Проект Государственного исторического музея, приуроченный к 75-летию Великой Победы, рассказывает о подвиге музейных сотрудников в годы Великой Отечественной войны.
Посетителям ресурса представлены дневники и письма сотрудников Исторического музея из эвакуации и с фронта, а также истории спасения уникальных памятников культуры.
«Культурное наследие нашей страны понесло огромные потери в годы войны – разрушенный Петергоф, изувеченное Царское Село, поруганные Новый Иерусалим и Ясная Поляна… Но потери могли быть несоизмеримо больше, если бы не подвижнический труд музейных сотрудников, которые спасали коллекции в эвакуации, поддерживали жизнь в родных музеях, собирали для потомков бесценные исторические свидетельства той страшной войны»,
– уверен член Президиума Российского исторического общества,
директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
Великая Отечественная война кардинально изменила направление работы Исторического музея и судьбы его сотрудников. В те страшные годы из коллектива музея, насчитывающего 250 человек, были мобилизованы 98 человек, более 30 из них погибли. Сотрудницы музея – женщины с малолетними детьми и престарелыми родителями, в начале войны уехали в эвакуацию, сопровождая коллекции музея.
Оставшиеся в Москве сотрудники продолжали трудиться, мужественно защищая музей: они наладили постоянную охрану здания, обеспечивали его светомаскировку. Осенью 1941 года, когда Москва фактически находилась на осадном положении, как и все москвичи, сотрудники Исторического музея рыли окопы и противотанковые рвы, укладывали мешки с песком.
Исторический музей – единственный московский музей, который не прекращал свою деятельность даже тогда, когда встало метро, закрылись многие заводы и учреждения. За все годы войны его двери были закрыты для посетителей лишь восемь дней, когда после страшной бомбардировки Москвы 29 октября 1941 года взрывной волной в здании были выбиты оконные стекла и рамы. В рекордный срок все повреждения были устранены сотрудниками музея, и к 7 ноября 1941 года музей был открыт. В этот день прошел парад войск на Красной площади, ставший символом твердости духа и уверенности в Победе.
Сохранить музейный фонд помогли оперативные меры. Так, в первые же дни войны в подвалы были перемещены из хранилищ и залов музея сотни тысяч музейных предметов. Наиболее ценные коллекции были эвакуированы на восток страны: сначала в небольшой волжский город Хвалынск (недалеко от Саратова), затем в Омск и Кустанай.
Малоизвестен тот факт, что коллекции Исторического музея и ряда других крупных музеев и библиотек Москвы могли быть безвозвратно утеряны в один день – 25 июля 1941 года, когда отплывавшая в эвакуацию баржа с ценностями Государственного хранилища № 1 попала под налёт фашистской авиации.
Сотрудники ГИМ принимали участие в работе Комиссии по определению ущерба, нанесённого гитлеровскими оккупантами памятникам культуры. Документированные факты, собранные Комиссией, фигурировали в обвинительном заключении на Нюрнбергском процессе.
На основании сообщения пресс-службы Государственного исторического музея.
Текст: Вера Марунова
Виртуальная выставка «Сталин – Черчилль – Рузвельт: совместная борьба с нацизмом»
Весна 1944 года. Хроника Крымской наступательной операции
Проект «Шаги к Победе» (хроника последних дней войны). 27 апреля 1945 года
В дни Февральской революции Михаил Владимирович Родзянко был самым известным человеком в России: Его имя стало символом свободы. Да и сам председатель Государственной думы считал себя главной политической звездой страны. Однако после отречения великого князя Михаила Александровича, в котором тот сыграл ключевую роль, его блестящая карьера на удивление быстро сошла на нет...
1917 год подвел черту не только под императорской, а затем и под либеральной россией, но и под целой эпохой в истории русской культуры. То, что происходило в литературе, в живописи, в архитектуре после 1917-го, можно называть расцветом русского авангарда, можно – временем новых ярких поисков. Но декаданс и богоискательство предыдущих двадцати лет остались в прошлом.
Российское историческое общество и телекомпания «Под знаком Пи» готовятся представить сразу несколько новых крупных просветительских проектов. Полным ходом идёт работа над документальным фильмом «Империя: воля и мир», в котором подробно рассказывается об истории становления и развития Российской империи.
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.