12 февраля 2022 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа начала работу выставка произведений одного из ведущих художников Императорского фарфорового завода — Сергея Русакова. Проект «Память материала» автор посвятил первому отечественному фарфоровому заводу.
Датой основания фарфорового производства в России считается 1744 год, когда русский министр при Датском Дворе Н.А. Корф заключил договор с Х.-К. Гунгером, по которому «арканист» (от лат. «arcanum» — «владеющий тайной») обязался организовать в Санкт-Петербурге фарфоровую мануфактуру. Организацию и надзор за «Невской порцелиновой мануфактурой» поручили барону И. А. Черкасову, управляющему Кабинетом её величества. В конце 1744 года в распоряжение Кабинета для работ на Порцелиновой мануфактуре из горного ведомства был откомандирован бергмейстер (горный инженер) Дмитрий Иванович Виноградов (1720–1758), и именно ему принадлежит заслуга изобретения русского фарфора.
Д.И. Виноградов открыл секрет отечественного фарфора и организовал первое в России фарфоровое производство. В специально организованной лаборатории на основе российских ископаемых им были разработаны составы фарфоровой массы, глазурей, красок по фарфору, золотого порошка для декора фарфоровых изделий. Виноградов самостоятельно спроектировал печи, определил оптимальные условия обжига, разработал методы формовки. Известно, что первые образцы, отвечающие критериям белизны и прозрачности черепка с глазурью, не отстающей от массы, удалось получить в 1747 году. На основе многолетних опытов Д.И. Виноградов составил монографию «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ», ставшую первым в Европе фундаментальным научным трудом по технологии производства фарфора.
В центре внимания художника — люди, которые создали славу производству, работающему в Санкт-Петербурге более 275 лет. Посетители увидят около трёхсот фарфоровых изделий в сопровождении авторской графики: скульптурные композиции, инсталляции и предметы, выполненные в сложных и забытых техниках.
«Эта выставка — очередной яркий пример того, как петербургский фарфор умеет говорить на самых разных художественных языках не только о мире, но и о себе самом и своих создателях»,
— отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа,
председатель Совета отделения Российского исторического общества
в Санкт-Петербурге Михаил Пиотровский.
В XVIII веке необыкновенно высоко ценили фарфор. Приобретя статус национального культурного феномена, этот материал взял на себя функции не только декоративные и утилитарные, но и просветительские. Став одним из самых ярких достижений XVIII столетия, фарфор почти сразу превратился в объект коллекционирования и изучения, являясь по сути бытовым материалом. Первые фарфоровые мануфактуры были предметом гордости монарших особ и объектом моды. Их диковинная продукция из неведомого доселе материала стала достойна убранства парадных покоев царских резиденций и дипломатических подношений. Множество памятников, дошедших до наших дней в виде драгоценных предметов раннего фарфора, волнуют воображение исследователей, тщательно изучающих историю их возникновения. Эти хрупкие свидетельства времени, созвучные эпохе, а иногда и опережающие её, дают возможность реконструировать историю художественной жизни в фарфоре.
Взяв за основу многогранную тему фарфорового производства, Сергей Русаков ограничился только одним её аспектом. Художественными средствами автор показывает роль «единицы» в профессии, её ценность в большой цепи производства. Человек, пришедший на завод и оставшийся работать с фарфором, всю жизнь постигает тайны ремесла, не имеющего здесь чёткого разделения с искусством.
Центром экспозиции стала масштабная объёмно-пространственная композиция, созданная в честь трёхсотлетнего юбилея первого русского фарфориста — Дмитрия Виноградова.
Посетить выставку в Эрмитаже можно в рамках маршрута по Главному штабу до 26 мая 2022 года.
Текст: Полина Животова
По материалам сайта Государственного Эрмитажа
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.