Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Фрагмент мраморной столешницы. V–VI век, Фанагория.
Фото с сайта https://www.archaeolog.ru

Так называется статья заведующего отделом классической археологии Института археологии РАН, руководителя Фанагорийской экспедиции ИА РАН, доктора исторических наук Владимира Кузнецова, размещённая на сайте института. В ней рассказывается о новых материальных свидетельствах христианизации населения Фанагории, найденных в результате раскопок.

Мраморная столешница

Первые христианские общины на Боспоре появились в начале IV века. Тогда же была основана епископская кафедра в Пантикапее. В начале VI века епископская кафедра, подчинённая непосредственно Константинополю, появилась и в Фанагории: подпись епископа Фанагории Иоанна стоит под документами патриаршего синода 519 года в Константинополе. Учреждение епископской кафедры в Фанагории несомненно связано с вхождением боспорских городов в состав Византийской империи при императоре Юстине I.

Что же касается материальных свидетельств христианизации населения Фанагории, то их, на удивление, мало. До нас дошло известняковое надгробие второй половины IV – V века с изображением креста и греческой надписью: "Господи, помоги Феодоту", найденное на Западном некрополе Фанагории, где, скорее всего, и располагалось христианское кладбище. В 1853 году была найдена мраморная плита с греческой надписью: "Господи, помоги рабу Твоему Кириаку капитану, всем морякам и Георгию грешнику", датируемая VI–VII веками.

О присутствии здесь христианского населения свидетельствует краснолаковая посуда V–VI веков с христианской символикой, главным образом, штампованными изображениями крестов разных типов.

В отношении свидетельств наличия в городе христианских храмов, которые несомненно были в Фанагории, можно лишь сказать, что до сих пор найдено лишь одно: это бронзовый крест VI века. Подобные кресты обычно подвешивались к лампадофору или кронштейну для лампад, т. е. он был частью храмового инвентаря.

В таком контексте особое значение приобретает находка фрагмента мраморной полукруглой столешницы с арочными вырезами вдоль края и фрагмента мраморной купели.

Столешницы в форме греческой буквы «сигма», обычно датируемые V–VI веками, использовали в храмах в качестве алтаря, стола для подношений, а также во время литургических и поминальных трапез. Происхождение большинства неизвестно, но отмечается их концентрация в Восточном Средиземноморье, хотя, как правило, находят только небольшие их фрагменты, лишенные каких-либо декоративных элементов. Целые экземпляры V–VI веков найдены в Апамее (Сирия) и Коринфе.

Среди близких фанагорийскому экземпляру аналогий можно привести только три целых экземпляра – из Афин, Рима (в «Метрополитен-музее» в Нью Йорке) и проданный на аукционе Сотбис.

Мраморная купель

В ранневизантийское время, если не было специально построенного баптистерия, в котором был бассейн со ступеньками, то крестили в относительно небольших купелях, которые, как правило, располагались в нартексе базилики, где обычно стояли оглашенные (готовившиеся принять крещение), которым во время литургии было запрещено находиться в основном помещении храма. Скорее всего, фанагорийский экземпляр относится именно к этому типу. Судя по предполагаемым размерам, купель была рассчитана не только на младенцев, но и на взрослых, что было особенно важно в период распространения христианства, когда основную массу крестившихся составляло взрослое население. Купели были самых разных размеров и форм (круглые, прямоугольные, многогранные, в форме многолепесковой розетки и т. д.), от простых, лишённых каких-либо декоративных элементов, до украшенных рельефными разной степени сложности и мозаичными изображениями.


Фрагмент мраморной купели V–VI века. Фанагория.
Фото с сайта https://www.archaeolog.ru

Фанагорийский экземпляр относится к числу простых прямоугольных купелей с двумя отверстиями для слива воды (верхнее – для слива её излишков, которые образовывались при погружении крещаемого в купель). К сожалению, сохранились только боковые и тыльная стороны купели и её дно. Как выглядела лицевая сторона, на которой обычно помещались христианские символы и обязательное изображение креста, остаётся для нас неизвестным.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Подведены итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В июле-августа 2024 года, к 70-летию Дальневосточной археологической экспедиции, Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области провёл археологическую экспедицию на памятнике «Гащенка, городище-1».

 

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

В Центре изучения Гражданской войны Исторического архива Омской области состоялся круглый стол «Верховный правитель России А.В. Колчак: личность и память».

 

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

В филиале Астраханского государственного объединённого историко-культурного музея-заповедника состоялся круглый стол, приуроченный к 300-летию Махтумкули Фраги.

Прокрутить наверх