Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

23 апреля 1929 года был принят план первой пятилетки

23 апреля 1929 года начала работу XVI конференция ВКП(б), на которой был принят первый пятилетний план в СССР. После Великой Октябрьской революции большевиками предстояло совершить еще одну – на сей раз промышленную.

Электрификация, строительство заводов по всей стране, выплавка чугуна и добыча угля, исчислявшиеся десятками миллионов тонн, и все это – в условиях почти полной экономической блокады.

«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»,

– сказал Иосиф Сталин
на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности
4 февраля 1931 года.

План первой пятилетки составлялся изначально в двух вариантах: отправном или, проще говоря, «минимальном», то есть реалистичном, и «оптимальном» - том, которого требовала партия. Второй план был рассчитан на абсолютную мобилизацию всех сил и ресурсов в стране. Вполне предсказуемо, что именно этот вариант был принят по итогам конференции - несмотря на то, что лидеры «правого уклона в ВКП(б)» Н. И. Бухарин, Рыков, М. П. Томский – ставили под сомнение его выполняемость.

Разумеется, план первой пятилетки создавался не на пустом месте: ему предшествовала уже начавшаяся масштабная работа по электрификации страны – так называемый план ГОЭРЛО, который был принят в декабре 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов и определял не только развитие энергетики, но и всей экономики в целом.

Любопытный факт: результаты плана ГОЭЛРО и первой пятилетки СССР поразили даже фантаста Герберта Уэллса. С моделью развития страны писателя ознакомил в 1920-м лично Ленин. Уэллс тогда решил, что это затея наподобие его фантастических рассказов.

«Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром»,

- говорил Герберт Уэллс после встречи с вождем мирового пролетариата.

В 1934 году, уже после завершения первой пятилетки, Герберт Уэллс снова побывает в Советском союзе и увидит уже совсем другую страну.

Перед новой советской властью стояла масштабная задача – превратить аграрную страну в индустриальную. Первая мировая, революция и Гражданская война сильно ударили по промышленности: многие рабочие вернулись в деревни к сельскому хозяйству – иначе в стране, погрузившейся в хаос и разруху, было просто не выжить. В таких условиях город не мог обеспечить товарообмен с деревней. К тому же ни сам уклад деревни, ни производительность хозяйств большевиков не устраивала.

«Значительное усиление социалистических элементов во всем народном хозяйстве, в производстве и товарообороте при развитии сети машино-тракторных станций и широкой практики контрактации, охватывающей к концу пятилетия 85% зерновых культур означает укрепление руководящей роли рабочего класса и, вопреки классовому сопротивлению капиталистических слоев, создает новую форму смычки города и деревни, ведущей к массовой перестройке сельского хозяйства на основе высшей техники и коллективизации»,

- отмечалось в проекте резолюции XVI конференции ВКП(б)
о пятилетнем плане развития народного хозяйства
(орфография документа сохранена).

Задача первой пятилетки, поставленная Коммунистической партией, заключалась в том, чтобы в кратчайший срок построить фундамент социалистической экономики в виде мощной тяжелой индустрии и социалистического сельского хозяйства, укрепить обороноспособность страны, ликвидировать капиталистические элементы города и деревни. Таким образом, почти три четверти капитальных вложений в промышленность направлялось в тяжелую индустрию, производящую средства производства. Предстояло построить свыше 1500 предприятий, в том числе такие гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Горьковский автомобильный, и ряд других. Угроза агрессии империалистических стран диктовала необходимость исключительно высоких темпов промышленного строительства.

23 апреля 1929 года был принят план первой пятилетки

«По каменному углю проектируется мощное шахтное строительство как в Донбассе, так и на Урале, Кузбассе и Подмосковном бассейне, причем добыча каменного угля с 35 млн. т в 1927/28г. должна быть доведена до 75 млн. т в 1932/33г. Реконструкция и строительство новых заводов в области машиностроения (автомобильный завод, тракторный завод на Урале, Свердловский завод тяжелого машиностроения, инструментальные заводы и т.д. и т.д.) дают возможность наметить возрастание валовой продукции машиностроительной промышленности в 3 ½ раза, а продукции сельскохозяйственного машиностроения – в 4 раза»,

- из проекта резолюции XVI конференции ВКП(б) о пятилетнем плане развития народного хозяйства.

Первый пятилетний план стал широкой программой не только экономического, но также социального и культурного преобразования общества. Словом, это было абсолютно новое, полностью сформировавшееся к окончанию первой пятилетки общество.

А подводить итоги пятилетнего плана лучше всего, взглянув на него со стороны.

Вот что говорил в 1932 году английский капиталист, председатель банка «Юнайтед доминион» Гиббсон Джарви в интервью австрийской газете «Neue Freie Presse»:

«Не пытайтесь недооценивать русских планов и не делайте ошибки, надеясь, что Советское правительство может провалиться... Сегодняшняя Россия - страна с душой и идеалами. Россия - страна изумительной активности. Я верю, что стремления России являются здоровыми... Быть может, самое важное в том, что молодежь и рабочие в России имеют одну вещь, которой, к сожалению, недостает сегодня в капиталистических странах, а именно – надежду».

Текст: Анна Хрусталёва

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В июле-августа 2024 года, к 70-летию Дальневосточной археологической экспедиции, Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области провёл археологическую экспедицию на памятнике «Гащенка, городище-1».

 

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

В Центре изучения Гражданской войны Исторического архива Омской области состоялся круглый стол «Верховный правитель России А.В. Колчак: личность и память».

 

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

В филиале Астраханского государственного объединённого историко-культурного музея-заповедника состоялся круглый стол, приуроченный к 300-летию Махтумкули Фраги.

Прокрутить наверх