Такое название получила выставка, организованная в 2018 году Российской государственной библиотекой. В настоящее время выставка доступна онлайн – виртуальная выставка размещена на сайте РГБ.

Такой интернет-формат очень эффективен с точки зрения охвата аудитории: большинство экспонатов – книги и документы – не могут больше двух-трёх месяцев быть на витринах, а виртуальная выставка продлевает жизнь экспозиции и даёт возможность ознакомиться с ней тем, кто не может посетить библиотеку.

Выставка «Император Александр II. Воспитание просвещением» наглядно показывает, какое влияние оказало воспитание на идеях гуманизма на формирование государственных взглядов и последующее царствование императора. Период его правления был полон крупнейших преобразований: отмена крепостного права (1861), финансовая реформа (1863), реформа высшего образования (1863), земская реформа (1864), судебная реформа (1864), цензурная реформа (1865), реформа городского самоуправления (1870), реформа среднего образования (1871), военная реформа (1874).

Эпиграфом к виртуальной выставке стала фраза поэта, педагога и переводчика Василия Жуковского, написанная великому князю, будущему монарху Александру Николаевичу:

«Люби и распространяй просвещение; народ без просвещения есть народ без достоинства… Могущество государя – не в числе его воинов, а в благоденствии народа».

Выставка «Император Александр II. Воспитание просвещением» рассказывает не только о важной роли воспитания на идеях гуманизма и формирования государственных взглядов наследника российского престола, будущего императора Александра II, оказавших большое влияние на его царствование, но и о личном вкладе царя-реформатора в развитие и процветание отечественной культуры. Создатели выставки детально показали вклад Александра II в развитие культуры России, представив яркие культурные проекты его эпохи.

Так, выставочные экспонаты демонстрируют, как формировалась личность императора. Например, представлены книги по воспитанию из библиотеки императрицы Александры Фёдоровны. Её библиотека – это богатое собрание, состоящее из 9 тысяч книг, альбомов, гравюр и эстампов. Свою библиотеку императрица собирала на протяжении всей жизни. Многие книги были приобретены по рекомендации Василия Жуковского.

Отдельный раздел посвящен формированию Московского публичного и Румянцевского музеев. Личное участие царя в их основании относится к значимым страницам русской культуры.

Вниманию посетителей виртуальной выставки представлены и более 200 оцифрованных документов из фондов Российской государственной библиотеки: цифровые копии книг из личных библиотек императора Александра II и его матери, императрицы Александры Фёдоровны, дневники, фотографии, лубочные картинки и другие документы.

Также напомним, в 2018 году в Государственном историческом музее прошла выставка, посвященная императору. К ней был приурочен выход книги «Александр II. Незавершенный портрет», подготовленной на основе как опубликованных, так и неопубликованных архивных источников. Издание повествует о личности, судьбе и исторической роли Александра II, «Царя–Освободителя», императора, осуществившего сразу два «освобождения»: отменившего крепостное право и предоставившего свободу балканским народам от османского ига в результате Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

Презентация издания прошла в рамках программы Российского исторического общества и фонда «История Отечества» на пятом книжном фестивале «Красная площадь». Издание представил заместитель директора Государственного исторического музея по научной работе Андрей Яновский. В книге рассказ об императоре сопровождается большим количеством иллюстраций, одна из которых заслуживает особого внимания: это прижизненный парадный портрет Александра II, выполненный австрийским художником Генрихом фон Ангели. Полотно представлено в Государственном Эрмитаже.

«Если внимательно посмотреть на картину, то можно увидеть несколько дырок в голове Александра. Во время атаки Зимнего дворца в ночь с 25 на 26 октября 1917 года ворвавшиеся во дворец матросы, солдаты, рабочие увидели портрет «какого-то царя», и они, выражая свою классовую ненависть, стали колоть его штыками. Потом выяснилось, что это портрет “Царя–Освободителя”, который освободил их родителей, дедушек от крепостной зависимости»,

– рассказал Андрей Яновский.

Он добавил, что по итогам консультаций Эрмитаж принял решение не реставрировать картину – она демонстрируется с полученными «увечьями».

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Эрмитаж провёл online-экскурсию выставке о великом князе Сергее Александровиче

Виртуальная выставка ГПИБ «Последние дни войны. Заметки военных корреспондентов»

Просветительский онлайн проект Третьяковской галереи «Лаврус»

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Археологи реконструировали образ жизни в античной Фанагории

fanagoria3.jpg

Книга М.В.Добровольской и Н.Г.Свиркиной «Жители античной Фанагории (реконструкция образа жизни по палеоантропологическим материалам)»

 

Штурм цитаделей. Красная армия против немецких крепостей в 1945 году

3982685689216358693815615.jpg

6 мая 1945 г. в Силезии сложил оружие германский гарнизон Бреслау (ныне – Вроцлав, Польша). 40 тыс. солдат вермахта, СС и фольксштурма сдались советским войскам. Бреслау был не просто осажденным городом: в Силезии окончилась эпопея «фестунгов» — крепостей Третьего Рейха, создание которых стало одной из самых неоднозначных стратегических идей гитлеровского командования за всю войну.

 

Фёдор Шаляпин был не просто великим русским оперным артистом

23089573825723975927355.jpg

Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938) был не просто великим русским оперным артистом – для России начала XX столетия это фигура знаковая. Его блистательная карьера символизировала процесс демократизации русской культуры, в которой все более заметное место стали занимать выходцы из низов.

Новости Региональных отделений

Оренбургское отделение РИО инициировало научно-популярный проект

Оренбургское отделение РИО инициировало научно-популярный проект «Краеведческие интересности»

При поддержке Российского исторического общества в Оренбургской областной универсальной библиотеке им. Н.К. Крупской, успешно реализуется удивительно интересный проект ​«Краеведческие интересности».

 

В Саратове в музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского открылась выставка

В Саратове в музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского открылась выставка почтовых открыток

В Саратове, в музее-усадьбе знаменитого писателя, литературоведа, философа, кумира прогрессивной молодёжи второй половины XIX в. Н.Г. Чернышевского открылась выставка почтовых открыток конца XIX – середины XX вв.

 

Открытие мемориала в память о летчиках Московской авиагруппы

Открытие мемориала в память о летчиках Московской авиагруппы

15 сентября генеральный директор Новгородского музея-заповедника, руководитель Новгородского отделения Российского исторического общества Наталья Григорьева принимает участие в открытии мемориала, посвященного летчикам Московской авиагруппы особого назначения, снабжавшим продовольствием блокадный Ленинград.

Трибуна

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

Выступление Натальи Татарчук на круглом столе "Нормандия-Неман - 75 лет"

Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.

Monographic

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

Коллективный портрет немецких политических эмигрантов

Novosti-img/berlin-1945-2015.jpg

В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

Прокрутить наверх