Собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла – сердце ансамбля Петропавловской крепости. В виртуальное путешествие по одному из главных символов Северной столицы приглашает Государственный музей истории Петербурга.

Возведение собора по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини длилось в течение 20 лет – с 1712-го по 1732 год. Петр I и Екатерина I преподнесли в дар собору резной золоченый иконостас и надпрестольную сень, которые стали его главным украшением. Иконостас был создан в Москве по рисункам Доменико Трезини группой мастеров-резчиков под руководством Ивана Петровича Зарудного. Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Композиция иконостаса включает пять больших киотов. В них размещены 43 иконы, написанные в 1726–1729 годах иконописцами Алексеем Поспеловым и Филиппом Протопоповым. Эскизы икон выполнены организатором и директором Петербургской типографии и Рисовальной школы Михаилом Аврамовым. К сожалению, запрестольный витраж «Воскресение Христово», выполненный по эскизу художника Николая Александровича Бруни, был уничтожен во время блокады Ленинграда.

Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. В православных церквях практика чтения проповедей прежде не существовала. Впервые она была введена в царствование Петра I. Император во время богослужения стоял на специальном помосте – царском месте.

На протяжении двух веков у собора было еще одно «предназначение» – он был памятником славы русского оружия. Здесь хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века они были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.

Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения великих князей – членов императорского дома Романовых. В 1908–1915 годах в усыпальнице состоялось пять погребений и восемь захоронений были перенесены из Петропавловского собора. В 1992 году здесь был погребен правнук Александра II – великий князь Владимир Кириллович, в 1995 году из Кобурга сюда перенесли прах его родителей.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, музеефицирован в 1922 году, впоследствии (1954) передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга). В 1920-е годы здание находилось в ведении Музея революции, в 1930–1940-е – приспособлено под склад Центральной книжной палаты, в 1954-м передано Государственному музею истории Ленинград.

Собор дал современное название крепости: до 1914 года она называлась Санкт-Петербургская крепость, а в 1914–1917 годах носила название Петроградская крепость.

Петропавловская крепость, основанная 16 (27) мая 1703 года – это старейший памятник истории и архитектуры Санкт-Петербурга. Она возводилась по приказанию Петра I как крепость Санкт-Питер-Бурх (дата считается днём основания самого города Санкт-Петербург) на Заячьем острове на Неве, выбранном как удобное для обороны место: предполагалось, что она должна была защищать завоёванный в ходе Северной войны 1700–1721 годов выход к Балтийскому морю в устье Невы. До 1705 года возведением первых деревоземляных укреплений руководили французский инженер Ж.Г. Ламбер и саксонский инженер В.А. Кирштенштейн, затем по существовавшему контуру были выстроены кирпичные крепостные стены. В плане крепость представляет собой удлинённый шестиугольник с укрепляющими его углы бастионами. Для дополнительной защиты в 1730-х годах на восточной и западной оконечностях острова были возведены каменные Иоанновский и Алексеевский равелины, отделённые от крепости рвами с водой. За проливом со стороны Городского (Петербургского; ныне – Петроградского) острова подступы к цитадели преграждал кронверк (земляные валы и рвы). Бастионы крепости – Нарышкинский (Екатерининский), Трубецкой, Зотовский, Головкинский (Аннинский) и Меншиковский – получили названия от фамилий лиц, ответственных за их строительство. Пётр I следил за возведением Государева (Петровского) бастиона. Петровские ворота – единственный сохранившийся образец триумфального сооружения петровского барокко. В 1780–1787 годах Невский фасад был украшен строгим классицистическим портиком новых Невских ворот созданной здесь гранитной пристани, с 1860 годах ставшей именоваться Комендантской.

Петропавловская крепость занимает ключевое место в панораме центра города. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Государственный музей истории Санкт-Петербурга – один из крупнейших в России исторических музеев. В фондах музея хранится более 1,3 миллиона экспонатов, отражающих историю города на Неве с момента его основания до наших дней.

Центром музея является Петропавловская крепость – уникальный памятник истории, архитектуры и фортификационного искусства ХVIII–ХХ веков. Доминанта архитектурного ансамбля – Петропавловский собор. Это один из символов Санкт-Петербурга, усыпальница Императорского Дома Романовых. В исторических зданиях Петропавловской крепости расположены экспозиции и временные выставки музея.

Государственный музей истории Санкт-Петербурга объединяет несколько филиалов: Особняк Румянцева на Английской набережной, Музей–квартиру А.А. Блока, Музей С.М. Кирова, Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, Музей печати, Музей петербургского авангарда (дом Матюшина) и Шлиссельбургскую крепость «Орешек».

На основании материалов сайта Государственного музея истории Петербурга и
«Большой российской энциклопедии».

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

10 апреля 1907 года Петр Столыпин представил проект земельной реформы

Разнородная переписка Императорского Русского исторического общества за 1898–1911 годы (Дело XIII, часть первая)

«Лаврентьевская летопись 1377 г. Электронное представление рукописного памятника»

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Разумная вера и верующий разум. Православие и философия Ивана Ильина

3289756823658623852356.jpg

Иван Александрович Ильин – русский философ, правовед, один из ярких деятелей русского религиозного возрождения первой половины ХХ в. Православие играло ключевую роль не только в формировании этической позиции мыслителя, но было важным аспектом его социально-политической концепции.

 

Русские в Японии: «три волны» созидания, мужества, творчества

2567ec1e19ad4124124dedbfb79543b764f781.jpg

Русские в Японии – тема столь же трудная для освещения, сколь и интересная. Взгляд историка немедленно «разбегается» по отдельным лицам и биографиям, выхватывая те или иные зарисовки характеров и судеб.  В Японии нас никогда не было много.

 

Временное правительство можно было считать революционным

28747246824686486238462846.jpg

Созданное еще до отречения Николая II, Временное правительство и по своей программе, и по обстоятельствам «рождения» в полной мере можно было считать революционным.

Новости Региональных отделений

В ЮФУ прошел Межрегиональный исторический форум

В ЮФУ прошел Межрегиональный исторический форум

23 и 24 сентября на базе Южного федерального университета начал работу межрегиональный исторический форум «Без срока давности: трагедия мирных жителей в годы Великой Отечественной войны».

 

В Архив новейшей истории Ульяновской области поступило новое оборудование

В Архив новейшей истории Ульяновской области поступило новое оборудование

По словам Министра искусства и культурной политики Ульяновской области Евгении Сидоровой, оцифровка собственных фондов и наполнение электронными копиями баз данных является актуальной задачей для архивов и библиотек региона.

 

Архив новейшей истории разработал уроки исторической памяти

Архив новейшей истории разработал уроки исторической памяти

Уроки разработаны для учащихся школ на основе документов из фондов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области.

Трибуна

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

Monographic

Экономическая и политическая история СССР 1945 – 1991 годов

82736598263958623865928365923865-2.jpg

Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

 

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

Прокрутить наверх