Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Мария Пономарёва: «Иностранные студенты должны понимать путь России, нашу историческую миссию»

О том, почему важно совмещать гуманитарные дисциплины и что иностранные студенты должны знать об истории России, в интервью для сайта РИО рассказала член Совета Российского исторического общества, председатель ростовского отделения РИО, директор Института истории и международных отношений Южного федерального университета Мария Пономарёва.

Мария Александровна, мы беседуем на полях X Международной исторической школы, которая проходит под эгидой Российского исторического общества в Кабардино-Балкарии. У Института истории и международных отношений есть свой похожий проект — Весенняя школа междисциплинарного анализа в гуманитарных исследованиях. Расскажите, пожалуйста, в чём суть этой школы?

МАГИ — это школа, которая помогает вырастить профессионального гуманитария. Если говорить о её технической стороне, то мы отбираем через эссе, через рассуждения лучших историков, международников, юристов, филологов, и они готовят проекты, которые совмещают эти дисциплины. Отбираем по принципу того, кто лучше проведёт анализ тех или иных исследований.

А потом начинается самое интересное. Суть школы — это проектная работа. На основе документов и литературы участники создают проекты, которые касаются приращения знаний в гуманитарном междисциплинарном срезе. Потом многие из этих идей реализуются в структурных подразделениях университета. Например, последняя школа МАГИ касалась концепта времени: как время понимается с юридической, исторической, филологической точки зрения. В итоге каждый студент-участник понимает, что гуманитарная наука не канализируется, она многообразна. Кроме того, это помогает студенту более широко смотреть и на свою специальность.

Помимо Института истории и международных отношений Южного федерального университета Вы возглавляете Совет отделения РИО в Ростовской области. Насколько за последние годы удалось консолидировать профессиональное сообщество региона и какая роль у отделения в этой большой работе?

Думаю, что всегда быть удовлетворённой результатом своей работы нельзя. Могу только сказать, что до появления отделения такого взаимодействия, как сейчас, не было. Конечно, профессиональные историки общались друг с другом и даже вне региона общались, но это было узкопрофильное взаимодействие. Например, с архивистами — только если они наши выпускники или нам нужно было решить свою конкретную проблему. То же самое было и с музейщиками, и с органами государственной власти. А сейчас это предметное и очень лёгкое общение. Механизм самый простой — у нас есть чат со всеми руководителями основных музеев, директорами школ, заведующими кафедр и руководителями профильных институтов области. Всегда можно собрать информацию, можно кинуть клич — и это важно. Авторитет РИО в области велик.

Так получилось, что в последние годы мы стали ещё и точкой притяжения для соседних регионов, в первую очередь Донбасса, Херсонской и Запорожской областей. Мы очень тесно общаемся, ездим друг к другу читать лекции, помогаем с защитами диссертаций, готовим совместные проекты. Плюс появилось сплочённое музейное сообщество, вспомним тот же прошлогодний Форум музейных работников Новороссии. Тогда музейщики друг с другом встретились, обменялись опытом, посетили музеи Ростовской области и продолжают поддерживать связь и теперь.

Благодаря тому, что историки разных специальностей стали больше друг с другом общаться, мы соединяем наши интересы и получаем конкретные научные результаты: монографии, пособия, учебные курсы.

Недавно в школьную программу вернулся предмет «История нашего края», во многих регионах уже готовятся соответствующие учебники. Ведётся ли подобная работа в Ростовской области и как в целом в регионе обстоят дела с изучением истории родного края?

Да, в Ростовской области эта работа идёт. В апреле на базе ЮФУ состоялся региональный форум учителей истории и обществознания, который мы регулярно проводим. Одной из тем форума было как раз краеведение: мы пригласили представителей регионального Института повышения квалификации, которые готовят учебник по «Истории нашего края», был очень активный диалог. Важно разобраться, как систематизировать преподавание истории родного края. Могу констатировать, что областная власть тоже озадачена этим вопросом. Нужно, чтобы региональная история преподавалась профессионально, чтобы учебные материалы были востребованы учителями, и чтобы учителя их приняли (а педагоги принимают такие вещи только, если они сделаны профессиональными историками).

У меня есть выпускники, которые работают учителями в школе. Недавно они пришли ко мне и говорят — нам нужно читать «Историю нашего края», а учебников пока нет, что делать? Я им посоветовала несколько авторских групп, у которых есть свои учебники. Они разные и каждый из них по-своему хорош. И там, и там это профессиональные историки из разных вузов, присутствуют школьные учителя.

Введение нового предмета, вероятно, потребует либо курсов повышения квалификации, либо, как минимум, какого-то списка одобренных источников и литературы?

Абсолютно точно. Но одно дело, когда тот или иной вуз проводит курсы повышения квалификации, и совсем другое, когда эта работа выстроена системно. Мы это делаем, у нас есть краеведы, но это не упорядоченная история. С точки зрения системности нужны и курсы повышения квалификации, и учебник, и, помимо самого учебника, список методических материалов.

Продолжая тему образования. Недавно Вы принимали участие в Национальном форуме преподавателей истории в Тюмени, где в том числе обсуждалась подготовка минимума исторических знаний для студентов непрофильных специальностей. Как Вы считаете, почему этот документ необходим и какие ключевые моменты необходимо учесть при работе над ним?

Вот смотрите. Мы с вами сейчас находимся на Международной исторической школе, где собрались ребята из разных стран и регионов, которые учатся у нас в России: каждый в своём вузе, на разных направлениях подготовки. И тем не менее каждый из них учится в нашей стране, соответственно, каждый из них, будь то российский или иностранный гражданин, должен понимать суть ключевых процессов и событий, сформировать ощущение того, что такое Россия, а для этого — должен знать историю России. Сегодня я выступала с лекцией для юристов, конфликтологов, международников. Должны ли они знать историю России в таком объёме, в каком её должен знать историк? Возможно, нет. А ведь есть ещё иностранные студенты, которые должны понимать путь России, нашу историческую миссию, то есть понимать наш характер, понимать, почему мы именно такие и что нас сформировало. В этой связи возникает вопрос: так в каком объёме зарубежный студент должен знать историю России?

На определение этого уровня и для российских, и для иностранных студентов и направлен минимум исторических знаний. При его подготовке мы, конечно же, исходили из Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей. Там есть принципиально важная позиция, что история — это прежде всего наука. Нам казалось, что краткая часть эту научность должна сохранить.

По всем темам, которые вошли в минимум знаний, есть свои нюансы. Например, в Концепции есть большая тема «Россия и СССР в советскую эпоху» с 1917 по 1991 год, а в минимуме отдельно выделена Великая Отечественная война, потому что это системообразующий момент исторической памяти, на который нужно обращать отдельное внимание. Соответственно, вместо одной темы появилось три. И каждый из этих периодов важен для понимания нас сегодняшних.

Очень важно в Концепции и то, какие вызовы стояли перед Россией и как Россия на эти вызовы отвечала: в политике, в экономике, в культуре и так далее. Это вторая идея, которую нужно в обязательном порядке донести до студентов. Поэтому в каждую тему исторического минимума внесены нарративы, которые объясняют каждую эпоху. В обязательном порядке включим и ключевые даты, точки поворота, которые изменяли историю, выдающихся исторических деятелей и некоторые термины.

Исходя из того, что история — это наука, студенты должны понять исторические процессы и причинно-следственные связи.

Но всё-таки знание дат и личностей — это не самоцель, а опора для понимания темы?

Конечно. Даты, личности и термины работают вместе, чтобы создать причинно-следственную связь.

В целом, при создании минимума у нас было несколько проблем. Во-первых, как подойти к формулировке основных тем. Во-вторых, в обсуждении документа участвуют сотни специалистов: одни считают, что там написано слишком много, а другие — что слишком мало. И найти середину между этим очень и очень непросто. Но мы всё равно придём к общему консенсусу, и, конечно, будущий минимум будет очень полезен в методическом плане.

Совсем недавно Южный федеральный университет отпраздновал 110-летие основания, а в феврале этого года 60-летний юбилей отмечал Институт истории и международных отношений. Ощущаете ли Вы сегодня историческую преемственность Института и каким видите его ближайшее будущее?

110 лет — это не 400 и не 500 лет, но тоже солидный возраст. Наш университет переехал в Ростов-на-Дону в 1915 году, в разгар Первой мировой войны. До этого в регионе был только университет в области войска Донского (ныне Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова в Новочеркасске — прим. ред.), но это был технический вуз, а вот классического университета не было. Кстати, почти все институты, которые сейчас есть в Ростовской области, когда-то отпочковались от нашего университета. И с самого начала важной для переехавшего университета стала задача приращения гуманитарного знания. Историко-филологический факультет был в числе четырёх факультетов, которые в 1915 году переехали в Ростов-на-Дону вместе с преподавательским и студенческим составом. Это накладывает и определённые обстоятельства, и внушает определённую гордость.

Вообще, казалось бы, 60 лет — это очень юный возраст. Тогда произошёл, как мы его называем, культурный развод с филологами: стало понятно, что история должна развиваться самостоятельно, накопилось достаточное количество профессоров, появились самостоятельные научные школы. На сегодняшний момент мы по-прежнему стараемся держать уровень докторов наук, ведущих доцентов, набираем молодёжь. Участвуем в некоторых важнейших для университета проектах, поэтому нельзя сказать, что мы находимся на окраине университетской жизни. Сила нынешнего Института в том, что это исторический факультет, усиленный педагогическим образованием и международными отношениями. Это своего рода мягкая сила — к нам приезжают иностранцы, которые будут работать дипломатами, и мы им рассказываем об истории нашей страны. Тройка направлений сложилась очень удачно, и мы очень надеемся её сохранить. Было бы нехорошо изолировать исторический факультет от всего остального.

Мы начинали с рассказа о МАГИ. Вот именно из этой гуманитарной междисциплинарности рождаются новые талантливые специалисты, поэтому хотелось бы её сохранить.

Беседовал: Михаил Дорофеев

Фото: медиацентр КБГУ им. Х.М. Бербекова

Источник: Российская газета

Российское историческое общество

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

ПОСЕТИТЬ ДОМ РИО

Вестник №3/2025

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Оренбурге прошла встреча лектория «Молодые историки — школьникам!»

В Оренбурге прошла встреча лектория «Молодые историки — школьникам!»

В отделении Российского исторического общества в Оренбургской области стартовал новый формат просвещения: лекторий «Молодые историки — школьникам!».

 

Продолжает работу лекторий «Оренбургский край: люди и судьбы»

Продолжает работу лекторий «Оренбургский край: люди и судьбы»

26 ноября 2025 года в стенах Губернаторского музея города Оренбурга состоялась вторая лекция в рамках лектория, посвящённого выдающимся личностям Оренбургского края.

 

В Чите прошла научно-практическая конференция Забайкалье историческое – 2026

В Чите прошла научно-практическая конференция Забайкалье историческое – 2026

В Чите прошла большая всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвящённая памяти историка Татьяны Андреевны Константиновой — выдающегося учёного-историка, краеведа, автор ряда научных и научно-популярных трудов по разным аспектам истории Забайкалья.

Прокрутить наверх