15 мая 2019 года в Большом Гатчинском дворце Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин провёл заседание жюри Международного открытого творческого конкурса по созданию памятника императору Александру III. Конкурс был объявлен Российским историческим обществом и Российским военно-историческим обществом год назад, в мае 2018 года. Памятник, изготовленный по макету победителя конкурса, будет установлен во дворе Арсенального каре. Это место выбрано не случайно – в Гатчине правитель прожил 13 лет.

По условиям конкурса проект памятника должен был быть создан на основе первых эскизов монумента императору Александру III работы Паоло Трубецкого. Именно Трубецкой – автор знаменитой конной статуи Александра III, изначально установленной в Санкт-Петербурге на Знаменской площади у Николаевского (ныне – Московского) вокзала. В наши дни памятник стоит в парадном дворе Мраморного дворца. Монумент посвящён «Державному основателю Великого Сибирского пути» – Транссибирской магистрали, строительство которой инициировал Александр III. Однако этот памятник стал второй работой Паоло Трубецкого, а первый проект, в котором скульптор изобразил императора сидящим на троне, так и остался нереализованным Именно этот образ предлагалось воссоздать участникам конкурса. На рассмотрение жюри свои работы представили четыре скульптора.

Открывая заседание, Сергей Нарышкин отметил существенную роль Александра III в истории России. «Достаточно вспомнить о том, что при всей протяжённости границ Российской империи страна не вела ни одной войны. Ни ближние, ни дальние соседи не могли даже помышлять о претензиях на часть территории Российской империи», – подчеркнул он.

Значительную часть своей жизни Александр III провёл в стенах Большого Гатчинского дворца. «Здесь он занимался и государственными делами, проводил время с семьёй и, конечно, уделял внимание Русскому историческому обществу, почётным председателем которого он был со дня основания общества», – напомнил Сергей Нарышкин.

«Конкурс был очень непростой, потому что не каждый скульптор возьмётся воссоздавать работу другого, даже гениального автора», – рассказала заместитель Министра культуры Российской Федерации Алла Манилова. Она добавила, что в процессе конкурсных процедур «наши два общества – Российское военно-историческое и Российское историческое общество – работали рука об руку». Кроме того, Алла Манилова передала благодарность от Министерства культуры «за эту бесценную идею, потому что воссоздание памятника Трубецкого спустя столетие – идея неожиданная и креативная».

Увековечение памяти Александра III всегда было желанно жителями Гатчины. Об этом заявил директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов. Он напомнил, что обсуждение установки памятника императору началось ещё в начале 90-годов. «Трубецкой одновременно изображает и государственного человека, и просто человека, личность. Его импрессионизм, художественная манера, наверное, больше всего подходит к тому месту, где памятник будет установлен», – считает директор музея. Он добавил, что двор Арсенального каре был парадным – в течение долгого времени именно через него во Дворец заходили люди. Василий Панкратов также выразил надежду, что проект будет реализован в следующем году, так как в 2020 году исполняется 175 лет со дня рождения Александра III.

Император находил в Гатчине душевный покой, оттого установка памятника здесь – очень правильная. Верен и выбор «отправной точки» – эскиза Паоло Трубецкого. «Кто, как не он, знал Александра III и обстоятельства его жизни», – сказал заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Виллинбахов. По его мнению, так как сама скульптура должна иметь свой характер, «это должен быть памятник, который даёт возможность для размышления об эпохе и человеке».

Народный художник Российской Федерации Григорий Ястребенецкий считает все представленные варианты добросовестными и профессионально выполненными.

Решение о проведении конкурса для определения эскиза памятника было правильным, так как «система конкурсов даёт нам возможность выбора, увидеть разные решения, выбрать действительно лучшего». В этом убеждён ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Семен Михайловский.

«Установка памятника Александру III – человеку, который связал свою жизнь с историей России и с историей Гатчины непосредственно, – для нас очень важна», – заявил губернатор Ленинградской области – председатель Правительства Ленинградской области Александр Дрозденко. «Памятник должен быть произведением искусства. Он должен идти от души, сердца, мыслей мастера, не должен быть статичным», – считает он.

Председатель комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Константин Сухенко отметил, что скульптура будет «воспитывать новые и новые поколения людей, любящих свою родину».

Установить памятник там, где жил император, где было его «малое гнездо», – прекрасная идея, полагает член Президиума Российского исторического общества, директор Института российской истории РАН Юрий Петров. «И можно только порадоваться, что Паоло Трубецкой оставил эскиз», – добавил он.

По итогам обсуждения лучшей была признана работа выпускника Российской академии художеств Владимира Бродарского. Как отметил член Президиума Российского исторического общества, вице-президент РАН, директор Института археологии РАН Николай Макаров, в этой модели передан дух времени: «Это время рождения импрессионизма, внешне спокойное время – Россия не вела войн. Но это и время некоторого исторического напряжения, которое передано в экспрессии памятника и замечательно поймано художником».

При этом модель потребует некоторой корректировки – в частности, необходимо будет усилить портретное сходство с императором. Алла Манилова назвала практику доработки «абсолютно обычной» для творческих конкурсов, добавив, что сроки позволяют это сделать – установка памятника намечена на март 2020 года.

Кроме того, в ходе заседания Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин вручил заведующей Ивангородским филиалом «Музейного агентства» (директору Ивангородской крепости) И.Н. Мироновой гашеную марку, посвящённую 525-летию Ивангородской крепости. Церемония гашения марок этой серии прошла 14 мая в Доме Российского исторического общества в ходе круглого стола «Малые города России: историко-культурное наследие и комфортная городская среда».

После заседания Сергей Нарышкин в рамках акции «Подари ребёнку книгу» передал исторические и художественные издания от Российского исторического общества Детской библиотеке города Гатчины.

Текст: Вера Марунова

Фото: Александр Шалгин

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мы в соцсетях

Запись на экскурсии в Дом РИО

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

ВОВ в памяти народа, медиапространстве и оценках современных исследователей

ВОВ в памяти народа, медиапространстве и оценках современных исследователей

15 апреля 2021 года в Пензенском государственном университете, состоялась Всероссийская научная конференция с международным участием «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: в памяти народа, медиапространстве и оценках современных исследователей», посвященная 80-летию начала Великой Отечественной войны.

 

Итоговое мероприятие Конкурса научных работ студентов «Мы – в космосе!» в Уфе

В Уфе прошло итоговое мероприятие Конкурса научных работ студентов «Мы – в космосе!»

12 апреля 2021 года – в 60-ю годовщину первого полета человека в космос в Институте истории и государственного управления прошла презентация студенческих научных работ «Мы – в космосе!».

 

В Саратове отреставрировали уникальный портрет Екатерины II

В Саратове отреставрировали уникальный портрет Екатерины II

В Саратовском областном музее краеведения состоялось представление отреставрированного парадного портрета Екатерины II из музейной коллекции. Он написан на рубеже XVIII–XIX вв. неизвестным художником.

Цех историков

Смотреть документальный фильмы "Заключенный камеры №207"

maxres18275416298461802461420.jpg

Фильм о великом князе Николае Михайловиче Романове. Он - внук императора Николая I, двоюродный брат императора Александра III и дядя императора Николая II. Речь пойдет о семи месяцах заключения и о том, что открылось археологам, проводившим раскопки на территории Петропавловской крепости в начале нового тысячелетия.

 

Идея ссоры славянских народов была рождена в нацистской Германии

rosenberg4732848.jpg

9 мая наша страна будет отмечать очередную годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Сейчас это невозможно себе представить, но этот день мог войти в историю благодаря совсем другому, печальному для России поводу. 

 

Один из самых крупных судебных процессов в истории человечества. Нюрнберг, 1946

Нюрнберг, 1946

Его называют «судом истории», «судом народов». 1 октября 1946 года, после десяти месяцев работы, Международный военный трибунал в Нюрнберге осудил главных военных преступников поверженного «Третьего рейха».

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Monographic

1924 год. Выставка работ русских художников в Америке

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

 

Экономическая и политическая история СССР 1945 – 1991 годов

82736598263958623865928365923865-2.jpg

Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.

Прокрутить наверх