1 октября 1754 года в Санкт-Петербурге появился на свет будущий император Павел I, сын Петра III и Екатерины II Великой. Наследника престола с самого рождения опекала императрица Елизавета Петровна.
Рождение Павла I стало для двора политическим событием, полным государственного значения.
«Младенец, покоившийся в колыбели, являлся опорою трона»,
– отмечает Николай Шильдер,
автор историко-биографического очерка «Император Павел Первый»,
с текстом которого можно ознакомиться на сайте Президентской библиотеки.
Царствовавшая Елизавета Петровна сама определяла наследнику нянек, учителей и наставников. Под её контролем он изучал историю, математику, иностранные языки и географию. Екатерина же увидела сына только на сороковой день.
«Императрица Елисавета Петровна, окружив Павла своей неразумною заботливостью, испортила с первых дней его жизни физическое здоровье ребёнка. <…> У Павла появились нервность, чрезмерная раздражительность, принесшия со временем горькие плоды. <…> Павел, при одном взгляде на императрицу Елисавету, приходил в испуг и трясся всем телом. <…> Нервы мальчика расстроились до того, что он прятался от страха под стол, когда сильно прихлопнут дверьми»,
– говорится в книге Николая Шильдера «Император Павел Первый».
Отношения сына с матерью были сложными, впрочем, документальные источники Президентской библиотеки свидетельствуют, что, когда Екатерина II только взошла на престол, попытки к сближению и совместному обсуждению ключевых политических вопросов все-таки были. В издании «Императрица Екатерина II, цесаревич Павел Петрович и великая княгиня Мария Феодоровна: письма, заметки и выписки», опубликованном на сайте Президентской библиотеки, приводится обращение Павла к матери после оглашения Манифеста об объявлении Второй войны с турками:
«Приемлю смелость просить у вас того же самого дозволения отправиться в качестве волонтёра, о котором просил в 83 году, во время тогдашних приготовлений к войне». Впрочем, Екатерина нашла убедительные аргументы, чтобы отказать сыну в его желании оказаться в центре боевых действий: «Кампания будет весьма непродолжительна ввиду позднего времени года. Вы…умножите обоим фельдмаршалам затруднения и беспокойства, которых и без того не мало. <…> Их озаботят и отвлекут от дела одне только попечения о…вашей безопасности».
Павел I взошел на престол после смерти своей матери 17 ноября 1796 года. Коронация императора Павла состоялась в Москве 5 (16 апреля – по новому стилю) апреля 1797 года в Успенском соборе. С первых дней правления император начал ломать екатерининские порядки и разрушать созданную ею систему управления государством.
«Взойдя на престол, которого ожиданием он истомился, <…> он стал коверкать всё, и гражданскую, и военную часть, и внешние отношения государства»,
– говорится в сборнике «Материалы для биографии императора Павла I»,
изданном в 1874 году в Лейпциге.
В 1788 году, ещё будучи цесаревичем, Павел задумывался о порядке передачи высшей государственной власти в России, исключавшем возможность отстранения от престола законных наследников. В результате им был разработан «Акт [о престолонаследии], утверждённый в день... коронации [Павла I]». Этот документ действовал до 1917 года.
В день венчания на царство Павел обнародовал Манифест о помещичьих крестьянах, который положил начало ограничению крепостного права. Кроме того, были расширены права крестьян: был введён запрет на раздел семей крепостных при продаже, также крестьянам предоставлялось право на апелляцию в суде.
Указом о трёхдневной барщине он запретил работу крестьян в выходные дни.
«Но вместе с тем он раздавал свободных крестьян в крепостное владение своим приверженцам и Гатчинским выслуживцам, и при случавшихся от того возмущениях повелевал нередко наказывать кнутом. Из всех сословий разве только одно духовенство не имело противу него негодования. Таким образом стонала Россия более четырёх лет,
– подводит черту Эразм Каспрович, составитель сборника «Материалы для биографии императора Павла I». ؘ
– Всё это и могло бы кончиться насмешками, если бы не было ссылок, заточений в крепости и казематы, наказаний кнутом, рванья ноздрей, отрезывания языков и ушей и прочих истязаний».
Вместе с тем Павел I амнистировал многих политзаключенных екатерининской поры. В числе помилованных, что показательно, был и философ Александр Радищев, которого Екатерина II отправила в ссылку за его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву». Одновременно Павел I сократил привилегии дворянства: ввел жесткую дисциплину и новые порядки в армии. С 1798 года стало запрещено уходить в отставку до получения первого офицерского чина. А дворян, в армии не служивших или уклоняющихся от службы, согласно распоряжению Павла, нужно было предавать суду. Впоследствии был также издан указ, по которому вышедшие в отставку из армии дворяне были лишены права поступать на штатскую службу.
Император придерживался мнения, что дворяне избалованы и изнежены. И в буквальном смысле объявил дворянству войну: одних лишал прав, отбирал земли, ссылал, других – возвращал, приближал, награждал. Никто не мог знать, что с ним будет завтра, как обернется судьба.
«Неудачными оказались попытки нового монарха, – свидетельствует Николай Шильдер в очерке «Император Павел Первый», – реформировать армию и государственный аппарат по лекалам прусской военной системы и прусского полицейского государства. Преобразования Павла в этой области вызвали открытое недовольство, причины которого отражены в цифровой копии сборника «Высочайшие приказы государя императора Павла I 1800–1801 годов». Случалось, что были «уволены в один день трое полных генералов, трое генерал-лейтенантов, 9 майоров, 68 обер-офицеров гвардейских полков, 90 унтер-офицеров и одного Преображенского полка 120 человек! Не сказано, за что». Введение неудобной армейской формы по прусскому образцу также вызвало ропот среди военнослужащих. «Все эти перемены в войсках, поражавшие современников своею уродливостью и непрактичностью, возбуждают удивление и сто лет спустя, тем более что существовавшее при Екатерине II обмундирование, введённое Потёмкиным, было просто, удобно, соображено с национальными особенностями и нравилось войскам»,
– пишет Шильдер.
Внешняя политика царя отличалась бессистемностью и импульсивностью. Царь испортил отношения с прежней могущественной союзницей России – Великобританией, начал сближение с Наполеоном и даже строил с ним совместные планы на поход в Индию.
Все эти шаги в сочетании с деспотическим характером, непредсказуемостью и эксцентричностью вызывали недовольство в самых разных социальных слоях. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор.
В ночь на 23 (11) марта 1801 года император был убит в своей новой резиденции – Михайловском замке в Петербурге. Подробности трагического события приводятся в мемуарах «Время Павла и его смерть. Записки современников и участников события 11 марта 1801 г.», изданных князем Адамом Чарторыйским, и в книге «Смерть Павла I» Александра Брикнера. Известный историк Теодор Шиман в своём труде «Убиение Павла I и восшествие на престол Николая I» подчёркивает:
«Гораздо большее число заговорщиков и гораздо осторожнее ведённый заговор не мог бы преуспеть в этом убийстве, если бы не было на то общего молчаливого согласия всей столицы, общего желания всей России».
Официальной причиной смерти императора был назван апоплексический удар.
По одной версии, император был убит Николаем Зубовым, старшим братом последнего фаворита Екатерины Великой Платона Зубова. Он якобы ударил Павла I золотой табакеркой в висок, впоследствии император был задушен шарфом. Никто из убийц и участников заговора не понёс серьёзного наказания за убийство Павла I.
Текст: Анна Хрусталёва
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School