Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Правда ли, что Александр I не умер в Таганроге, а стал старцем Фёдором Кузьмичом?

Есть мнение, что…
Александр I инсценировал свою смерть. Что на самом деле он не умер в 1825 году в Таганроге, а тайно бежал и провёл остаток дней в Сибири под именем Фёдор Кузьмич, замаливая грех отцеубийства.

Что настоящая могила Александра — блаженного старца Фёдора Кузьмича — находится в Томске. А в императорской усыпальнице в Петропавловском соборе Петербурга вместо царя похоронили обычного унтер-офицера (позже его останки из могилы убрали, и теперь царская могила — пуста).

Каковы факты?

Утверждения, лежащие в основе мифа о царе-старце, не являются научно доказанными:

1. Могила Александра I в Петропавловском соборе Петербурга пуста. (?)

Утверждать это с уверенностью — невозможно. Документов о вскрытии склепа императора в распоряжении историков нет. Воспоминаний свидетелей вскрытия гробницы также нет. Есть только пересказы воспоминаний второго и третьего порядка, достоверность которых — весьма сомнительна. Таков, например, растиражированный в эмигрантской прессе 1920–1930-х годов рассказ полковника Игнатия Балинского. Последний, в свою очередь, ссылается на устные воспоминания солдата Егора Лаврентьева, который служил в Петропавловской крепости и якобы принимал участие во вскрытии гробницы в 1864 году в присутствии императора Александра II и министра императорского двора графа Адлерберга. Согласно рассказу Балинского, ночью в крепость тайно привезли гроб с телом седовласого старца (того самого Фёдора Кузьмича?) и похоронили в усыпальнице Александра I. Когда усыпальницу вскрывали, она была пуста.

Распространённое утверждение о том, что могила Александра I вскрывалась большевиками в 1921 году, также не подтверждено документально. Версию об этом вскрытии и о том, что гроб императора — пуст, в позднесоветские годы развивал историк Натан Эйдельман. Однако свидетелей предполагаемого вскрытия к тому времени уже не было в живых, и Эйдельман имел дело лишь со свидетельствами второго-третьего порядка и слухами.

2. Останки старца Феодора Томского — сохранились, сегодня можно провести их ДНК-анализ и сравнить с ДНК Романовых. (?)

Насельники томского Богородице-Алексеевского монастыря утверждают, что в их обители хранятся мощи блаженного Феодора Томского. Однако подлинность мощей — под вопросом. Могила блаженного Феодора была уничтожена большевиками в 1936 году, на месте неё была устроена выгребная яма. В 1997 мощи (правда, без черепа) были «обретены» представителями местной епархии, однако принадлежность найденных останков Фёдору Кузьмичу — не доказана. Научных разысканий по этому вопросу не проводилось.

3. Между царём и старцем было портретное сходство. (?)

Единственный сохранившийся портрет старца Фёдора Кузьмича был написан уже после его смерти, не ранее 1864 года, по заказу сибирского купца Хромова — того самого, в доме которого старец провёл последние годы жизни. Хромов был убеждён, что старец — это беглый император, что и было отражено в портрете. Насколько этот портрет, хранящийся в Томском областном краеведческом музее, соответствует подлинному облику старца — вопрос открытый.

4. Почерк на записках из «мешочка старца Феодора» — это почерк Александра I. (?)

По преданию, перед смертью старец Феодор Томский передал купцу Хромову мешочек, со словами «в нём моя тайна». В мешочке были два обрывка бумаги с фрагментами текста (содержание текста едва ли может быть восстановлено; часть специалистов склоняются к тому, что на записках и вовсе — какой-то «шифр»). Сторонники версии о принадлежности записок руке императора рассказывают, что семья Хромовых хранила записки в музее старца Феодора, который был устроен в его келье, однако в 1909 году записки исчезли при невыясненных обстоятельствах. На сегодняшний день в распоряжении учёных — только фотокопии записок, сделанные на основе изображений из дореволюционных газет.

О тождестве почерков императора и автора записок ещё в начале XX века писал известный юрист Анатолий Кони. В 2015 году о сходстве почерков заявила также президент Русского графологического общества Светлана Семёнова. Так или иначе, принадлежность записок руке императора сама по себе не означает, что старец и царь — одно и то же лицо (нет свидетельств о том, что Феодор Томский их написал собственноручно, а не, например, просто хранил).

Комментарии историков

Логунова Марина Олеговна, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

«Вскрытия гроба Александра I после похорон абсолютно точно не было. Менялось только надгробие, ещё в 60-х годах XIX века, как и у всех императорских захоронений. Но ни склеп, ни гроб — не вскрывались. Все императоры в Петропавловском соборе похоронены под полом. Теоретически, для того, чтобы добраться до тела в гробу, нужно снять надгробие, затем плиты пола, затем вскрыть сам склеп, затем снять крышку ковчега или вытащить сам ковчег, в котором находится гроб. Все случаи, когда склепы вскрывались, тщательно протоколировались и до революции, и после. Эти документы хранятся в Российском государственном историческом архиве, и данных о вскрытии именно склепа Александра I там нет (хотя есть, например, подробные документы о вскрытии великой княгини Александры Георгиевны по просьбе греческого правительства в 1939 году).


Следов вскрытия на надгробии Александра I также нет. В нижних углах надгробия, конечно, есть трещины (не только на надгробии Александра I, но и на других). Связано это, по-видимому, с тем, что собор во время Блокады отапливался с перебоями, — и из-за перепада температур камень местами растрескался. Но крышка надгробия не сдвинута.


В Новейшее время в соборе вскрывались только две могилы — великого князя Георгия Александровича в 1994 году и императора Александра III в 2015 году. И в том, и в другом случае никаких следов вскрытия ни на склепах, ни на ковчегах, ни на гробах не было. То есть легенда о том, что большевики вскрывали ВСЕ царские могилы — по меньшей мере вымысел.


Теоретически можно допустить вскрытие могилы Александра не сверху, а сбоку. Но единого подвала под собором нет. То есть, если бы такой путь был кем-то избран — были бы следы вскрытия на полу и могла бы быть повреждена соседняя могила — Елизаветы Алексеевны. Великокняжеская усыпальница действительно подвергалась осквернению в советские годы. Но там — другое устройство склепов. Там есть единый подземный коридор, и там злоумышленники в поисках несуществующих сокровищ многократно подбирались к могилам и сверху, и сбоку… Следы этого мародёрства остались. Возможно, легенда о вскрытии могилы Александра I возникла в том числе и под влиянием рассказов об этих мародёрствах, и о массовой кампании по вскрытию мощей святых в 1920-е годы.


Хотя, надо сказать, что до 1924 года — то есть в самое страшное время, когда подобное мародёрство процветало в стране, — именно в Петропавловскую крепость никого из посторонних не пускали. Тут стояли красноармейцы. Потом собор перешёл в ведение Главнауки, и за ним тоже довольно строго наблюдали. Возможность незадокументированного вскрытия могилы была практически равна нулю».

Чернявский Сергей Владимирович, кандидат исторических наук, Российский государственный исторический архив, заместитель начальника отдела организационно-методической работы, председатель Научного совета РГИА:

«Никаких документов о том, что могила Александра I когда-либо вскрывалась, в РГИА нет. И их не может быть, потому что оснований для такого вскрытия никогда не было. Версия о подмене останков царя — это чистой воды домыслы. Сохранились документы Российского государственного архива о кончине и погребении императора Александра l. Это подробная документация, связанная с церемониалом захоронения. Анализ её исключает возможность для какой-либо подмены — похороны не были тайными, в них было задействовано огромное количество людей, включая представителей Церкви. Подлог был попросту исключён. Легенда о том, что большевики вскрывали могилу в поисках сокровищ — тоже не имеет под собой оснований. Это были не такие глупые люди. Во-первых, они должны были знать, что класть в могилу драгоценности — это противоречит православной традиции. А во-вторых, есть документы, в которых детально описано всё содержание могилы, и советская власть имела к ним доступ».

Где об этом почитать

• Архангельский А. Н. Александр I. Москва, 2005.
• Архангельский А. Н. Ревизия давнего дела, или Кто же «сотворил» старца Феодора Козьмича // Наука и религия. 2008. № 1. С. 24—27.
• Гриневич Г. С. Тайна императора Александра Первого. Москва, 2004.
• Кудряшов К. В. Александр I и тайна Фёдора Козьмича. Москва, 2014.
Логунова М.О. Легенды и реальность о вскрытиях императорских захоронениях в Петропавловском соборе после 1917 года /Романовские чтения, 2019.
• Серебренников А. Н. Великая легенда: Император Александр I и старец Фёдор Кузьмич. Сан-Франциско, 1967.
Файбисович В.М. IN BREVI. Александр I и старец Фёдор Кузьмич. Государственный Эрмитаж, 2005.

Текст: Коскелло Анастасия

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Подведены итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В июле-августа 2024 года, к 70-летию Дальневосточной археологической экспедиции, Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области провёл археологическую экспедицию на памятнике «Гащенка, городище-1».

 

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

В Центре изучения Гражданской войны Исторического архива Омской области состоялся круглый стол «Верховный правитель России А.В. Колчак: личность и память».

 

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

В филиале Астраханского государственного объединённого историко-культурного музея-заповедника состоялся круглый стол, приуроченный к 300-летию Махтумкули Фраги.

Прокрутить наверх