В Государственном историческом музее открылась выставка «И.Е. Забелин – летописец русской жизни», приуроченная к 200-летнему юбилею со дня рождения выдающегося русского историка, археолога, архивиста, одного из основателей Государственного исторического музея.
Эта дата вошла также в списокприоритетных тем и проектов Российского исторического общества на текущий год.
Биография Ивана Егоровича Забелина – один из примеров становления учёного, который создал себя сам – умом, настойчивостью, великим трудолюбием, потрясающей тягой к знаниям. В течение долгих лет Иван Егорович был фактическим директором Исторического музея, его вклад в создание и развитие музея, а также формирование коллекций неоценим.
Иван Егорович Забелин родился в Твери в семье мелкого чиновника Казенной палаты. Вскоре после переезда в Москву отец скоропостижно скончался, оставив жену и двух малолетних детей без средств к существованию. Младшего сына пришлось определить в Воспитательный дом, а старший, Иван, был практически предоставлен самому себе. Будучи одаренным от природы ребенком, он самостоятельно выучился читать и писать.
В 12 лет хлопотами матери его определи на казенное содержание в Преображенское сиротское училище. Это было единственное учебное заведение, в котором будущий историк получил систематическое образование. Именно в его стенах зародилась любовь И.Е. Забелина к отечественной истории, литературе, здесь он познакомился с основами философии, риторики, естествознания.
Своими успехами и стараниями в учебе юный Забелин обратил на себя внимание преподавателей и попечителя училища Д.М. Львова. Но продолжать дальнейшее образование не было средств. По рекомендации Львова, который заметил интерес юноши к историческим знаниям, Забелин был определён канцелярским служителем второго разряда в Оружейную палату, где хранились дворцовые архивы – одно из богатейших собраний исторических документов XVI–XVII вв., отражавших жизнь царского двора.
Так И.Е. Забелин вступил в огромный и таинственный мир русской истории, ставший его судьбой. Постепенно овладевая исследовательскими навыками, он прошёл путь от обычного писца до архивариуса, а затем и консультанта учёных посетителей, одновременно начав вести самостоятельную научную работу.
К началу 1850-х годов были опубликованы около сорока серьезных научных статей молодого историка, на него обратили внимание выдающиеся учёные: М.П. Погодин, С.П. Шевырев, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, И.М. Снегирёв, П.М. Строев и др. Поддержку Забелину оказывал попечитель Московского учебного округа и председатель Общества истории и древностей российских при Московском университете граф С.Г. Строганов.
В 1850-х годах научный авторитет Забелина вырос настолько, что, несмотря на формальный недостаток образования, его приглашали читать курсы русской истории и археологии в учебных заведениях.
В июне 1859 года титулярный советник Иван Забелин был переведён на службу в Императорскую археологическую комиссию. Так начался новый этап его жизни – полевого археолога, который продолжался практически два десятилетия. За это время историк исследовал ряд скифских курганов в Поднепровье и на Тамани. Именно Забелин проводил раскопки знаменитого кургана Чертомлык, предметы из которого значительно пополнили золотую кладовую Эрмитажа.
Служба в Археологической комиссии и полевые работы не стали препятствием для исследовательской деятельности. В 1860-е выходят самые известные труды учёного, посвящённые повседневной жизни царского двора – «Домашний быт русских царей в XVI–XVII столетиях» (1862) и «Домашний быт русских цариц в XVI–XVII столетиях» (1869). Эти работы открыли российскому читателю мир русской старины так непосредственно и живо, как ещё не удавалось сделать ни одному историку. Основная идея Забелина состояла в том, что именно из бытовой стороны жизни, из повседневности вырастают так называемые великие события истории, разнообразные явления общественной и политической жизни. До него никто не освещал историю в подобном аспекте.
Необходимо отметить, что особые отношения связывали И.Е. Забелина с Москвой ‒ он являлся «официальным историографом» древней столицы. Своими исследованиями историк фактически открыл для москвичей их родной город. В 1902 году, ещё при жизни учёного, вышел первый том, посвящённый истории Кремля.
Служба в Историческом музее позволила Забелину подняться ещё выше по карьерной лестнице. В 1891 году он получил чин тайного советника, а буквально за полтора месяца до смерти Николай II пожаловал ученому чин действительного тайного советника. Для человека из низов, самоучки, не имевшего дворянского титула, – это практически уникальный случай.
Экспонаты выставки.
Юбилейная выставка к 200-летию со дня рождения Ивана Егоровича Забелина открылась в историческом пространстве музея, так называемом Кабинете председателя. Находящийся рядом рабочий кабинет Ивана Егоровича также доступен для посетителей.
Тематически выставка делится на три основных раздела.
Первый расскажет о биографии учёного, его семье, юности, этапах формирования личности. Посетители смогут увидеть портрет отца будущего учёного, дагерротип самого Ивана Егоровича, живописные полотна, представляющие Забелина – сотрудника Оружейной палаты, археолога, известного учёного; документы, фотографии, портреты лиц, повлиявших на становление и научную деятельность историка. Будут показаны его главные труды ‒ издания «Домашний быт русских царей в XVI–XVII столетиях» и «Домашний быт русских цариц в XVI–XVII столетиях», материалы, связанные с его деятельностью в Археологической комиссии и полевыми археологическими исследованиями, а также изучением истории Москвы.
Экспозиция в парадном круглом зале посвящена Историческому музею, на ниве которого Иван Егорович самоотверженно трудился многие годы. Здесь представлены разнообразные памятники истории и культуры, пополнившие коллекцию при жизни историка, а также приобретённые музеем после смерти на доход с завещанного им капитала. Они отражают уникальность собрания музея как хранилища памятников отечественной истории.
Последний зал выставки ‒ мемориальный уголок кабинета И.Е. Забелина: мебель и личные вещи, рукописи учёного, научные издания, как вышедшие при его жизни, так и опубликованные после смерти, завещание И.Е. Забелина и документы о передаче музею его коллекций и архива.
Выставка будет открыта для посетителей до 7 декабря 2020 года.
По материалам пресс-службы ГИМ.
В России отметили 324 года с момента создания регулярного флота
В Москве представили уникальную икону XVI века
Церковно-историческую науку в России XIX-начала XXI вв. обсудили в СмолГУ
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
В 1944 году в поселке Белые Столбы под Москвой умер путевой обходчик Борис Васильевич Ключевский. Репрессированный, отсидевший в лагерях сын великого историка Василия Осиповича Ключевского. На нем род Ключевских закончился - детей у Бориса не было. Но сыну удалось сделать то, что считал главным в своей жизни - он сохранил архив отца: письма, дневниковые записи, наброски лекций.
Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].
Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.