Коронация императрицы Екатерины II. Холст, Масло.

Музеи Московского Кремля обладают значительной коллекцией виртуальных выставок, которые предоставляют уникальную возможность изучить экспонаты музея, даже если любители истории и культуры не находятся в столице России.

Ранее мы уже рассказывали о выставках «Екатерина II и Крым», «Древности государства Российского» в творчестве Ф.Г. Солнцева», «Деревянная скульптура в собрании Музеев Московского Кремля». Сегодня речь пойдёт о выставке «Коронации в Московском Кремле», созданной на основе каталога «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле». Проект посвящён имперским коронациям, проходившим в Московском Кремле в XVIII–XIX веках.


Держава императора Петра II
Санкт-Петербург, 1727 г. Золото, серебро; ковка, литье, просечная чеканка, золочение.

Имперский период в истории России отсчитывался от 22 октября 1721 года, когда по случаю заключения Ништадтского мира, венчавшего победоносное окончание Северной войны, в Свято-Троицком соборе Санкт-Петербурга от «общего всех верных подданных лица» царю Петру Алексеевичу был поднесён титул «император». В сценарии этого торжества использовались реминисценции раннего римского коронования, носившего исключительно светский характер, и принятый на рубеже XVII–XVIII веков западный вариант возглашения: «Виват, император!», – при этом церковный чин коронования не совершался. Однако впоследствии он вошёл в качестве основной составляющей в церемониал имперской коронации, который был детально разработан в 1723–1724 годах к коронации Екатерины I, а затем эволюционировал в течение двух столетий.

Выставка посвящена одиннадцати имперским коронациям – начиная с Екатерины I и заканчивая коронацией последнего российского императора Николая II.


Корона императрицы Екатерины I
Санкт-Петербург, 1723 г. Мастер Самсон Ларионов. Серебро; литье, чеканка, резьба, золочение.

В разделе, посвящённом коронации Екатерины I, представлена картина «Портрет императрицы Екатерины I» (XIX век, неизвестный художник). На портрете правительница представлена на фоне красного занавеса поколенно, в едва заметном развороте корпуса влево. На голове увенчанная крестом малая императорская корона. Темные волосы, перевитые нитями жемчуга, двумя локонами спускаются на плечи; в ушах – жемчужные серьги. На Екатерине украшенное бриллиантовым аграфом и кружевами платье с белой юбкой и лифом синего цвета. На груди Андреевская лента с крестом в банте и звезда. Слева на красной бархатной подушке – скипетр и держава.

Посетители сайта ММК могут также увидеть державу императора Петра II (Санкт-Петербург, 1727 год), которая имеет весьма небольшие размеры и вес. Миниатюрность регалии, скорее всего, объясняется тем обстоятельством, что она была предназначена для юного Петра II, провозглашённого императором в возрасте одиннадцати лет после смерти Екатерины I по её завещанию. 30 марта 1728 года по указу императора Петра II, присланному из Верховного тайного совета, держава была передана на «сохранение в Мастерскую палату». В январе 1730 года император умер в Москве от оспы, не дожив до своего пятнадцатилетия. Он оказался единственным из императоров династии Романовых, кто похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля, старинной великокняжеской и царской усыпальнице.

Кроме того, на выставке демонстрируется серебряная позолоченная корона императрицы Анны Иоанновны (Москва, март – апрель 1730 года). По своей форме в виде двух полушарий, укреплённых на обруче и разделённых высокой аркой с крестом, она восходит к короне императрицы Екатерины I. Однако в отличие от короны Екатерины I корона Анны Иоанновны сохранила своё драгоценное убранство, включающее две тысячи пятьсот алмазов, а также красные камни – рубины и турмалины. Особенно великолепен турмалин, помещённый под крестом, обращающий на себя внимание величиной (вес его составляет 100 граммов). До последнего времени бытовало мнение о том, что корона Анны Иоанновны могла быть создана петербургским мастером Готлибом Вильгельмом Дункелем, «имя которого часто встречается в документах той эпохи в связи с ювелирными работами, исполнявшимися для двора». Однако недавно обнаруженные архивные материалы, сохранившиеся в делопроизводственной документации коронационной комиссии 1730 года, позволили по-новому подойти к проблеме атрибуции короны и отнести её к работе московских мастеров.


Корона императрицы Анны Иоанновны
Москва, март—апрель 1730 г. Золотых дел мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев, Никита Милюков, серебряник Петр Семенов, золотарь Лука Федоров. Серебро, алмазы, рубины, турмалины; литье, чеканка, резьба, золочение.

На сайте также представлен мундир из коронационного костюма императора Николая I (Россия, 1826 год). На своей коронации, состоявшейся 22 августа 1826 года, Николай I появился в общегенеральском мундире с золотным шитьем в виде гирлянды из дубовых листьев, который был введён в российской армии в январе 1808 года. На мундире – золотные, из белого сукна, эполеты и звёзды орденов Святого Андрея Первозванного и Святого Владимира. Мундир сшит из темно-зеленого сукна с красными воротником, фалдными обкладками, выпушками и обшлагами «французского» покроя.

Коронация Николая II представлена широким кругом экспонатов. Так, можно детально изучить коронационный мундир последнего российского императора. Известно, что во время своей коронации 14 мая 1896 года Николай II появился перед подданными в форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка – первого из двух старейших полков российской императорской гвардии, основанного царем Петром I в 1691 году.

Несомненный интерес вызовет и митра (Россия, XIX век) – головной убор, часть богослужебного облачения. По указу императора Павла I от 18 декабря 1797 года митра стала одной из наград заслуженным протоиереям, однако на протяжении всего XIX века награждения митрами были крайне редки. Первоначально наградные митры выдавались из Кабинета Его Императорского Величества исключительно по высочайшему указу, и только в 1859 году Святейшему Синоду было разрешено ходатайствовать о награждении митрой достойных лиц духовного звания. Представленная митра выполнена из красного бархата. Наверху, в центре, помещена крупная круглая дробница с изображением Саваофа со Святым Духом в виде голубя, выполненная в технике живописной эмали. В нижней части размещены четыре крупные овальные дробницы разноцветной эмали с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и композиции «Распятие». Митра украшена растительными завитками и цветами, вышитыми из жемчуга. Возможно, митра могла быть использована протопресвитером собора Николаем Николаевичем Световидовым-Платоновым во время коронации императора Николая II.

Также представлено изображение саккоса (Москва, фирма «А. и В. Сапожниковы», 1896 год), при изготовлении которого использовались золотная парча, шелк, золотные и шелковые нити, трунцал, блестки, плащики, галун, тесьма, серебро, бахрома.

Во время коронации императора Николая II все священнослужители в Московском Кремле были одеты в облачения, специально выполненные для этого торжественного события из великолепной парчи одной из самых знаменитых русских текстильных фабрик братьев А. и В. Сапожниковых. Основанная в 1837 году, фабрика быстро приобрела известность именно благодаря своим парчовым тканям. Изделия фирмы неоднократно удостаивались высших наград на отечественных и зарубежных выставках. Саккос является частью полного архиерейского облачения, выполненного к коронации Николая II. Основным элементом узора ткани саккоса является изображение двуглавого орла под короной, со скипетром в правой лапе. За образец был взят «венецианский золотный бархат с орлами», привезённый к московскому двору во второй половине ХVII века. Известно, что этот бархат пошёл на парадный кафтан для царя Федора Алексеевича и парадную одежду для его жён – цариц Агафьи Семёновны и Марфы Матвеевны. Кафтан Федора Алексеевича, по наследству перешедший в имущество его младшего брата, царя Ивана Алексеевича, в 1696 году был переделан для патриарха Адриана в саккос, в настоящее время хранящийся в собрании Оружейной палаты. При создании тканей для коронационных торжеств 1896 года узор итальянского бархата был удачно воспроизведён русскими текстильщиками в иной, парчовой технике. Саккос, после 1896 года хранившийся в ризнице Успенского собора, по всей вероятности, был изготовлен для митрополита Московского Сергия (Ляпидевского), который наряду с митрополитами Санкт-Петербургским Палладием (Раевым) и Киевским Иоанникием (Рудневым) участвовал в коронации императора Николая II.

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Апрельский рубеж. Как ленинские тезисы изменили курс революции

2163745982638568236562398569283652.jpg

Поздно вечером 3 (16) апреля 1917 г. на перрон Финляндского вокзала Петрограда прибыл поезд с особенным пассажиром. После многолетней эмиграции в Россию вернулся лидер левого крыла российской социал-демократии В. И. Ленин (Ульянов).

 

Фёдор Шаляпин был не просто великим русским оперным артистом

23089573825723975927355.jpg

Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938) был не просто великим русским оперным артистом – для России начала XX столетия это фигура знаковая. Его блистательная карьера символизировала процесс демократизации русской культуры, в которой все более заметное место стали занимать выходцы из низов.

 

Смотреть документальный фильм "Граф истории Карамзин"

76124875125715245125415245125789ashkgfdhkjsgaf.jpg

Фильм раскрывает до сих пор неизвестные страницы жизни и творчества великого русского историка Николая Михайловича Карамзина.

Новости Региональных отделений

Вебинар «Наследие Николая Карамзина в российско-европейском контексте»

Карамзинский фонд поддержки культурно-исторического наследия и Центр изучения наследия Н.М. Карамзина Дворца книги - Ульяновской областной научной библиотеки 8 ноября 2019 года принял участие в научно-просветительской конференции-вебинаре «Наследие Николая Карамзина в российско-европейском контексте».

 

В Губернаторском доме прошла презентация второго издания «Пензенской энциклопедии»

27 ноября 2019 года в Губернаторском доме состоялась презентация второго издания «Пензенской энциклопедии» в двух томах. Оно было представлено спустя 20 лет после выпуска первой версии книги.

 

Фестиваль исторической реконструкции «Средневековье» в Новосибирске

21 сентября 2019г. в Заельцовском парке г. Новосибирска прошло масштабное общественное событие - Фестиваль исторической реконструкции «Средневековье». Фестиваль состоялся в рамках проекта отделения РИО в г.Новосибирске - «Интерактивная история Сибири», реализуемого при поддержке Фонда Президентских грантов и Правительства НСО.

Трибуна

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

Прокрутить наверх