Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Преемник первого российского государственного публичного музея, один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, а также один из членов Российского исторического общества – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) – открывает двери своих залов посетителям сайта.

Здесь размещен виртуальный 3D тур, сопровождённый не только текстовой информацией и аудиозаписями, но и видеороликами с комментариями представителей музея.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН), коллекционные фонды которого насчитывают более 1,2 млн единиц хранения, – преемник Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 году.

Однако документа, в котором была бы зафиксирована эта дата, нет: вероятно, указа об основании Кунсткамеры не существовало. Учреждение музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии. Начало собиранию коллекций для будущего музея было положено ещё в 1704 году, когда Петром I был издан ряд соответствующих указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.).

Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально «надсмотрителем редкостей и натуралиев» Иоганну Шумахеру. Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство (1718–1727 гг.) специального здания для музея. Здание Кунсткамеры, возведенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук.

Спустя десять лет, 28 января (8 февраля) 1724 года, по распоряжению Петра I указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека Академии наук стали первыми учреждениями Санкт-Петербургской (Российской) академии наук. Это стало поворотным моментом в судьбе Кунсткамеры: сосредоточение в стенах музея богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение высочайшего уровня. Тем не менее, музей был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением.

Важную роль в формировании коллекций Кунсткамеры, а позже Музея антропологии и этнографии сыграли указы Петра I 1718 года, которыми предписывалось сдавать за плату в Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно». В результате в течение более чем двух веков сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими путешественниками, мореплавателями. В том числе в различные регионы России были посланы специальные Академические экспедиции для сбора коллекций. Кроме того, в состав коллекций вошли и собрания ряда известных европейских путешественников. В Кунсткамеру, а позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции, собранные российскими дипломатами в разных частях мира.

О том, как формировались первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры, рассказывается отдельная экспозиция.

В 30-е годы XIX века на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. 5 декабря 1878 года по предложению директора Этнографического музея академика А.А. Шифнера и директора Анатомического музея академика К.М. Бэра физико-математическое отделение Академии наук постановило учредить Музей антропологии и этнографии. Соответствующее постановление Государственного Совета было выпущено 10 ноября 1879 года. Таким образом, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

Имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого – музей получил в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга в 1903 году.

Первые два столетия с момента основания Кунсткамеры были «золотым веком» в истории Музея антропологии и этнографии. За эти годы в два раза увеличились экспозиционные площади, были созданы новые экспозиции музея, значительно вырос его бюджет. За 20 лет, с 1894-го по 1914 год, этнографические коллекции МАЭ выросли почти на 100 тысяч единиц хранения.

В 1933 году Президиум АН СССР принял решение о создании на базе Музея антропологии и этнографии Научно-исследовательского института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР).

В годы Второй мировой войны в связи с потребностью оперативного получения аналитических материалов по народам, оказавшимся вовлеченными в зону стратегических интересов и боевых действий Советской армии, в Москве в 1943 году было создано головное подразделение ИЭА АН СССР, а музей стал ленинградской частью этого института.

Великая Отечественная война стала наиболее трагическим период во всей истории Петровской Кунсткамеры. В эти годы не стало почти половины сотрудников музея. Но остались воспоминания сотрудников, сумевших сохранить музейные ценности, с оружием в руках защищавших Отечество. В 2003 году музеем была издана книга «Из истории Кунсткамеры. 1941–1945» (СПб., 2003). Воспоминания сотрудников МАЭ в этой книге делятся на четыре раздела: «Слово тем, кто сохранял музей», «Слово тем, кто воевал», «Слово тем, кто работал», «Слово детям блокады». С материалами книги можно также ознакомиться на сайте музея.

Во время блокады Ленинграда здание музея стало домом для многих сотрудников. Цокольные помещения по Университетской набережной и Таможенному переулку в первые месяцы войны были приспособлены под бомбоубежища, а затем – под жильё для сотрудников. В специальном разделе на сайте Музея можно ознакомиться с тем, как был устроен «Блокадный дом», а также с «Блокадным дневником», который вел инженер Роберт Исаакович Каплан-Ингель (1884–1951) – уполномоченный дирекции по Институту этнографии АН СССР, в состав которого входил Музей антропологии и этнографии.

В 1992 году Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением в составе Отделения истории РАН (ныне – Историко-филологическое отделение РАН).

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX веков.

Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

На основании материалов сайта Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры)
Российской академии наук (МАЭ РАН).

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

1 апреля 1828 года установлена первая колонна Исаакиевского собора

Меж двух столиц. Издательский проект «Моя страна Россия»

Виртуальный тур по Владычной (Грановитой) палате Новгородского кремля

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Конференция «Приграничное сотрудничество: исторические события и современные реалии»

Конференция «Приграничное сотрудничество: исторические события и современные реалии»

В середине сентября этого года в г. Чита состоялась международная научно-практическая конференция по программе ежегодных конференций «Приграничное сотрудничество: исторические события и современные реалии».

 

В Саратове вышла аудиоверсия очерка, написанного членом РИО

В Саратове вышла аудиоверсия очерка, написанного членом РИО

Отделом издательских и медиатехнологий при Саратовской областной специальной библиотеки для слепых» в специальном формате издан военно-документальный очерк «Училище, которого не было», написанный ответственным секретарём отделения РИО в Саратовской области Юрием Каргиным и опубликованный в балаковской газете «Суть».

 

В Астраханском Краеведческом музее открывается выставка «Ислам в истории Нижнего Поволжья»

В Астраханском Краеведческом музее открывается выставка «Ислам в истории Нижнего Поволжья»

С 30 сентября астраханцы и гости региона смогут ознакомиться с экспозиционно-выставочным проектом, который реализуется при поддержке Фонда «История Отечества».

Цех историков

Коллективный портрет немецких политических эмигрантов

Novosti-img/berlin-1945-2015.jpg

В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.

 

"Победа куётся в тылу. О тех, кто сражался с врагом вдалеке от линии фронта"

5-1.jpg

Накануне Дня Победы вышла из печати пятая часть издания «История, рассказанная народом». Это книга о Великой Отечественной войне, которая выпускается и распространяется Институтом экономических стратегий (ИНЭС) и Центром экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) при поддержке партнёров проекта.

 

Русские в Японии: «три волны» созидания, мужества, творчества

2567ec1e19ad4124124dedbfb79543b764f781.jpg

Русские в Японии – тема столь же трудная для освещения, сколь и интересная. Взгляд историка немедленно «разбегается» по отдельным лицам и биографиям, выхватывая те или иные зарисовки характеров и судеб.  В Японии нас никогда не было много.

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Monographic

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

Прокрутить наверх