Образ Ленина в сатире уходящей России

Не раз подмечено: харизматичность лидера в эпоху массовой печати можно «измерить» степенью его популярности в сатирической прессе, особенно у карикатуристов.

И не столь важно, каким знаком отмечена эта популярность – плюсом или минусом. Образ Владимира Ильича Ленина, которому вскоре предстояло войти в мировую историю в роли «вождя Октябрьской революции», становится постоянным объектом жёсткой сатирической интерпретации на страницах журналов «старой» России уже весной 1917 года…

Позицию сатирических изданий «уходящей России» в революционных событиях 1917 года можно охарактеризовать как неприятие двух «внутренних крайностей», ответственных за бедствия, сопоставимые по масштабу с мировой войной. И если привычным (но «бывшим») врагом «справа» предстаёт царизм в лице Николая II, «прогермански настроенной императрицы» и их окружения, то главным, актуальным врагом «слева» начиная с весны 1917 года сатирики видят русских революционеров – анархистов, социал-демократов, в особенности – большевистского толка.

Агитационная активность большевиков, многочисленные публичные выступления Ленина явно раздражают, а со временем и пугают сатириков, пока ещё вдохновлённых надеждами, порождёнными Февральской революцией. Незатейлива, но типична шутка журнала «Пугач» весной 1917 года, обыгрывавшая привычку автора «Апрельских тезисов» выступать с речами с балконов зданий. При осмотре дома покупатель сетует, мол, «балконто очень ветхий, того и гляди обвалится». На что продавец бодро отвечает: «А Вы Ленина на этот балкон пригласите, пора ему провалиться!»1Пугач, 1917. № 3. С. 12..

Участившиеся случаи братания на германском фронте весной – летом 1917 года становятся едва ли не главной темой и воспринимаются практически всеми сатирическими журналами как двойная провокация – подрывная акция собственных революционеров и «германская интрига». Но именно «внутренний враг» (революционеры большевистского толка) выступает главным персонажем в «иерархии» угроз для страны, готовящейся к последним, решительным боям с Германией. Образ «провокатора», мелкого, зловредного очкарика, «внутреннего врага», работающего на «врага внешнего», становится устойчивым типажом наиболее популярных в тогдашнем обществе сатирических журналов («Бич», «Будильник», «Пугач», «Новый Сатирикон»).

Тема «германского следа» в русской революции – как комплекс реальных акций германских властей и как одна из величайших мифологем ХХ века – имеет свою колоссальную литературу, составившую впечатляющий историографический компендиум. Для исследователей «германская диверсия» и «золото кайзера» были и остаются острополемической, дискуссионной, неоднозначно воспринимающейся темой2См., к примеру: Мельгунов С. П. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции. Париж, 1940; Хальвег В. Возвращение Ленина в Россию в 1917 году. М., 1990; Мальков В.Л. Большевики и «германское золото». Находки в архивах США. // «Новая и новейшая история». 1993. № 5; Зданович А.А. Как «реконструировали» контрразведку в 1917 году. // «Военно- исторический журнал». 1998. № 3; Соболев Г.Л. Тайна «немецкого золота». СПб., 2002; Колганов А.И. Миф о «немецком золоте». // «Альтернативы». 2006. № 2; Шубин А. «10 мифов Советской страны». М., 2006; Земан З., Шарлау У. Кредит на революцию. План Парвуса. М., 2007; Фроянов И.Я. Уроки Красного Октября. М., 2007; Макаренко П.В. Германский фактор в Октябрьской революции 1917 г. // «Вопросы истории». 2008. № 5 и др..

Впрочем, знакомство с материалами тогдашней печати показывает: большинству российских наблюдателей-сатириков картина происходящего виделась однозначно. Ленин и его ближайшее окружение трактовались как «агенты кайзера», главные виновники революционных событий, погубивших либерально-демократическую альтернативу развития России. При этом характерно, что большевики, особенно в лице Ленина, выступают на страницах сатирической прессы в амплуа злодеев, взращённых германским режимом, но… из российского «материала».

Журнал «Пугач» публикует фельетон-миниатюру «В Берлине», из которого мы узнаём, как кайзер комментирует прочитанную в газете очередную речь Ленина: «После Гинденбурга это – самый полезный человек, а может быть, он даже полезнее Гинденбурга»3Пугач, 1917. № 1. С. 3..

В фельетонах того времени Ленин и его ближайшее окружение уподобляются «взрывающимся карандашам» немецкого производства (таковые, по сообщениям печати, были обнаружены на российской территории) – жестокой диверсии германских спецслужб против мирного населения. Доставленный в запломбированном вагоне Ульянов-Ленин и стал, по мнению «Нового Сатирикона», таким «взрывным устройством», инструментом революции, этой хорошо продуманной и блестяще проведённой «германской акции» против России4См.: Новый Сатирикон, 1917. №№ 20–29..

Едкой сатирой на большевистскую германофилию пропитана хлёсткая карикатура в журнале «Бич», оправдывающая название издания. На рисунке под заголовком «Гром победы, раздавайся! // Веселися, славный тевт!» (парафраз державинских строк «Веселися, славный росс!») изображён сам Владимир Ильич. Во главе «тевтонского воинства» под звуки военного оркестра он бодро семенит ножками, возвращаясь с победой в «свою столицу Берлин!»5Бич, 1917. № 28. С. 12..


(Рис. 1)


Вслед за маленькой, узнаваемой фигуркой будущего вождя пролетарской революции гордо печатают шаг победители – германские офицеры, генералы и политики… (До заключения Брестского мира оставалось тогда ещё восемь месяцев!) И хотя «тевту» не суждено было с победой вернуться с полей Первой мировой, всё же горький парадокс поражения России, проигравшей проигравшим, журналисты предрекли верно...

За всеми худшими катаклизмами времени сатирикам мерещится зловещая фигура большевистского «иуды». На рисунке в одном из летних номеров журнала «Бич» Ленин требовательно протягивает руку, в которую некто в чёрном (из-под капюшона топорщатся узнаваемые усы германского кайзера) кладёт мешочек с деньгами «за предательство», перефразируя новозаветные строки: «Благоволите получить, херр Ленин… Тридцать сполна»6Бич, 1917. № 28. С. 13.


(Рис. 2)


Разоблачения этой интриги Ленин, как полагают журналисты, опасался. И хотя, каламбурят сатирики, в получавшей германское финансирование большевистской «Правде»7Пушкарёв С.Г. Ленин и Россия // http:// lenin-rus.narod.ru/index.htm/ Дата обращения: 12.01.2020. не стоило искать правды о его связях с кайзером, всё же «два миллиона от Вильгельма» как улика заставляли Владимира Ильича нервничать8Будильник, 1917. № 18. С. 4..


(Рис. 3)


После «октябрьского переворота» развитие антибольшевистской критики становится проекцией новых политических реалий, усугубивших антибольшевистские антипатии тогдашних отечественных сатириков. Показателен диалог, сочинённый новосатириконовцами, на тему политической «наследственности» Владимира Ильича как политического лидера нового режима. Эта «наследственность» не может, по мнению сатириков, не ужасать русских демократов прежней эпохи. «Дед и бабка русской революции» – Пётр Кропоткин и Екатерина Брешко- Брешковская – удивленно посматривают на «Ленина-младенца»: «А внучек-то оказался германской марки…»9Новый Сатирикон, 1917. № 24. С. 5.. Авторы единодушно интерпретируют личность Ленина как симбиоз «внешнего» и «внутреннего» врага, слившихся до неразличимости в своём разрушительном настрое10Новый Сатирикон, 1917. № 25. С. 3.. Журналисты сочинят даже лозунг, более всего отвечавший, на их взгляд, реальной внутренней политике большевиков: «Не откладывай избиения на завтра, если можешь это сделать сегодня»11Бомба, 1917. № 38. С. 14..

Журнала «Бомба», не зная, насколько прочной окажется власть большевиков, помещает «Высочайшую благодарность» экс- монарха Николая II новым политическим лидерам России, дискредитировавшим, по мнению сатириков, саму идею революции и свободы: «Господа Ленин и Троцкий, я обязан вам больше, чем кому бы то ни было. Я воздвигну вам памятник, как новым Минину и Пожарскому»12Бомба, 1917. № 36. С. 5..

Обманутые надежды на революцию как освобождение от «романовского предательства» отразятся в декабрьском «Траурном номере» 1917 года. С горькой иронией сатирики посоветуют германскому императору «покрепче держать своих “либкнехтов” в тюрьме»13Новый Сатирикон, 1917. № 45. С. 6..

Новосатириконовская карикатура весны 1918 года на Ленина, потчующего голодающих гвоздикой – революционной символикой вместо еды, – должна была подчеркнуть откровенный цинизм политической пропаганды новой власти, в большей степени озабоченной собственным выживанием, чем благом народа14Новый Сатирикон, 1918. № 9. С. 16.


(Рис. 4)


Именно антинародность и своего рода «антироссийскость» политики победивших большевиков становится рефреном множества сатирических публикаций той поры – вплоть до окончательного закрытия сатирических изданий «старой России» в конце лета 1918 года. Хищного орла, до боли напоминающего эмблему германского имперского герба, приветствует крошечная фигурка Ленина, попирающего ножками труп огромного медведя – символ когда-то могучей России15 Новый Сатирикон, 1918. №16. Обложка..


(Рис. 5)


На финальной стадии осмысления уроков войны и революции приходит горькое понимание того факта, что в «апокалиптической катастрофе» 1917–1918 годов «германец» был лишь носителем Зла, торжествующего в России при попустительстве внутренних сил, пресловутых «двух крайностей», погубивших демократическую альтернативу трансформации России, – властолюбивого самодержавия и левого радикализма. Вину за перерастание военной драмы в революционную трагедию журналисты не снимают и с себя, разделяя с наиболее ответственной частью российского общества чувство горечи и вину за неспособность уберечь страну от революционных катаклизмов16См.: Бич, 1917. № 8. С. 7, 16; Пугач, 1917 № 11. С. 4, 11; Бомба, 1917. № 36. С. 5, 7; Новый Сатирикон, 1918. № 14. С. 13, 16; № 16. С. 7; № 17. С. 5, 6, 7, 16..

В слабости, неготовности интеллигенции и либеральной политической элиты защитить страну от внутреннего экстремизма и внешней интриги журналистысатирики видят и свой грех. Признание этого факта требовало от сатириков старой России значительного гражданского мужества и профессиональной честности. Вскоре на смену им придёт новое поколение журналистов, всегда готовых «приравнять к штыку перо». На их долю выпадет работа по созданию канонического образа большевистской власти, воплощённого в личности «вождя мировой революции».

  1. Пугач, 1917. № 3. С. 12.

  2. См., к примеру: Мельгунов С. П. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции. Париж, 1940; Хальвег В. Возвращение Ленина в Россию в 1917 году. М., 1990; Мальков В.Л. Большевики и «германское золото». Находки в архивах США. // «Новая и новейшая история». 1993. № 5; Зданович А.А. Как «реконструировали» контрразведку в 1917 году. // «Военно- исторический журнал». 1998. № 3; Соболев Г.Л. Тайна «немецкого золота». СПб., 2002; Колганов А.И. Миф о «немецком золоте». // «Альтернативы». 2006. № 2; Шубин А. «10 мифов Советской страны». М., 2006; Земан З., Шарлау У. Кредит на революцию. План Парвуса. М., 2007; Фроянов И.Я. Уроки Красного Октября. М., 2007; Макаренко П.В. Германский фактор в Октябрьской революции 1917 г. // «Вопросы истории». 2008. № 5 и др.

  3. Пугач, 1917. № 1. С. 3.

  4. См.: Новый Сатирикон, 1917. №№ 20–29.

  5. Бич, 1917. № 28. С. 12.

  6. Бич, 1917. № 28. С. 13

  7. Пушкарёв С.Г. Ленин и Россия // http:// lenin-rus.narod.ru/index.htm/ Дата обращения: 12.01.2020.

  8. Будильник, 1917. № 18. С. 4.

  9. Новый Сатирикон, 1917. № 24. С. 5.

  10. Новый Сатирикон, 1917. № 25. С. 3.

  11. Бомба, 1917. № 38. С. 14.

  12. Бомба, 1917. № 36. С. 5.

  13. Новый Сатирикон, 1917. № 45. С. 6.

  14. Новый Сатирикон, 1918. № 9. С. 16

  15. Новый Сатирикон, 1918. №16. Обложка.

  16. См.: Бич, 1917. № 8. С. 7, 16; Пугач, 1917 № 11. С. 4, 11; Бомба, 1917. № 36. С. 5, 7; Новый Сатирикон, 1918. № 14. С. 13, 16; № 16. С. 7; № 17. С. 5, 6, 7, 16.


Текст: Татьяна Филиппова

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Привычное чудо. «Дорожная карта» крымской истории

73265762376523685682365-3.jpg

Очевидная даже для непрофессионального наблюдателя мысль, что Крым – это «привычное чудо», удивительное сочетание пластов истории, особенностей географии и культурной специфики, «сама собой» существует в обыденном сознании, не требуя, казалось бы, доказательств и пояснений.

 

Археологи реконструировали образ жизни в античной Фанагории

fanagoria3.jpg

Книга М.В.Добровольской и Н.Г.Свиркиной «Жители античной Фанагории (реконструкция образа жизни по палеоантропологическим материалам)»

 

Сердце России. Донецко-Криворожская Советская Республика

1825681258612856125125-5.jpg

Именно так называли Донбасс в годы становления советской власти. Наверное, каждый, кто интересовался историей Гражданской войны, последовавшей после февральской и октябрьской революций, видел этот агитационный плакат, появившийся в начале 1920-х гг.

Новости Региональных отделений

Отчетное заседание отделения РИО в Кемерово за 2020 год

Отчетное заседание отделения Российского исторического общества в Кемерово за 2020 год

11 января в Кемеровском государственном университете состоялось отчетное заседание отделения Российского исторического общества в Кемерово.

 

Команда из Читы - победитель в номинации на Всероссийском конкурсе «Битва истфаков»

Команда из Читы - победитель в номинации на Всероссийском конкурсе «Битва истфаков»

Команда историко-филологического факультета Забайкальского государственного университета – базы отделения Российского исторического общества в г. Чита – стала победителем в номинации «Видео» на Всероссийском конкурсе «Битва истфаков – 2020».

 

Итоги I-го этапа научно-исследовательского проекта «О Героях Читы написано не всё…»

Итоги I-го этапа научно-исследовательского проекта «О Героях Читы написано не всё…»

В Чите подведены итоги первого этапа реализации научно-исследовательского проекта студенческого научного общества историко-филологического факультета Забайкальского государственного университета «О Героях Читы написано не все…», посвященного 75-летию Великой Победы.

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Monographic

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

 

1924 год. Выставка работ русских художников в Америке

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

 

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

Прокрутить наверх