Так называется статья заведующего отделом классической археологии Института археологии РАН, руководителя Фанагорийской экспедиции ИА РАН, доктора исторических наук Владимира Кузнецова, размещённая на сайте института. В ней рассказывается о новых материальных свидетельствах христианизации населения Фанагории, найденных в результате раскопок.
Мраморная столешница
Первые христианские общины на Боспоре появились в начале IV века. Тогда же была основана епископская кафедра в Пантикапее. В начале VI века епископская кафедра, подчинённая непосредственно Константинополю, появилась и в Фанагории: подпись епископа Фанагории Иоанна стоит под документами патриаршего синода 519 года в Константинополе. Учреждение епископской кафедры в Фанагории несомненно связано с вхождением боспорских городов в состав Византийской империи при императоре Юстине I.
Что же касается материальных свидетельств христианизации населения Фанагории, то их, на удивление, мало. До нас дошло известняковое надгробие второй половины IV – V века с изображением креста и греческой надписью: "Господи, помоги Феодоту", найденное на Западном некрополе Фанагории, где, скорее всего, и располагалось христианское кладбище. В 1853 году была найдена мраморная плита с греческой надписью: "Господи, помоги рабу Твоему Кириаку капитану, всем морякам и Георгию грешнику", датируемая VI–VII веками.
О присутствии здесь христианского населения свидетельствует краснолаковая посуда V–VI веков с христианской символикой, главным образом, штампованными изображениями крестов разных типов.
В отношении свидетельств наличия в городе христианских храмов, которые несомненно были в Фанагории, можно лишь сказать, что до сих пор найдено лишь одно: это бронзовый крест VI века. Подобные кресты обычно подвешивались к лампадофору или кронштейну для лампад, т. е. он был частью храмового инвентаря.
В таком контексте особое значение приобретает находка фрагмента мраморной полукруглой столешницы с арочными вырезами вдоль края и фрагмента мраморной купели.
Столешницы в форме греческой буквы «сигма», обычно датируемые V–VI веками, использовали в храмах в качестве алтаря, стола для подношений, а также во время литургических и поминальных трапез. Происхождение большинства неизвестно, но отмечается их концентрация в Восточном Средиземноморье, хотя, как правило, находят только небольшие их фрагменты, лишенные каких-либо декоративных элементов. Целые экземпляры V–VI веков найдены в Апамее (Сирия) и Коринфе.
Среди близких фанагорийскому экземпляру аналогий можно привести только три целых экземпляра – из Афин, Рима (в «Метрополитен-музее» в Нью Йорке) и проданный на аукционе Сотбис.
Мраморная купель
В ранневизантийское время, если не было специально построенного баптистерия, в котором был бассейн со ступеньками, то крестили в относительно небольших купелях, которые, как правило, располагались в нартексе базилики, где обычно стояли оглашенные (готовившиеся принять крещение), которым во время литургии было запрещено находиться в основном помещении храма. Скорее всего, фанагорийский экземпляр относится именно к этому типу. Судя по предполагаемым размерам, купель была рассчитана не только на младенцев, но и на взрослых, что было особенно важно в период распространения христианства, когда основную массу крестившихся составляло взрослое население. Купели были самых разных размеров и форм (круглые, прямоугольные, многогранные, в форме многолепесковой розетки и т. д.), от простых, лишённых каких-либо декоративных элементов, до украшенных рельефными разной степени сложности и мозаичными изображениями.
Фрагмент мраморной купели V–VI века. Фанагория.
Фото с сайта https://www.archaeolog.ru
Фанагорийский экземпляр относится к числу простых прямоугольных купелей с двумя отверстиями для слива воды (верхнее – для слива её излишков, которые образовывались при погружении крещаемого в купель). К сожалению, сохранились только боковые и тыльная стороны купели и её дно. Как выглядела лицевая сторона, на которой обычно помещались христианские символы и обязательное изображение креста, остаётся для нас неизвестным.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
15 апреля 2021 года в Пензенском государственном университете, состоялась Всероссийская научная конференция с международным участием «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: в памяти народа, медиапространстве и оценках современных исследователей», посвященная 80-летию начала Великой Отечественной войны.
В фильме рассказывается о выдающейся военной карьере великого князя Николая Николаевича (младшего); рассматриваются драматические перипетии личной жизни; история его семьи, отношения с последним российским императором, период жизни в эмиграции.
Слыша, как часто сегодня на Дальнем Востоке, в Приморье, во Владивостоке упоминается имя Василия Ощепкова, трудно поверить, что исторический образ первого русского дзюдоиста и создателя борьбы самбо здесь возник совсем недавно, не более пятнадцати лет назад.
В Государственную публичную историческую библиотеку поступили издания Института славяноведения РАН Издания Института славяноведения РАН больше 15 лет систематически не поступали в Российскую книжную палату.
Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».