Хранители времени – именно так можно назвать реставраторов, которые возвращают к жизни уникальные исторические памятники. В сердце столицы, в Музеях Московского Кремля, проходит выставка, экспонаты которой демонстрируют удивительный талант специалистов, чья работа скрыта от посетителей, – реставраторов. На выставке представлены уникальные экспонаты – государственные регалии, личные вещи монархов, парадное оружие, древние иконы, великолепные изделия работы русских и западноевропейских ювелиров, в реставрации которых принимали участие мастера разных направлений: специалисты по металлу, тканям, бумаге, темперной и масляной живописи. Их работа позволила не просто снять патину времени с музейных памятников, но и зачастую подарить им вторую жизнь: вернуть почти утраченный облик, обрести имя автора, вписать вещь в конкретный исторический контекст – связать её с выдающейся личностью или значимым событием нашей истории. Организаторы проекта отмечают, что профессиональная реставрация, без преувеличения являющаяся искусством, побеждающим время, – важный фактор сохранения национального культурного наследия. Выставка «Хранители времени: реставрация в Музеях Московского Кремля» раскрывает различные аспекты этой сложной профессии.


  1. Корона императрицы Анны Иоанновны. Россия, Москва, 1730 г. Золото, серебро, камни драгоценные; литье, чеканка, резьба, золочение.
  2. Икона в окладе "Богоматерь Владимирская". Россия. Живопись – конец XVI – начало XVII в., оклад – последняя четверть XVI в. Серебро, камни драгоценные, камни, жемчуг, дерево, слюда, паволока, левкас; чеканка, резьба, скань, эмаль, канфарение, золочение, темпера яичная.
  3. Кафтан Франция, первая четверть XVIII в. Глазет, шелк, нити золотные, канитель; ткачество, шитье. Принадлежал императору Петру II.

Экспозиция разместилась в нескольких пространствах – выставочном зале Успенской звонницы и выставочном зале Патриаршего дворца. В первом расположились произведения, относящиеся к парадному государственному церемониалу, оружие и конское убранство, а также работы лучших западноевропейских мастеров из казны московских правителей. Внимание на себя обращают Алмазные венцы братьев-соправителей царей Ивана и Петра Алексеевичей, ренессансный итальянский шлем, шпалера французской работы из серии «Музы» и другие памятники, ярко отразившие образ русской и западноевропейской придворной культуры разных эпох.

В Одностолпной палате Патриаршего дворца экспонируются редкие артефакты из кремлёвских храмов и монастырей: иконы, произведения церковного шитья, драгоценная утварь храмовых ризниц. Гости выставки имеют уникальную возможность оценить результат многолетней сложнейшей реставрации жемчужины музейной коллекции иконописи – иконы «София Премудрость Божия» первой половины XV столетия.


Икона двусторонняя «София Премудрость Божия» и «Распятие»
Москва. «София Премудрость Божия» - XV в.; «Распятие» - XIX в. Дерево, паволока, левкас; темпера яичная.


Дополняет экспозицию мультимедийная программа, благодаря которой можно будет расширить свои знания о процессе работы музейных реставраторов разных специальностей. На сайте музея размещены видеоролики, которые демонстрируют «закулисную» работу реставраторов. Так, например, можно понаблюдать за работой над алмазными шапками царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, Евангелием 1644 года, письменным прибором Екатерины II и другими памятниками истории и культуры.

Кроме того, к выставке подготовлен каталог, в котором представлены работы сотрудников отдела научной реставрации и консервации Музеев Московского Кремля, выполненные в основном за последние пять лет. Четыре раздела каталога соответствуют четырём секторам отдела. Каждое из восьмидесяти семи каталожных описаний содержит сведения о художественных особенностях произведения, написанные хранителем, и описание процесса реставрации, составленное реставратором. Многие произведения публикуются впервые – целый ряд уникальных памятников, таким образом, вводится в научный оборот.

Выставка будет открыта до 13 октября 2019 года.

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

«Нужное дело». У истоков Императорского Русского исторического общества

Деревянная скульптура в собрании Музеев Московского Кремля

Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века

«К истокам „Центрального литературного музея“: первые музеи Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова»

Николай Иванович Новиков и русское Просвещение

«Лики Нескучного». Памяти династии Бенуа – Лансере – Серебряковых

Монументальная память России: двойное прочтение

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Новый образ старого соседства. Русско-японские отношения

12568912985691825986129856-2.jpg

Какие события и процессы прочнее всего формируют образ соседа и соседства в историческй жизни народов, государств, культур? Можно ли "работать" с этим образом во имя сохранения мира и развития дружественных, партнерских отношений - вопреки их исторической "нагруженности" памятью о конфликтах и войнах?

 

Ладожская артерия: превозмогая блокаду. К 75-летию со Дня снятия блокады города Ленинграда

tild3139-6512875648712475123.jpg

Российское историческое общество публикует материалы к 75-летию со Дня снятия блокады города Ленинграда, которые содержат информацию о «дороге жизни» - военно-стратегической магистрали, проходившей через Ладожское озеро и связывавшей с сентября 1941 года по март 1943 года блокированный Ленинград с тыловыми районами страны. 

 

Смотреть документальный фильмы "Заключенный камеры №207"

maxres18275416298461802461420.jpg

Фильм о великом князе Николае Михайловиче Романове. Он - внук императора Николая I, двоюродный брат императора Александра III и дядя императора Николая II. Речь пойдет о семи месяцах заключения и о том, что открылось археологам, проводившим раскопки на территории Петропавловской крепости в начале нового тысячелетия.

Новости Региональных отделений

Польско-советская война 1919–1920 годы: эволюция историографических оценок

10 и 11 октября 2019 года научно-образовательный центр Смоленского государственного университета «Россия и Беларусь: история и культура в прошлом и настоящем»

 

Новгородский музей подготовил выставку к 250-летнему юбилею графа А.А. Аракчеева

В Главном здании Новгородского музея-заповедника открылась выставка «Русский новгородский дворянин. К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева».

 

Презентация энциклопедии «Города и поселения Ульяновской области»

24 сентября 2019 года во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина – прошла презентация первого тома научно-популярной энциклопедии «Города и поселения Ульяновской области» (Ульяновск, 2019).

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

Прокрутить наверх