленной музеем-заповедником. Кроме того, по дворцу можно прогуляться и благодаря виртуальному туру, который также сопровождается аудиокомментариями.
Текст: Вера Марунова
«От страны северной на берега Сены…». Поход Российской армии во Францию в 1814 году
Президиум РИО обсудил перспективы развития исторического образования в России
Информационно-образовательный проект Президентской библиотеки «Государика»
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School