Пётр Андреевич Вяземский – первый председатель Русского исторического общества

9 августа 2016 года в Доме Российского исторического общества на Воронцовом Поле Председатель Государственной Думы, Председатель РИО С.Е.Нарышкин открыл показ предметов из фондов Государственного литературного музея, связанных с личностью первого председателя Русского исторического общества Петра Андреевича Вяземского. Это первое подобное мероприятие в открывшемся 2 июня Доме РИО.

Экскурсию по выставке провел директор Государственного литературного музея Д.П.Бак. На церемонию были приглашены члены Президиума и Совета Российского исторического общества, литераторы, историки, деятели культуры.

Государственный литературный музей предоставил для выставки комплекс музейных предметов, связанных с жизнью и творчеством первого председателя Русского исторического общества, поэта и литературного критика, члена Государственного совета князя Петра Андреевича Вяземского (1792–1878). Экспонаты этого показа - документы, очки, гусиное перо, украшения жены, предметы домашнего интерьера, семейные портреты - показывают личность Вяземского в двух измерениях: бытовом и социальном. Идея и реализация этого выставочного проекта, названного «Сундук Вяземского», принадлежит сотрудникам Государственного литературного музея.

На выставке были представлены: автограф четверостишия П.А. Вяземского (1838) на рисунке неизвестного художника «Ножка Тальони», прижизненные акварельные портреты П.А. Вяземского работы П.Ф. Соколова (1824, 1830-х годов), Т. Райта (1844), а также три живописных этюда Г.Г. Мясоедова к картине «А.С. Пушкин и его друзья слушают декламацию Адама Мицкевича в салоне Зинаиды Волконской» (1905–1907). Иконографическую часть коллекции дополняют несколько редких гравированных и литографированных портретов поэта.

Очки в футляре Европа. Начало XIX. Футляр Из Серпуховского (ныне – историко-художественного) музея. 1937. Стекла в металлической оправе со складными дужками. Футляр – цилиндрический; по краям разъема – две полосы раппортного тиснения в виде пальметт.

Очки в футляре. Европа Начало XIX. Футляр Из Серпуховского (ныне – историко-художественного) музея. 1937. Стекла в металлической оправе со складными дужками. Футляр – цилиндрический; по краям разъема – две полосы раппортного тиснения в виде пальметт.


Выставка дает возможнось увидеть, входившие ранее в семейную коллекцию Вяземских, работы оригинальной техники с сюжетами бытового и мемориального содержания, датируемые 1840–1850-ми годами: виды кабинетов П.А. Вяземского в Дрездене и П.П. Вяземского в Константинополе, а также изображения кладбищ с захоронениями дочерей П.А. Вяземского –  П.П. и Н.П. Вяземских.

Виды мест, связанных с именем П.А. Вяземского, представлены работами А. Нечаева «Комната Пушкина» (начало 20 века) и «Усадьба “Остафьево”» художника Б.Ф. Рыбченкова (1935).

2675.jpg

Флакон. Германия. Конец XVI.
Подобные флаконы для благовоний были известны в Центральной Европе еще в эпоху Позднего Возрождения.
Серпуховской музей старины и искусства получил на хранение коллекцию из ликвидированного музея дворянского быта, находившегося в усадьбе Остафьево, в 1930. В основном, это были художественные предметы, собранные князем Павлом Петровичем Вяземским (1820-1888), сыном поэта, дипломатом и литератором. Позднее часть музейных экспонатов была передана в фонды ГЛМ.


В числе экспонатов выставки также большое собрание фотографий второй половины 19 – начала 20 века, связанных с жизнью П.А. Вяземского и его родственного окружения. Это – тринадцать альбомов П.А. и В.Ф. Вяземских, П.П. Вяземского (сына), М.А. Вяземской (рождённой Столыпиной, невестки) с фотографиями членов семьи Вяземских, Шереметевых, их окружения, а также фотопортретами особ российского императорского дома эпохи Николая I и Александра II, представителей великокняжеских семей, императорских и королевских домов Западной Европы, высшей дворянской аристократии. Кроме того, имеется коллекция фотографий видов усадьбы «Остафьево» – главного усадебного дома (фасады, боковые флигели, интерьеры), усадебного парка, парковых памятников (съемка 1920-х годов, 1932–1933 годов, 1946).

4246.jpg

Ножницы для бумаги. Европа. Конец XVIII - начало XIX. Металл
Лезвия ножниц с просечным орнаментом.


Особый комплекс музейных предметов составляет коллекция личных вещей из семьи П.А. Вяземского (его очки, гусиное перо; женские украшения В.Ф. Вяземской), а также предметы декоративно-прикладного искусства – небольшая часть некогда знаменитой коллекции усадьбы «Остафьево».

Собрание книг П.А. Вяземского представлено шестнадцатью прижизненными изданиями его произведений, в том числе четырьмя изданиями с инскриптами автора.

Все эти предметы представляют собой уникальную коллекцию, позволяющую полнее представить жизнь и творчество замечательного поэта, старшего друга А.С. Пушкина, видного государственного и общественного деятеля П.А. Вяземского.  

42666_б.jpg

Баул дорожный. Ближний Восток. Конец XVIII. Красное дерево, бархат, металл, перламутр, инкрустация
Цилиндрической формы, с металлическими ручками и откидной крышкой; инкрустирован перламутровыми вставками в виде полумесяцев и шестиконечных звезд; внутри обит красным бархатом.


42669.jpg

Оттиск государственной печати Николая I. Россия. 1830-е. Латунь, красный сургуч, нить
В центре двуглавый орел под императорской короной; по кругу надпись: «НИКОЛАЙ I БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ IМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССIЙСКIЙ». Оттиск на красном сургуче в круглой металлической оправе.


Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Сердце России. Донецко-Криворожская Советская Республика

1825681258612856125125-5.jpg

Именно так называли Донбасс в годы становления советской власти. Наверное, каждый, кто интересовался историей Гражданской войны, последовавшей после февральской и октябрьской революций, видел этот агитационный плакат, появившийся в начале 1920-х гг.

 

Казачий путь. Атаман Дутов в борьбе с диктатурой большевиков

23756812586128561825121257.jpg

Александр Ильич Дутов родился 5 августа 1879 г. в семье казачьего офицера. Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище и Николаевскую академию Генерального штаба. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. На фронте был контужен и ранен. Февральскую революцию 1917 г. встретил войсковым старшиной и командиром 1-го Оренбургского казачьего полка.

 

Нижний Новгород в XV веке: поиски утраченного города.

kniga-nijn-novgorod.jpg

Такое название носит книга научного сотрудника Отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН кандидата исторических наук Николая Грибова.

Новости Региональных отделений

В библиотеке им. М. Горького состоялась методическая экскурсия

В библиотеке им. М. Горького состоялась методическая экскурсия

Выставочный проект «Долг и судьба: военспецы на службе Республики Советов (к 100-летию Гражданской войны в России)» продолжает свою работу в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького.

 

Во Владивостоке открылась экспозиция «УЛица героев»

«УЛица героев» во ВладивостокеАвтор фото – Илья Аверьянов

31 июля 2020 года, при поддержке Дальневосточного отделения Российского исторического общества во Владивостоке, была организована экспозиция «УЛица героев».

 

В Севастополе освятили закладочный камень храма в честь иконы Богородицы

В Севастополе освятили закладочный камень храма в честь иконы Богородицы

Церемония освящения закладочного камня храма в честь иконы Богородицы «Умягчение злых сердец» состоялась 27 июля 2020 года. Храм будет построен в районе Максимовой дачи. В гражданскую войну здесь происходили массовые расстрелы.

Трибуна

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

Выступление Натальи Татарчук на круглом столе "Нормандия-Неман - 75 лет"

Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.

Monographic

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

 

1924 год. Выставка работ русских художников в Америке

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

Прокрутить наверх