Государственная публичная историческая библиотека России предоставляет возможность ознакомиться с виртуальной экспозицией о Грюнвальдской битве – решающем сражении «Великой войны» 1409–1411 годов.
Проект включает издания на русском и иностранных языках XVIII–XXI вв. В основу экспозиции легло исследование польского историка Яна Длугоша, посвященное битве. Отдельными блоками представлены хроники, летописи, фрагменты работ отечественных и зарубежных историков, материалы периодических и справочных изданий. Дополняет экспозицию иллюстративный ряд, включающий произведения живописи, знамена участников сражения, юбилейные знаки. Карты и схемы битвы выделены в отдельный раздел.
В немецкой литературе Грюнвальдская битва 1410 года именуется битвой при г. Танненберг (Стембарк). В этом сражении союзные войска – польские, литовские, русские (из подданных Великого княжества Литовского), валашские, чешскоморавские, венгерские и татарские отряды, объединённые в 91 хоругвь, – 15 июля нанесли поражение войскам Тевтонского ордена.
В битве союзные войска, одержав важную победу, приостановили экспансию Тевтонского ордена на восток и положили начало его упадку. Сражение выявило ряд существенных недостатков в действиях рыцарского войска и, наоборот, способность пехоты союзных войск успешно вести борьбу против тяжёлой рыцарской конницы.
В состав экспозиции вошла работа Е.А. Разина «История военного искусства» (Т. 2: Военное искусство феодального периода войны / Е.А. Разин. – М., 1957. – 654 с.). Создатели проекта приводят следующую выдержку из этого труда, важную для понимания значения битвы:
«В этой войне прежде всего следует обратить внимание на ее политическую подготовку. Ведением переговоров поляки и литовцы оттянули начало войны и выиграли время, необходимое для подготовки к ней. Наоборот, тевтонцы не использовали своей готовности к войне и упустили момент, выгодный для нападения.
Союзники перенесли войну на территорию противника и действовали активно, наступательно. Война по своему характеру была оборонительной, а способ военных действий был наступательным. Союзники реализовали победу в тактическом масштабе, на поле боя, но стратегического преследования не организовали. Поэтому крестоносцы сумели подготовиться к обороне. Здесь особенно четко выявились тесная связь и взаимная зависимость тактики и стратегии, решающая роль стратегии и подчиненность ей тактики.
Цель и объект действий союзники наметили правильно и верно рассчитали сосредоточение войска. Рискованным маневром им удалось создать выгодную для боя обстановку. Тевтонцы, начав захватническую войну, фактически вынуждены были перейти к пассивной обороне.
Поляки хорошо наладили агентурную разведку, но войсковой разведки не организовали.
В бою при Грюнвальде особенно упорно сражалось русское войско. На смоленские полки легла главная тяжесть боя. Русские прикрыли атакуемый фланг боевого порядка и спасли поляков от разгрома, затем подкрепили первую линию поляков и помогли им перейти в контратаку. Исход боя решила последняя атака литовско-русских войск.
Тактическая глубина расположения войск определила тот факт, что бой становился упорным и продолжительным. Составные части боевого порядка маневрировали. Снова появился резерв, который в феодальном войске обычно не выделялся. Резерв начал оказывать влияние на ход боя. Применялись укрепления полевого типа. Так, например, в оборонительное состояние была приведена р. Древенца.
Бой при Грюнвальде дает представление о развитии кавалерийского боя в средние века. Он показывает особую чувствительность флангов боевого порядка кавалерии. Тевтонцы старались атаковать во фланг, союзники стремились обеспечить свои фланги. Пехота имелась в составе обеих сражавшихся армий, но в бою, по-видимому, деятельного участия не принимала. Она прикрывала обоз. Огонь бомбард не оказал никакого влияния на ход боя».
На основании материалов сайта Государственной публичной исторической библиотеки
России и «Большой российской энциклопедии»
Проект Вячеслава Никонова "Двадцать восемь мгновений весны 1945-го"
«Ким Филби и “Кембриджская пятёрка”: сохранение исторической памяти»
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Проект «Клещ. Поймать с поличным» победил в пятом цикле грантового конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» в номинации «Технологии и инструменты».
Одним из факторов, дестабилизировавших внутриполитическую обстановку в Российской империи накануне Февральской революции 1917 г., стала правительственная политика по ограничению продажи алкогольных напитков – так называемый сухой закон 1914 г.
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них.0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".
Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».