Печатаются вещи, невиданные на серых,
как сукно арестантских халатов,
страницах русской печати.
Влас Дорошевич. Граф Витте. *Цитируется по: В.М. Дорошевич. Вихрь и другие произведения
последнего времени. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1906.
На закате своей истории русские земства пережили и яркий, и драматичный момент. События Первой русской революции заставили их по-новому взглянуть на своё место в общественно-политической жизни страны. Заявляя о том, что именно земские организации имеют право выступать от имени всех сословий общества, сами земцы стремились преодолеть растущую пропасть между обществом и властью. И при этом по возможности – мирным путём! – способствовать ускорению темпов государственных преобразований. Неуступчивое, ревнивое к власти самодержавие с подозрением смотрело даже на этот, в целом конструктивный, ресурс возможного сотрудничества с обществом, толкая земства в стан оппозиции.
Карикатурист М.М. Чемоданов (псевдоним "Червь")
Одной из форм консолидации и попыткой стать активным действующим лицом в новой конфигурации политических сил стали земские съезды, количество которых в 1905 году было беспрецедентным – с февраля по ноябрь они собирались пять раз. Однако внутренние споры земской общественности по ключевым вопросам давления на власть и по вопросам о степени радикализма требований мешали деловому формату работы съездов. Известия о срыве переговоров в конце октября 1905 года между представителями оппозиции, в очередной раз приглашёнными премьер-министром С.Ю. Витте для переговоров, привели к усилению взаимного отчуждения между тогдашним правительством и радикально настроенным большинством земского движения.
В таких условиях ноябрьский – ставший последним – земский съезд, обсуждавший программные принципы будущих парламентских партий, всё больше удалялся от «земской глубинки», принимая отчётливую партийно-политическую окраску. Земские интересы и задачи самим ходом революционного противостояния всё более растворялись в общей политизации общественной жизни. Неурожай и голод во многих губерниях Центрально-Чернозёмного района и Поволжья, неготовность земств своевременно реагировать на эти эксцессы вызвали разговоры о «кризисе», «исчерпанности» земских организаций…
Этот исторический момент получил отражение в российской прессе, и острее всего – в сатирической печати, мгновенно воспользовавшейся временным исчезновением цензурных «рогаток». Стихия революционного ожесточения диктовала новый, агрессивный язык критики и осмеяния всего и вся – даже земств, имевших, казалось бы, устоявшийся авторитет в отечественном интеллигентском предании.
Образец такой критики – наотмашь! – находим в карикатуре, появившейся на сатирических открытках, издававшихся в конце 1905 года. Депутация земцев-либералов, среди которых угадываются И.И. Петрункевич и Ф.Ф. Кокошкин, получает пинок от С.Ю. Витте на фоне реющего знамени революции. Разочарование и в готовности правительства услышать голос общественности, и в способности земских деятелей организовать давление на власть сконцентрировалось в этом сатирическом рисунке. Презрительный пинок премьер-министра отразил оценку сатириком общей ситуации – неготовности и неспособности власти и общества договориться даже перед лицом революции.
*Цитируется по: В.М. Дорошевич. Вихрь и другие произведения последнего времени. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1906.
Текст: Татьяна Филиппова
Земство и конституционализм: в поиске баланса полномочий и прерогатив
«История в зданиях». Отделение Российского исторического общества в Туле
115 лет «Положению о губернских и уездных земских учреждениях»
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School