В Государственном историческом музее открылась выставка «Фаберже и придворные ювелиры». Драгоценные во всех смыслах экспонаты – их представлено более 300 – это своего рода сплав русского ювелирного искусства во всех его проявлениях. В экспозицию вошли столовые сервизы, отсылающие к народным мотивам, предметы церковной утвари, полковое серебро и многое другое.
«Мы презентуем одну из жемчужин нашей коллекции – это собрание русского ювелирного искусства. Из этой жемчужины мы выбрали ещё большую жемчужину, а именно: русское ювелирное искусство второй половины XIX – начала XX века, связанное с работой легендарных русских ювелиров, легендарных русских ювелирных фирм, которые до сих пор хранят эту традицию и память и давно стали брендом нашей страны»,
– сказал в ходе церемония открытия выставки директор ГИМ Алексей Левыкин.
Все представленные на выставке экспонаты – из фондов Государственного исторического музея, причем многие до этого никогда не покидали стен хранилищ, поэтому увидеть их – действительно уникальная возможность.
За стеклами витрин – работы выдающихся мастеров: И. Сазикова, И. Чичелева, П. Овчинникова, И. Хлебникова, Ф. Рюкерта, братьев Грачевых и других. Но, конечно, центр экспозиции – это безусловно работы фирмы Карла Фаберже. Среди экспонатов, поражающих воображение, например, каминные часы, которые были подарены Николаю Одоевскому-Маслову – одному из видных людей на военной службе того времени. Часы сделаны из малахита в технике русской мозаики: разные кусочки камня подобраны и соединены вместе с такой искусностью, что кажется, будто изделие выполнено из цельной породы. Ещё один интересный экспонат – цепь на смерть великого князя Георгия Александровича, брата Николая II. До того, как родился цесаревич Алексей, именно Георгий Александрович был наследником престола. Великий князь рано скончался от туберкулеза. Фаберже воссоздал миниатюрные копии траурных венков, возложенных ему на могилу, и сплел эти звенья в единую цепь, украшенную рубинами и изумрудами. На обратной стороне каждого такого звена выгравированы имена членов императорской семьи. Так что это изделие не только предмет ювелирного искусства, но и важная реликвия и исторический источник.
«Весь мир знает, что такое русский ренессанс. На этой выставке мы все увидим, как на рубеже веков, в конце XIX – начале XX, соединились наши выдающиеся художники и ювелирные мастера и как ювелирное дело стало высоким искусством и предметом нашего культурного наследия»,
– сказала заместитель Министра культуры Российской Федерации Алла Манилова, посетившая выставку.
Тем, кто при упоминании о фирме Фаберже вспоминает исключительно о пасхальных яйцах, придется разочароваться: на выставке представлены только предметы из запасников музея, а поэтому массово известных шедевров за стеклами витрин нет. Но есть вещи не менее искусные и тонкие.
Фирма К. Фаберже. Мастерская Ю. А. Раппопорта. Шкатулка великого князя Алексея Александровича. Санкт-Петербург. 1890-е гг. Серебро; чеканка, гравировка, золочение
Вот, например, серебряный ларец с позолотой, украшенный орнаментами, гравировкой, россыпью драгоценных камней, – подарок великой княгине Ксении Александровне, дочери императора Александра III, на венчание. Работа фирмы Овчинникова. Как известно, Овчинников был одним из самых ярких московских ювелиров и прозорливым предпринимателем – он первым создал на своём предприятии школу для мастеров, где обучались рисунку и всевозможным техникам.
Его ближайший конкурент – московский ювелир, Поставщик Двора Его Императорского Величества, Иван Хлебников, который был не менее изобретателен. Среди экспонатов, созданных его фирмой, например, серебряный поднос, который имитирует плетеную корзину, накрытую салфеткой. На рубеже XIX–XX веков такие вещи были очень популярны. Рассказывают, что на одной из Всемирных выставок как-то был представлен подобный поднос и посетители пытались эту «салфетку» снять, чтобы лучше рассмотреть изделие. Работа была настолько тонка и изящна, что на первый взгляд действительно казалось, что это ткань, а не серебро.
Отдельный раздел выставки рассказывает о русско-историческом стиле, или «стиле национальной романтики», получившем большую популярность на рубеже веков благодаря преобладанию народных мотивов. Вот, например, чайно-кофейный сервиз, созданный на одной из крупнейших московских фирм – фирме Ореста Курлюкова. Все предметы выполнены из серебра и украшены эмалевыми изображениями, сюжеты которых отсылают к русским былинам, народным сказкам – здесь и русский могучий богатырь, и бояре, и крестьянские дети.
Отдельное внимание уделено церковным предметам, занимающим особое место в декоративно-прикладном искусстве. В экспозиции представлены пасхальный трёхсвечник, потир и кадило, сделанные в мастерской Верховцова, Евангелие в драгоценном окладе, наконец, икона Богоматери «Смоленская», преподнесенная в 1854 году цесаревичу Александру Николаевичу – будущему императору и самодержцу всероссийскому Александру II.
Кроме того, впервые публике представлены предметы из полковых музеев. Например, серебряные сосуды в форме гранат и артиллерийских снарядов, а также наборы для пунша. На стаканах одного из таких наборов выгравированы фамилии служивших в полку офицеров, врачей, капельмейстеров. Как рассказывают, у офицеров была традиция: перед тем как пойти в полк, нужно было пройти испытание: на каждой ступеньке ставили стопку с водкой, и, понимаясь по лестнице, нужно было выпить. Искусство состояло в том, чтобы, поднявшись наконец, представиться командиру, не забыв все свои регалии и звания.
Так что история русского ювелирного искусства – это не только повседневная роскошь императорского двора, а скорее, собирательный образ, рассказ о жизни государства – в преломлении эпох и в огранке великих ювелиров.
Текст: Анна Хрусталёва
ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
В Санкт-Петербурге прошло заседание регионального отделения РИО В РНБ обсудили перспективы развития публичных библиотек «В.А. Пыпина: “Если рушится все, нужно жить духовными ценностями”»Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School