В течение шести веков храм на Соборной площади Кремля был местом проведения важнейших церемоний: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров.

Подробнее о совершении этих обрядов можно узнать в виртуальных выставках Музеев Московского Кремля «Венчания на царство в Московском Кремле» и «Коронации в Московском Кремле», о которых мы уже писали ранее. Сам собор возможно посетить виртуально благодаря туру на сайте Музеев.

Собор был построен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Внутри собор разделён шестью столпами (2 квадратных на востоке и 4 круглых в наосе) на 12 равных ячеек, перекрытых крестовыми сводами. Смещение куполов к алтарной части и равный диаметр проёмов барабанов подчёркивают симметрию интерьера. В алтарной части устроены три придела: Петропавловский (с севера), Дмитровский (с юга) и придел Похвалы Богоматери (на своде ризницы, под юго-восточным куполом).

Входя в собор, внимание посетителя привлекает соборный пятиярусный иконостас, высота которого составляет более 16 метров. Ему предшествовал меньший по размерам (9,5 м), созданный Дионисием и его помощниками в 1481 году. Новый иконостас был заказан патриархом Никон вскоре после своего избрания на патриарший престол. Нынешний ансамбль, созданный всего за десять месяцев – с марта 1653 года по январь 1654 года, включает в себя 69 икон. Они были написаны большой артелью «кормовых иконописцев» из разных городов – Ярославля, Костромы, Осташкова. Иконостас Успенского собора был украшен серебряным золоченым окладом, однако он не сохранился до наших дней. Во Отечественной войны 1812 года он был похищен противником и воссоздан вновь по уцелевшим фрагментам при реставрации иконостаса в 1813 и 1882 годах. Иконы были промыты и вновь прописаны и покрыты олифой в 1852 году академиком живописи Н.И. Подключниковым.

При возведении собора для его росписи были приглашены лучшие российские живописцы. В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с Дионисием в конце XV-начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора, и его алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески Москвы дошли до наших дней.

В 1513-1515 годах по указу великого князя московского Василия III храм был расписан целиком. К сожалению, пожар 1626 года сильно повредил все фрески. В 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново. Для выполнения этой работы было призвано около 150 живописцев. Возглавили эту артель художников царские изографы Иван и Борис Паисеины, Сидор Поспеев, Бажен Савин, Марк Матвеев, Степан Ефимьев. Согласно царскому указу, живописцы должны были повторить состав и расположение росписей 1515 года, для чего Иван Паисеин и его помощники сняли с них на бумагу контурные переводы и только после этого сбили старую штукатурку со стен и нанесли новый левкас. В основном работа по украшению живописью интерьера Успенского собора была завершена в 1643 году. В общей сложности было написано 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур, на позолоту фона был потрачен 1721 золотой червонец.

Посвящение московского кафедрального храма главному богородичному празднику - Успению Богородицы, обусловлено особым почитанием на Руси Богоматери. Помимо проведения обрядов венчания на царство и коронации, в Успенском соборе также возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Проводились и другие действа. В частности, у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней – иконой Владимирской Богоматери – удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю.

В Успенском соборе происходило освящение елея и мира – благовонных масел, использовавшихся в священных таинствах при соборовании умирающих, крещении, рукоположении священников, а также миропомазании царя при его венчании на царство.

Ежегодно 17 декабря в Успенском соборе совершалось театрализованное представление «Чина пещного действа» в память о трех вавилонских отроках Анании, Азарии и Мисаиле. Кроме того, проводился «чин православия», то есть возглашение анафемы отступникам, еретикам и государственным изменникам и поминание «ревнителей христианского благочестия».

В четверг на Страстной неделе совершался чин омовения ног, когда патриарх по образу Христа, омывшего в знак смирения и братской любви ноги апостолам, возливал воду из особой лохани на правую ногу двенадцати архимандритам – главам монастырей.

В Соборе проводились бракосочетания, которые имели государственное значение. Так, в 1391 году митрополит Киприан обвенчал великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472 году состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году Василий III обвенчался с Соломонией Сабуровой, а в 1526 году, вторично, с Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. 8 марта 1606 года, в период Смуты и польско-литовской интервенции, в Успенском соборе были обвенчаны Лжедмитрий с Мариной Мнишек. В 1721 году здесь происходило венчание Петра I с Екатериной I и одновременно ее коронация.

В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь находятся 19 захоронений митрополитов и патриархов и гробницы с мощами московских святителей Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.

Текст: Вера Марунова

На основании материалов сайта Музеев Московского Кремля и «Большой российской энциклопедии».

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

22 апреля 1945 года передовые части РККА начали готовить штурм Берлина

Проект В. Никонова "Двадцать восемь мгновений весны 1945-го". Перед бурей

Общественный почин в СССР: новая виртуальная выставка ГПИБ России

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мы в соцсетях

Запись на экскурсии в Дом РИО

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Саратове открылась выставка, посвящённая командиру партизанского отряда

В Саратове открылась выставка, посвящённая командиру партизанского отряда

В Саратовском областном музее краеведения состоялось открытие выставки в рамках проекта #Помнитьнельзязабыть, посвящённого 80-летию начала Великой Отечественной войны.

 

В Уфе прошел международный исторический диктант – «Диктант Победы»

В Уфе прошел международный исторический диктант – «Диктант Победы»

29 апреля в Башкирском государственном университете прошел Международный исторический диктант – «Диктант Победы», приуроченный к самому главному празднику для каждого жителя нашей страны, отмечаемому 9 мая.

 

Имя легендарного разведчика Льва Маневича увековечили в Уфе

Имя легендарного разведчика Льва Маневича увековечили в Уфе

6 мая 2021 года на железнодорожном вокзале Уфы состоялось торжественное открытие мемориальной доски военному разведчику-нелегалу Герою Советского Союза полковнику Льву Маневичу.

Цех историков

Смотреть историко-документальный фильм "Планета Ключевский"

1248751725475189725489712548975127541241.jpg

В 1944 году в поселке Белые Столбы под Москвой умер путевой обходчик Борис Васильевич Ключевский. Репрессированный, отсидевший в лагерях сын великого историка Василия Осиповича Ключевского. На нем род Ключевских закончился - детей у Бориса не было. Но сыну удалось сделать то, что считал главным в своей жизни - он сохранил архив отца: письма, дневниковые записи, наброски лекций. 

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

 

Война. Революция. Исход. Взгляд через окно семейной истории

Война. Революция. Исход. Взгляд через окно семейной истории

Революционные события 1917 года в России разделили страну на два противостоящих лагеря. Несмотря на идеологические расхождения, обе стороны по своему социальному составу фактически оказались однородны: офицеры, рабочие, крестьяне и простые солдаты были в рядах и Красной, и Белой армий.

Трибуна

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Monographic

Экономическая и политическая история СССР 1945 – 1991 годов

82736598263958623865928365923865-2.jpg

Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.

 

Об отношении коммунистических партий к парламентаризму на II конгрессе коминтерна


Второй конгресс Коминтерна 1920 г.

Второй конгресс Коминтерна, проходивший с 19 июля по 7 августа 1920 г. и утвердивший организационные принципы мирового коммунистического движения, необходимым пунктом включил в повестку вопрос об отношении к парламентаризму.

 

Contradictio in adjecto: буржуазные ценности советской торговли 1950-1960-х гг.

982365892638956892638956293852.jpg

Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.

Прокрутить наверх