12 (23) июля 1792 г. в Москве в семье сенатора князя А.И. Вяземского родился сын – Пётр. Впоследствии Пётр Андреевич Вяземский – поэт, литературный критик, тайный советник, академик Петербургской Академии наук (1841 г.), член Государственного совета Российской империи (1866 г.), сенатор, близкий друг и литературный единомышленник Александра Сергеевича Пушкина – стал одним из отцов-основателей и первым Председателем Русского исторического общества.

Пётр Андреевич Вяземский получил домашнее образование, а затем обучался в Благородном пансионе при Петербургской гимназии. В 1807 году Вяземский вернулся в Москву, где брал частные уроки у профессоров Московского университета. С 1807 года служил в Московской межевой канцелярии. Большое влияние на юного князя оказал Н.М. Карамзин, ставший его опекуном после смерти отца. В 1808 году состоялся дебют Вяземского в печати: он опубликовал стихотворное «Послание Жуковскому» и критические статьи «Безделки» и «Два слова постороннего».

Во время Отечественной войны 1812 года камер-юнкер Пётр Вяземский, как и многие русские аристократы, вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении.

Литературные связи, завязавшиеся в эти годы, определили жизнь и творчество Вяземского-поэта. Он сблизился с В.А. Жуковским, В.Л. Пушкиным, Д.В. Давыдовым, К.Н. Батюшковым и другими поэтами карамзинского направления. В 1815 году, в противовес возглавляемому А.С. Шишковым консервативному обществу «Беседа любителей русского слова», они образовали литературное общество «Арзамас», отмечается на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

В 1817 году Вяземскому удалось получить должность коллежского асессора и место чиновника для иностранной переписки в канцелярии Н.Н. Новосильцева в Варшаве. В 1820 году он подписал записку об освобождении крестьян, поданную императору Александру I графом М.С. Воронцовым. В результате Вяземский был отстранён от службы, а с июля 1821 года был в отставке и прожил несколько лет в опале, под тайным надзором. В 1829 году он стал искать возможности поступить на службу. Благодаря хлопотам В.А. Жуковского и великого князя Константина в 1830 году Вяземский получил место чиновника особых поручений при министре финансов, в 1833–1846 годах занимал пост вице-директора Департамента внешней торговли Министерства финансов. В 1839 году стал членом Российской академии наук. С 1853 года был членом Совета Министерства финансов, а с 1846 года – управляющим Государственным заёмным бан-ком. В 1855 году Вяземский стал товарищем министра народного просвещения и занимал эту позицию до 1858 года. В 1855–1856 годах был сенатором, гофмейстером (1861 г.), членом Государственного совета (1866 г.), говорится в «Большой российской энциклопедии».

В 1866 году было основано Русское историческое общество, по итогам первого Общего собрания которого 19 октября 1866 года Петр Андреевич Вяземский был избран его Председателем.

В последние годы жизни (1863–1878 гг.) Вяземский в основном жил за границей, всё реже приезжая в Россию, отмечается в «Большой российской энциклопедии».

Пётр Андреевич Вяземский умер 10 (22) ноября 1878 года в Баден-Бадене и был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Российское историческое общество, продолжая традиции Императорского Русского исторического общества, отдаёт дань уважения памяти первого Председателя Общества князя Петра Андреевича Вяземского. Так, 9 августа 2016 года в Доме Российского исторического общества на Воронцовом поле Председатель РИО Сергей Нарышкин открыл показ предметов из фондов Государственного литературного музея, связанных с личностью Петра Андреевича. Это стало первым подобным мероприятием в открывшемся 2 июня 2016 года Доме РИО. В рамках выставочного проекта, названного «Сундук Вяземского», были представлены архивные документы, очки, гусиное перо поэта, украшения жены – В.Ф. Вяземской, предметы домашнего интерьера, семейные портреты Вяземских. Эти и другие экспонаты раскрывали личность Вяземского в двух измерениях – бытовом и социальном. Кроме того, 21 июля 2017 года в обращение вышла почтовая марка, посвящённая 225-летию со дня рождения Петра Андреевича Вяземского. Она продолжила серию «Выдающиеся историки России». На марке изображён портрет Вяземского на фоне одной из его рукописей. Всего было выпущено более 230 тысяч таких марок.

12 июля 2019 года в Государственном музее-усадьбе «Остафьево» – «Русский Парнас» Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин передал музею-усадьбе бюст первого Председателя Русского исторического общества князя Петра Андреевича Вяземского − одного из владельцев усадьбы Остафьево. Ещё один памятник Петру Андреевичу Вяземскому – скульптуру, изображающую первого Председателя Русского исторического общества в полный рост, – установят в Доме Российского исторического общества. Восковой макет скульптуры в тот же день Председателю РИО Сергею Нарышкину представил автор работы – Леонид Михайлович Баранов. Напомним, что Российское историческое общество стало продолжателем дела Русского исторического общества, которое просуществовало с 1866-го по 1920 год и с 1873 года именовалось Императорским – такой статус был присвоен Обществу императором Александром II.

В настоящее время на сайте Российского исторического общества размещаются оцифрованные копии документов из архива ИРИО, переданные 15 мая 2019 года Председателю РИО Сергею Нарышкину руководителем Федерального архивного агентства Андреем Артизовым. Все документы сопровождаются комментариями для удобной работы с ними.

Текст: Вера Марунова

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

«Нужное дело». У истоков Императорского Русского исторического общества

В музее-усадьбе «Остафьево» появится ещё один бюст П.А. Вяземского

Опубликовано I Дело из архива Императорского Русского исторического общества

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мы в соцсетях

Экскурсии по Дому РИО приостановлены в связи с ремонтными работами

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В музее-панораме состоялись мероприятия, посвященные 800-летию Александра Невского

В музее-панораме состоялись мероприятия, посвященные 800-летию Александра Невского

20 сентября в музее-панораме «Сталинградская битва» состоялись мероприятия, посвященные празднованию 800-летия со дня рождения князя Александра Невского.

 

В Уфе и Оренбурге прошли мероприятия к 175-летию комплекса «Караван-Сарай»

В Уфе и Оренбурге прошли мероприятий к 175-летию комплекса «Караван-Сарай»

В рамках мероприятий, посвященных 175-летию историко-архитектурного комплекса федерального значения «Караван-Сарай», отделения Российского исторического общества в Республике Башкортостан и Оренбургской области выступили соорганизаторами ряда историко-краеведческих мероприятий, состоявшихся в Уфе и Оренбурге.

 

В Ульяновске открылся выставочный павильон «Оружие Подвига»

В Ульяновске открылся выставочный павильон «Оружие Подвига»

Торжественное открытие нового выставочного павильона «Оружие подвига» состоялось 10 сентября в рамках тематической недели национального проекта «Культура».

Цех историков

Как жили бояре, стоявшие у истоков династии Романовых

romanovi.jpg

Представление об образе и качестве жизни членов боярских семей, находящихся в XVI – начале XVII века у истоков династии Романовых, даёт книга «В поисках бояр Романовых: междисциплинарное исследование усыпальницы XVI – XVIII вв. в Знаменской церкви Новоспасского монастыря в Москве».

 

Новый образ старого соседства. Русско-японские отношения

12568912985691825986129856-2.jpg

Какие события и процессы прочнее всего формируют образ соседа и соседства в историческй жизни народов, государств, культур? Можно ли "работать" с этим образом во имя сохранения мира и развития дружественных, партнерских отношений - вопреки их исторической "нагруженности" памятью о конфликтах и войнах?

 

Монография «Исследования фортификации Болгара в 2014–2015 годах»

bulgar2.jpg

К чему привели первые почвоведческие и палинологические исследования раскопок валов в Болгаре.

Трибуна

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

Monographic

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

 

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

1924 год. Выставка работ русских художников в Америке

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

Прокрутить наверх