5 августа 2015 года в здании МГИМО (У) МИД России (проспект Вернадского, 76) под эгидой Российского исторического общества прошел круглый стол, посвященный 70-летию атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.
В работе круглого стола приняли участие Председатель Государственной Думы и Российского исторического общества Сергей Нарышкин, заместитель председателя Государственной Думы Андрей Исаев, историки, эксперты в области международного права, дипломаты.
В своем вступительном слове глава Российского исторического общества сказал, что 70-летняя годовщина боевого применения ядерного оружия требует по-настоящему глубокого осмысления не только с точки зрения истории, но и международного права. Тогда применение ядерной бомбы не было вызвано военной необходимостью и являлось скорее актом устрашения тогдашнего союзника США - Советского Союза.
По мнению Сергея Нарышкина, «память об этом не менее важна, чем память о злодеяниях нацистов и японских милитаристов», поскольку создала «иллюзию безнаказанности» того, кто их совершил. И это, во многом, стало некой «традицией» США и блока НАТО, которые после этого применяли военную силу против мирных граждан во многих военных конфликтах второй половины ХХ века.
В ходе состоявшейся дискуссии тезис об исторической ответственности США за совершенное злодеяние с точки зрения современного международного гуманитарного права поддержал проректор по научной работе МГИМО Евгений Кожокин. Его словами, «эта трагедия слишком значима в мировом процессе, чтобы мы ее могли замолчать».
Начальник отдела Японии Третьего департамента Азии МИД России Александр Илышев-Введенский затронул тему атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в контексте внешнеполитической истории, заметив, что «чем дальше мы отходим от этого события, тем больше потребности изучить и сохранить бесценные свидетельства очевидцев». В этом контексте он рассказал о малоизвестных исторических свидетельствах советских дипломатов, посетивших Хиросиму и Нагасаки вскоре после бомбардировки. В доклад, подготовленный по итогам поездки, вошли их личные впечатления и записи бесед с местным населением.
Копия документа из архива внешней политики России была передана А.В.Илышевым-Введенским. С.Е.Нарышкин поблагодарил коллегу, отметив большой интерес в обществе к этой теме, и предложил разместить это ценное историческое свидетельство на сайте РИО.
О дискуссии в руководстве США в ходе принятия решения об атомных бомбардировках говорил руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. Тогда считалось, что эта атака позволит сохранить тысячи жизней американских солдат и добиться политических «уступок» от СССР.
В своем выступлении заместитель Председателя Государственной Думы Андрей Исаев заявил о необходимости рассмотрения вопроса о Хиросиме и Нагасаки международным трибуналом, который даст «единую правовую оценку человечеством свершившегося факта». Также он вспомнил о «генеральной репетиции» атомных бомбардировок Японии – варварском уничтожении американской авиацией Дрездена, что привело к гибели тысяч мирных граждан.
Тема была продолжена заведующим кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрием Стрельцовым. В своем сообщении он подробно остановился на аргументах США, оправдывающих применение ядерного оружия в Японии в августе 1945 года. Но среди тогдашней правящей элиты США были и противники атаки – для них эта военная акция стала «напрасным и бессмысленным убийством».
Руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова вспомнила агрессию США и блока НАТО против Югославии в 1999 году. «70 лет безнаказанности приводят к распущенности в политике и повторению преступления», сказала она. Бомбардировка городов, гибель мирных жителей этой страны до сих пор не получили должной международно-правовой оценки.
Директор Института российской истории Российской академии наук Юрий Петров рассказал об историографии вопроса в различных странах. Так в США многие историки традиционно оправдывают бомбежки, однако в последнее время все чаще появляется работы, критикующие такую точку зрения. Большинство отечественных историков считает атаку актом устрашения СССР, отмечая ее военную бессмысленность.
Заведующий кафедрой международного права МГИМО Александр Вылегжанин дал исчерпывающую правовую квалификацию этих событий - то было прямое нарушение существующего на тот момент международного гуманитарного права и противоречило законам ведения войны. Например, Петербургской декларации 1865 года и решениям Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 гг.
Заведующий кафедрой дипломатии МГИМО Александр Панов рассказал об оценке Хиросимы и Нагасаки в современном общественном сознании Японии.
В своем сообщении старший научный сотрудник Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Алексей Кириченко поведал о своем личном опыте общения с один из первых очевидцев последствий бомбардировки Хиросимы и Нагасаки – Михаилом Ивановым, разведчиком ГРУ, работавшим в посольстве СССР в Токио.
Профессор кафедры политической теории, директор Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Александр Никитин поднял вопрос о роли ядерной политики в современном мире. Он предложил России стать лидером в «разоруженческих инициативах».
Руководитель Аппарата Государственной Думы Джахан Поллыева вспомнила факты применения не конвенционального - химического - оружия во время Первой мировой войны. По ее мнению, давая правовую оценку применения атомного оружия, не стоит забывать и эти «исторические факты агрессии», а работа международного трибунала должна стать постоянной и «системной».
Хотя в международном гуманитарном праве не было запрета на использование ядерного оружия, использование военной силы против гражданского населения прямо противоречило правовым нормам того времени – об это также говорила доцент кафедры международного права МГИМО Ольга Гликман.
Подводя итог дискуссии, руководитель РИО отметил, что отношение в России к Хиросиме и Нагасаки как неоправданной агрессии не меняется – об этом говорят последние опросы общественного мнения. «Нам бы хотелось, чтобы ход нашего обсуждения или результаты услышала японская общественность. Мы как сопереживали, так сейчас сопереживаем по поводу невинных сотен тысяч жертв, погибших в результате этой варварской бомбардировки».
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School