В юбилейный год Службы внешней разведки Российской Федерации обратимся к самому раннему этапу её становления, отмеченному блестящей по замыслу и исполнению операцией.
Операция «Синдикат–2», завершившаяся выводом из Франции на территорию СССР активного борца с советской властью Бориса Викторовича Савинкова, до сихпор вызывает интерес как в России, так и во многих странах мира. Колоритной и неординарной личностью Бориса Савинкова занимались историки, писатели, публицисты, творческие работники, его собирательный образ был представлен широкой публике в художественных фильмах и телевизионных сериалах...
В поимке Бориса Савинкова основную роль сыграл Иностранный отдел ГПУ, созданный в июле 1922 года. Его начальником стал Артузов (Фраучи) Артур Христианович – человек необыкновенно одарённый и образованный, бывший инженер, металлург, выпускник Петроградского Политехнического института. В задачи сформированного подразделения входили «организация и руководство в союзном масштабе органов борьбы со шпионажем иностранных государств, с повстанческими, военными, контрреволюционными организациями, заговорами и политическим бандитизмом».
В настоящее время хорошо известны оперативные мероприятия Иностранного отдела по проникновению в виленское отделение «Народного Союза Защиты Родины и Свободы» (НСЗРиС), Варшавский областной комитет Союза и в разведывательный орган 2-го отдела Генштаба Польши – Экспозитуру № 1. Исследователями и публицистами освещена работа отдела с савинковским ревизором И.Т. Фомичевым и полковником С.Э. Павловским, прибывшим по заданию Б. Савинкова в Москву. Эта поезка впоследствии сыграла немаловажную роль в успешном завершении операции «Синдикат–2»11. Мозохин О. Б., Сафонов В. Н. Операция «Синдикат-2». ГПУ против Савинкова. М.: Вече, 2018.. При всей масштабности и значимости операции мало кому известна роль Иностранного отдела органов государственной безопасности, осуществлявшего сбор информации о Савинкове за рубежом.
Лидеры многих российских политических партий и общественных группировок резко осудили захват власти большевиками 25 октября (7 ноября) 1917 г. В их числе был Борис Викторович Савинков, стоявший у истоков формирования партии социалистов-революционеров, член её боевой организации, участник ряда террористических актов. После разгрома антисоветских восстаний, подготовленных савинковским «Союзом Защиты Родины и Свободы» на территории РСФСР, в октябре 1918 года Борис Викторович был направлен адмиралом Александром Колчаком в Париж в качестве руководителя военной миссии. За рубежом Савинков развернул активную антибольшевистскую деятельность. Он стоял во главе Русского политического комитета (РПК) в Польше, насчитывающего в своих рядах около семи тысяч человек22. Центральный архив (ЦА) ФСБ России. Ф. 1. Оп. 5. Д. 273. Л. 10..
С момента формирования Иностранного отдела ВЧК информация о Савинкове стала поступать непосредственно от советских резидентур. В июне 1921 года ИНО ВЧК подготовил общий доклад о Русском политическом комитете, в котором сообщалась цель организации – подготовка выступления против Советской России. Савинков стал непререкаемым авторитетом среди эмигрантского сообщества, сгруппировавшегося вокруг РПК. Благодаря устойчивой политической позиции он свободно разъезжал по столицам европейских стран в поисках денег для реализации назревающих планов, готовился к съезду «Народного Союза Защиты Родины и Свободы», который намеревался воссоздать вместо разгромленной в 1918 году организации. Ему удалось провести съезд в июне 1921 года в Варшаве. С целью формирования «Народного Союза» собралось представительство от регионов Советской России, эмигрантских организаций и иностранных государств33 ЦА ФСБ России. Ф. 1. Оп. 5. Д. 357. Л. 13.
После съезда подрывная работа савинковцев на территории РСФСР резко активизировалась. Ежемесячно через оперативные пограничные пункты в Республику Советов проникало до 30 савинковских эмиссаров. Ситуация становилась всё более угрожающей. 23 августа 1921 года от резидентуры ИНО ВЧК в Варшаве поступил сигнал о намеченном на 28 августа восстании на советской территории. Также направлялась информация о перемещении лидеров савинковской группировки к границе РСФСР для его организации и руководства44 ЦА ФСБ России. Ф. 2. Оп. 3. Д. 119. Л. 1–1(об).. Из доклада спецслужб следовало, что диверсантами велась антисоветская пропаганда в самой России: подпольно распространялись агитационная литература и программные документы «Народного Союза Защиты Родины и Свободы». Эти факты были зафиксированы губЧК и Особыми отделами на Украине, в Белоруссии, на юге России, в Поволжье и других регионах55. ЦА ФСБ России. Ф. 1. Оп. 5. Д. 355. Л. 83–99..
Благодаря оперативной работе Иностранного отдела ВЧК восстание не состоялось. По официальным сведениям, в результате умелых агентурных действий чекистов только на территории Петроградского военного округа было арестовано свыше 220 сторонников Савинкова, а в Западном военном округе – 80 человек. Резидентов НСЗРиС выявили в Воронеже, Туле, Ростове–на–Дону, Уфе и других городах. Всего за шесть месяцев 1921–1922 годов в пределах России было обнаружено свыше 500 активных пособников анитисоветского восстания и агентов заграничных центров66. ЦА ФСБ России. Д. Н-1791. Т. 22. Л. 17..
Подрывная работа савинковского Союза против РСФСР, осуществляемая с территории Польши, противоречила содержанию мирного договора с Польским государством. На основании документальных данных органов ВЧК об антисоветской деятельности Савинкова и его сподвижников Наркомат иностранных дел РСФСР направил Польше несколько нот с требованием пресечения деятельности савинковского союза. В ноябре 1921 года польские руководители приняли решение о высылке из Польши Савинкова и других главарей НСЗРиС. Русский эвакуационный комитет, под ширмой которого работал Союз, был официально распущен.
|
|
|
Центральный комитет НСЗРиС в составе братьев Савинковых, полковника М.К. Гнилорыбова, А.А. Дикгоф-Деренталя и других сначала перебрался в Прагу, а затем в Париж. В Варшаве был создан областной комитет Союза под председательством Е.С. Шевченко. В апреле 1922 года Савинков выехал в Берлин, куда вызвал из Варшавы активных членов НСЗРиС – капитана Б.А. Васильева, В.Ф. Клементьева и Б. Головщикова. Там они занялись подготовкой к террористическому акту против наркома иностранных дел Г.В. Чичерина и других членов советской мирной делегации, направлявшихся на Генуэзскую конференцию. За советскими дипломатами в немецкой столице савинковцы установили наружное наблюдение77. ЦА ФСБ России. Д. Н-1791. Т. 8. Л. 138..
7 июля 1922 года ИНО ГПУ сообщил, что по поручению французского правительства Б.В. Савинков устроил в Париже бюро для систематизации информационного материала о России.
22 августа 1922 года Берлинская резидентура ИНО ГПУ информировала Ф.Э. Дзержинского о нахождении Савинкова в Париже по заданию французского Генштаба. Незадолго до этого Савинков приезжал в Рим, где встречался с Муссолини по вопросу организации интернациональной полиции для наблюдения за советскими служащими и получения информационных материалов о России. Муссолини обещал поддержку. Из докладов резидентуры складывался план дальнейших действий Савинкова: посещение Праги, Гельсингфорса, Варшавы с целью оживления антисоветской деятельности и «добывания средств» на организационные нужды88. ЦА ФСБ России. Ф. 2. Оп. 3. Д. 119. Л. 79.. Полученная информация послужила основанием для проведения широко известной операции «Синдикат–2», в результате которой были вывезены из-за кордона и арестованы (кроме самого Савинкова) несколько польских шпионов, ряд резидентов НСЗРиС и главарей савинковских банд. Сам Савинков был арестован в августе 1924 года.
|
|
|
25–29 августа 1924 года в Москве состоялся судебный процесс по делу Бориса Савинкова. Его показания вызвали замешательство в среде белой эмиграции. На суде Савинков заявил: «Я безусловно признаю Советскую власть и никакую другую. Каждому русскому, кто любит свою страну, я, который прошел весь путь этой кровавой тяжелой борьбы против вас, я, кто доказывал вашу несостоятельность, как никто другой, я говорю ему – если ты русский, если ты любишь свой народ, ты низко поклонишься рабоче-крестьянской власти и признаешь ее безоговорочно».
29 августа 1924 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла Савинкову смертный приговор, но в тот же день смертная казнь была заменена лишением свободы на 10 лет. Из тюрьмы он направил своим соратникам за рубежом несколько писем с обращением прекратить борьбу против собственного народа, последовать его примеру и вернуться в Россию.
Текст: Олег Мозохин,
доктор исторических наук,
ИРИ РАН
Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику
Георгий Максимилианович Маленков - из сумрака забвения…
«Внучек германской марки»? Образ Ленина в сатире уходящей России
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School