Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (6869) от 24.02.2021.
В октябре в России пройдет первый Международный конгресс учителей истории. Состоялось заседание оргкомитета.
Конгресс – событие уникальное. В Москве со всего мира соберутся не историки и не те, кто пишет учебники, а учителя. Те, кто историю преподает, видит и знает, как на нее реагируют дети.
Известна поговорка, которую приписывают Бисмарку и связывают с французско-прусской войной: «Войну выигрывает учитель». На самом деле это сказано об австрийско-прусской войне и не Бисмарком, а его современником, географом и антропологом Оскаром Пешелем: «Это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».
Образование – важнейшее дело во многих смыслах.
Сегодня в разных странах идет борьба за определение собственной идентичности. Люди выступают против враждебной интерпретации истории. Выступают против политкорректности. Что-то можешь сказать, что-то не можешь. Сегодня одно говоришь, завтра – другое.
Это происходит во всем мире буквально на глазах. Невозможно выработать единую точку зрения, надо обсуждать различные.
Думаю, на конгрессе затронут тему революций. Будут сравнивать не только исторические события, но и подход к их оценке в собственных странах в разные периоды времени. К примеру, французы свою революцию поносили так, что мало не покажется, а сейчас несколько иначе к ней относятся.
Наверняка будет разговор о Второй мировой войне. Тут все против всех. Об этой войне по-разному рассказывают в школах. Сейчас возник новый ее аспект – Китай. Японо-китайская война 1937 – 1945 годов – часть Второй мировой войны. Китай – одна из великих держав, и не случайно он постоянный член Совета безопасности.
Надо смотреть, как все это складывается в единую картину или не складывается. Пример из нашей истории: грядет юбилей Александра Невского. Полководец, политик, дружил с Золотой Ордой, использовал ее в своих целях, воевал с немцами... И он же – святой. Как все это сочетается? Мы готовим большую выставку о том, как образ Александра Невского интерпретировался в русском искусстве.
В Эрмитаже откроются новые залы, посвященные эпохе Петра, трехсотлетие которого будем отмечать через два года. Петр построил замечательный город Петербург, но построил якобы на костях людей. Как это обсуждать?
Вечный эрмитажный сюжет – Великая Екатерина. Выставками мы показали всему миру, кто такая Екатерина, какую память о себе она оставила кроме скабрезных анекдотов и английских карикатур. Первый губернатор нашего города Меншиков прославился как казнокрад. Не отрицая этого, мы показываем его роль в строительстве Петербурга. Знаменитая выставка «Николай и Александра» много лет назад создала человеческий образ Николая II.
Я вспоминаю выставку «Петр I и Карл XII». Мы показывали Карла и Петра как двух почти эпических героев. В то время в Швеции начали переоценивать завоевательную политику Карла XII. Стали считать, что она губила Швецию, а благодаря поражению от России страна стала великой. Тогда наши точки зрения совпали, мы вместе со шведскими коллегами сделали выставку о Полтаве. Сегодня в Швеции многое изменилось.
Большим успехом пользовалась выставка о революции и Зимнем дворце «История создавалась здесь». Мы показали фильм о том, как великий Эйзенштейн исказил реальную историю в угоду эпической.
Что и как преподавать в школе? Надо понимать важную вещь, о которой часто забывают. Преподавание в школе – контакт и конфликт поколений. Преподают отцы, учатся дети. У современных детей на все свои взгляды. Они образованны, у них много информации. Это уже конфликт.
Я вспоминаю скандал в Университете в 1962 году после разоблачения культа личности. Молодые преподаватели в резкой форме стали говорить старшим: вы трусы, ничего хорошего сделать не можете, подвиньтесь. Помню, было собрание, проникновенно выступал проректор Александров. Острая борьба, за которую многие по шапке получили. Конфликт поколений.
Важно помнить не только историю СССР, но и стран, в него входивших. Раньше в школе учили, что древнейшее государство на территории СССР – Урарту. Через него знали древнюю историю. Теперь это вообще выпало из учебников истории. Не только Урарту – Кавказа, Средней Азии словно не существует. На телеэкране только Америка и Россия.
Как это воспринимают дети?
Пандемия меняет состав публики в музеях. В Эрмитаж сейчас приходят 80% людей молодых, им до 30 лет – поколение Y. Из них 70% – пары. Половина – петербуржцы, 30% – студенты.
Когда мы говорим о конфликте поколений, надо иметь в виду, что речь не просто об отцах и детях. Это несколько поколений. Есть традиционное, еще в конце войны родившееся поколение. Затем те, кого называют беби-бумеры – люди, появившиеся на свет после войны. За ними идут поколения X и Y. И наконец Z – сегодняшние дети, их еще называют зуммерами. Все говорят на разных языках.
Несколько свежих примеров. Известная история – флешмоб с фонариками. Гневное выступление по этому поводу Петра Толстого о том, что так светили предатели во время блокады Ленинграда. Легенда из жизни блокадного города, она была описана в книгах, показана в кино. Предатели запускают ракеты – «зеленые цепочки», указывая цель для обстрела. Для старшего поколения это понятно. Для следующих поколений свет фонариков – напоминание о рок-концертах. На сцене поет группа «Ленинград», зрители зажигают фонарики.
Другой язык. На каком языке говорить учителю истории и к какому поколению он сам принадлежит?
Показательная история со словом «бумер». Термин «беби-бумеры» появился после войны, когда много детей рождалось. В лихие 1990-е для всех бумер – автомобиль BMW. Песня есть по этому поводу. Теперь возвращается старое понятие бумер, но уже в другом смысле – старик. В австралийском парламенте двадцатипятилетняя девушка на замечание депутата бросает: «ок, бумер» и невозмутимо продолжает речь об изменении климата.
У каждого поколения свой вкус и свои интересы. Музей должен это учитывать. Не пытаться потакать и соответствовать, а использовать и делать то, что должен, – воспитывать сложного человека. Учить, что существуют разные культуры, разные языки, разные внутренние смыслы.
Интересно смотреть, как то, что мы делаем, может восприниматься разными поколениями. Бумерам все понятно, они все знают. Им нравилась выставка «Это сам Потемкин!» о светлейшем князе со множеством новых акцентов о его жизни, военной реформе... Для поколения X, кому сейчас 50 – 60, понятна история с постоянной экспозицией икон. Они еще помнят, как эти иконы собирали в заброшенных церквах и в избах.
Выставка Фаберже тоже для поколения X, хотя в ней есть разные аспекты. С выставкой есть некий скандал, вопрос подлинности отдельных вещей. Бытование на рынке Фаберже – потрясающая маркетинговая история. Революция, Хаммер скупает вещи, начинает их продавать, Фаберже становится знаменит, чего не было до революции. Мы проводим научное исследование. Из того, как бытовала вещь, смотрим, какие можно делать выводы. Интрига. Подход сложный в надежде, что и другое, более молодое, поколение будет заинтересовано.
Для поколения X понятна выставка «Железный век». История про военные трофеи, дискуссии по этому поводу еще свежи в памяти. Лет 15 назад это было самое острое, о чем говорили в музейном мире. Сейчас речь идет о реституциях. А это другое.
Эрмитаж делает выставки «залпами». Хочется, чтобы они притягивали разную аудиторию.
Поколение Y – люди 35 – 40 лет. Они сроднились с компьютером, проводят с ним круглые сутки. Они привыкли к тексту в компьютере, привыкли его читать. Думаю, для этой компании интерес представляет наша постоянная экспозиция «Античные колонии на берегах Черного моря». В ней есть заряд полемики. Сегодня слова «колония», «колонизация» звучат как оскорбление. Музей напоминает о том, что мы стали частью Европы благодаря тому, что сюда прибыли и основали колонию греки. С ними общались скифы, и отсюда цивилизация пошла на север и до сих пор идет. Все это в экспозиции заложено.
Мы стараемся делать выставки, которые заставляют размышлять. Поколение Y это понимает. Большой успех выставки Рафаэля в том, что в ней заложена игра с сопоставлениями. Приходят много людей, им это созвучно. Думаю, и выставка Сесила Битона тоже для поколения Y. Светский фотограф снимал гламурную жизнь. Он понятен всем, кто про гламур знает из журналов и телевидения.
Думаю, для Y подойдет и выставка Дюрера, которую мы собираемся делать. Там не будет живописи, будут гравюры, рисунки – мир, в котором существовал Дюрер. Сплетения, которые 35-летним интересны.
Поколение Z, условно говоря, это те, кому 25, родилось со смартфонами в руках, предназначенными, чтобы делать селфи. Это тоже компьютерный народ, но для него важнее картинка, чем текст: тик-токи, инстаграмы... Они мало читают. Алфавит – великое изобретение, но без него можно жить. Что мы можем дать этому поколению?
Мне кажется, для них интересной может быть история с нашей скульптурой «Виктория» Кальватоне. Античная статуя была переделана. Немецкие реставраторы добавили ей крылья, чтобы она стала образом античной скульптуры, что абсолютно не соответствует ее изначальному облику. История о превращении в другой образ и то, как наши реставраторы это разобрали, – интересная интрига.
Надеюсь, новому поколению будут по вкусу выставки-«игрушки», которые мы предлагаем. У нас есть проект «Мумия меняет имя», где будет представлен результат исследования и компьютерной томографии мумии. Выставка «Походный сундук Александра III» о сундуке-трансформере, спроектированном замечательным изобретателем Костовичем. Громадный ящик раскладывается в палатку, кровать, бюро, туалетный столик. В нем помещаются инструменты, выпивка, настольные и спальные принадлежности... Как разбирающийся кукольный домик. Кукольные домики и оловянные солдатики нравятся всем и все поколения объединяют.
Для общения музея с молодым поколением предназначен эрмитажный проект «Музей 15/24». В его рамках издана книга «Бабочки Эрмитажа» – история исследования и изучения изображения бабочек в коллекции музея. Игра не хуже компьютерных. Один пример: крылья совершенно конкретного вида бабочек есть у фантастических существ, которые летают на плафоне Аванзала Зимнего дворца.
В этом проекте присутствует детский консультативный совет. Дети рассказывают о своих впечатлениях, о том, что они хотели бы видеть на выставках и экспозициях. Это важно для того, чтобы найти способ их учить и самим учиться, как переводить вечные ценности и сложности на язык новых поколений.
Специалисты по бизнесу пишут инструкции, как работать с людьми разных поколений. И нам нужно знать, как воспитывать умных людей. Преподавание истории сейчас на острие. Ничего интереснее истории нет. Дискутировать о ней занимательнее, чем о том, есть ли жизнь на Марсе и какой там грунт.
Алексей Левыкин: Мы представляем историю русской цивилизации
«Морская держава»: история российского флота в новом медиапроекте
Школьный лекторий экспедиции Якты-Куль – Кусимово «Северные амуры» доступен онлайн
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School