326482368954629683529368521.jpg

Российское историческое общество совместно с Российским военно-историческим обществом объявило конкурс на создание нового памятника императору Александру III. Об этом заявил Председатель РИО Сергей Нарышкин 21 мая в ходе расширенного заседания отделения Российского исторического общества в Санкт-Петербурге.

Памятник планируется установить во дворе Большого Гатчинского дворца в городе Гатчина Ленинградской области.

«Монумент, изображающий Александра III сидящим в кресле, предлагается установить как раз в дворике Большого Гатчинского дворца. Российское историческое общество и Российское военно-историческое общество объявляют конкурс на его создание»,

– сказал Сергей Нарышкин

Гатчина была любимой резиденцией Александра III, предпочитавшего тишину и спокойную загородную жизнь. «Счастливы быть снова дома», – писал всякий раз государь в памятной книжке, возвращаясь в Гатчинский дворец из поездок. Отсюда царь уезжал в 1883 году на коронацию, сюда возвращались после крушения поезда в Борках в 1888 году, во время путешествия на Кавказ. Здесь отмечали любимые праздники – Рождество и Пасху, дни рождения государя, императрицы и великих князей, праздник лейб-гвардии Кирасирского Её Величества полка... О жизни Александра III в Гатчине и об идее установки памятника царю редакции веб-сайта рассказал директор Государственного музея-заповедника «Гатчина» Василий Юрьевич Панкратов.

— Василий Юрьевич, как отразились на самой Гатчине тринадцать лет пребывания здесь семьи Александра III?

С именем Александра III связан новый этап развития Гатчины. С первых дней своего правления и появления в Гатчине Александр стал преобразовывать её как императорскую резиденцию. Именно в Гатчине 28 апреля 1881 года царём был одобрен проект Высочайшего манифеста о незыблемости самодержавия (подписан 29 апреля в Петербурге). Этот манифест определил курс развития страны на ближайшие десятилетия.

Пребывание в Гатчине приходилось на осенние, зимние и весенние месяцы, это время было самым продуктивным для работы по управлению страной. Остальные месяцы государь проводил на военных манёврах, в поездках по России и за границу. Поэтому основные государственные решения и указы рождались и подписывались, по большей части, именно здесь.

Все переустройства в Гатчине воплощали то, что государь хотел видеть по всей стране: чистый город, освещённый электричеством, с асфальтированными тротуарами, новыми водопроводом и канализацией, удобной телефонной линией и железнодорожным сообщением. Александр III постоянно проводил преобразования в городе, сам следил за ходом работ. Здесь возводились новые учебные, благотворительные и медицинские учреждения, оснащённые современным оборудованием, и многое другое.

Кроме заботы о городе, царь вникал во все работы, которые велись во дворце и парке. В парке при нём были отреставрированы все архитектурные сооружения, построены новые оранжереи. Во дворце шли ремонтные работы, с 1881 года здесь стали проводить электрическое освещение. При Александре III приобретались живопись, иконы, фарфор и другие произведения искусства. Часто их размещением император занимался лично, особенно это касалось приёмных государя и дворцовой церкви.

Известно, что дворец во время Великой Отечественной войны серьёзно пострадал, был полностью разграблен, а в 1944 году – горел. Удалось ли залечить раны, нанесённые войной?

Во время войны Гатчинскому дворцу был нанесён колоссальный ущерб – утрачена значительная часть коллекции предметов искусства, пожар уничтожил помещения Центрального корпуса и Арсенального каре. Единственный дошедший до наших дней подлинный интерьер дворца, сформировавшийся при перестройке ансамбля в середине XIX века, – Дворцовая церковь: огонь, бушевавший во дворце, остановился перед помещением храма. Хранившиеся здесь раритеты – иконы, культовая утварь, книги – были разграблены. Безвозвратно утрачен иконостас. Но принципиальные конструктивные решения и убранство залов сохранились. В 2017 году помещения крипты и церковного зала были отреставрированы под руководством Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в рамках Программы Санкт-Петербурга по сохранению историко-культурного наследия города.

В Гатчинском дворце есть зал, входя в который, как будто возвращаешься в 1944 год, – это Чесменская галерея. Она находится в руинированном состоянии. И кажется, что война здесь, рядом, совсем близко, она осязаема. Мы приняли решение не воссоздавать этот интерьер: галерея будет законсервирована и станет залом Памяти войны.

Восстановительные и ремонтные работы начались во дворце в 1944 году, вскоре после освобождения города. Однако уже в 1951-м часть комплекса дворцовых зданий было решено использовать под размещение военного училища, а затем, с начала 1960-х годов, передать секретному институту «Электронстандарт». На долгие годы Гатчинский дворец перестал быть музеем, и это тоже наложило свой отпечаток: многое из того, что сохранилось во время войны, было утрачено в этот период. Реставрация началась только в 1976 году и продолжается до сих пор. Одно из самых больших завоеваний последних лет – открытие в 2016 году воссозданной Греческой галереи и Мраморной лестницы.

Какие реставрационные работы на очереди в настоящее время?

Сейчас идет реставрация помещений личных комнат императора Николая I в Арсенальном каре. Анфиладная линия вдоль восточной части первого этажа включает Малый угловой (Башенный) кабинет, Камердинерскую, Приемную и Большой военный кабинет. Представление об отделке комнат дают акварели Эдуарда Петровича Гау, выполненные в 1862 и 1877 годах, дореволюционные и предвоенные фотографии.

Работы проводятся с ноября 2015 года. Этой весной мы приступили к завершающему этапу – отделке стен и финишной обработке паркета. При ремонте участка перекрытий над подвалом реставраторы сделали открытие – обнаружили машинное помещение лифта и старинные детали подъёмного механизма. Как удалось установить, лифт предназначался для императрицы Александры Федоровны, которая могла на нём легко добраться до комнат третьего этажа.

Также в Гатчинском дворце началась реставрация Арсенального зала (заказчик – КГИОП), в ближайшее время приступим к воссозданию Овальной комнаты за Чесменской галереей.

Вероятно в процессе реставрационных работ были сделаны неожиданные находки, касающиеся эпохи правления Александра III?

К сожалению, после войны дворец занимали посторонние организации, причём находящиеся под грифом «Секретно», они и проводили первые послевоенные ремонты в здании. Собственно реставрация в личных комнатах Александра III проводилась через много лет, поэтому многое оказалось утраченным. Тем не менее, рядом с апартаментами сохранились прекрасные потайные винтовые лестницы. По одной из них государь мог быстро попасть из своего рабочего кабинета в антресольном этаже в парадные приёмные залы бельэтажа. По этой же лесенке можно было выйти к гостям в Арсенальный зал или попасть прямо в Собственный сад, где часто трапезничала царская семья.

Во время работы над устройством экспозиции в личных комнатах Александра III нам стало понятно, почему государь поселился именно там и так их любил. Его кабинет размещался в башенном помещении, окна которого выходили на разные стороны дворцового сада. С одной стороны – Голландские сады, засаженные кустами ароматной сирени, и рыбный Карпин пруд с живописным мостиком. С другой стороны – панорама пейзажного парка с озером, а прямо под окнами находился старинный, принадлежавший еще императору Павлу I, Собственный сад. В нём, среди зеленых трельяжей, красочных клумб и мраморных статуй, были захоронены любимые питомцы царской семьи – собаки и птицы, в том числе и любимая лайка государя – Камчатка, памятник которой государь проектировал сам.

Почему памятник Александру III будет возведён именно по проекту Паоло Трубецкого?

Скульптор Паоло Трубецкой наиболее известен конной статуей Александра III, которая победила в конкурсе, объявленном 25 ноября 1899 года. Памятник был установлен на Знаменской площади в Санкт-Петербурге, а ныне находится во дворе Мраморного дворца. Первоначальной идеей было перенести в Гатчину именно этот памятник, но в ходе обсуждения мы от неё отказались, так как не были уверены, что монументальная статуя гармонично впишется в сравнительно небольшое пространство двора Арсенального каре. И тогда мы обратились к другой работе Трубецкого – неосуществлённому проекту памятника Александру III, эскиз которого был подан скульптором на первый тур конкурса. Модель, изображающая императора сидящим на троне, сейчас находится в фондах Государственного Русского музея. Благодаря поддержке Председателя Российского исторического общества Сергея Евгеньевича Нарышкина этот проект будет воплощён в жизнь. Я убежден в том, что памятник Александру III в Гатчине должен быть. Это место, которое он очень любил, где он много лет жил и работал, где во время его правления вершились судьбы Российской империи. И об этом нельзя забывать.

Беседовала Зоя Нечепоренко

Для участия в конкурсе на создание нового памятника императору Александру III необходимо представить проект на основе эскизов монумента работы Паоло Трубецкого, а также сопроводительные документы, в числе которых – пояснительная записка с техническими параметрами и экономическими показателями проекта. Подробную и актуальную информацию можно посмотреть в разделе конкурса на сайте Российского исторического общества.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мы в соцсетях

Запись на экскурсии в Дом РИО

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

ВОВ в памяти народа, медиапространстве и оценках современных исследователей

ВОВ в памяти народа, медиапространстве и оценках современных исследователей

15 апреля 2021 года в Пензенском государственном университете, состоялась Всероссийская научная конференция с международным участием «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: в памяти народа, медиапространстве и оценках современных исследователей», посвященная 80-летию начала Великой Отечественной войны.

 

Итоговое мероприятие Конкурса научных работ студентов «Мы – в космосе!» в Уфе

В Уфе прошло итоговое мероприятие Конкурса научных работ студентов «Мы – в космосе!»

12 апреля 2021 года – в 60-ю годовщину первого полета человека в космос в Институте истории и государственного управления прошла презентация студенческих научных работ «Мы – в космосе!».

 

В Саратове отреставрировали уникальный портрет Екатерины II

В Саратове отреставрировали уникальный портрет Екатерины II

В Саратовском областном музее краеведения состоялось представление отреставрированного парадного портрета Екатерины II из музейной коллекции. Он написан на рубеже XVIII–XIX вв. неизвестным художником.

Цех историков

«Если бы побольше русских людей думали так же…»

Анна Павлова

Неумирающий лебедь Анна Павлова: навсегда русская в Лондоне. Анна Павловна (Матвеевна) Павлова, дочь прачки и (по слухам) отставного солдата, – одна из величайших балерин XX века.

 

Смотреть историко-документальный фильм "Планета Ключевский"

1248751725475189725489712548975127541241.jpg

В 1944 году в поселке Белые Столбы под Москвой умер путевой обходчик Борис Васильевич Ключевский. Репрессированный, отсидевший в лагерях сын великого историка Василия Осиповича Ключевского. На нем род Ключевских закончился - детей у Бориса не было. Но сыну удалось сделать то, что считал главным в своей жизни - он сохранил архив отца: письма, дневниковые записи, наброски лекций. 

 

Коллективный портрет немецких политических эмигрантов

Novosti-img/berlin-1945-2015.jpg

В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.

Трибуна

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Monographic

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

 

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Суверенитет потребителя и государственная потребительская политика в СССР

6875764674646746746742.jpg

В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них.0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".

Прокрутить наверх