В конце ноября – начале декабря 2019 года в Доме Российского исторического общества проходила выставка «Сквозь века и пространства: наскальное искусство России».
Гости выставки могли ознакомиться с ключевыми достижениями в области изучения и документации изображений, а также с текущими проектами по сохранению древнейших памятников искусства в камне. В состав экспозиции включены материалы по изучению памятников каменного века, вошедших в предварительный Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – Каповой пещеры (Башкортостан), Оглахты (Хакасия), Онежских и Беломорских петроглифов (Карелия), Сикачи-Алян на Дальнем Востоке.
Теперь изучить экспонаты может каждый – выставка оцифрована, ее виртуальная версия размещена на сайте Российского исторического общества.
Памятники наскального искусства – важнейшая часть мирового культурного наследия. Россия чрезвычайно богата памятниками наскального искусства, на территории нашей страны находится 16 ареалов, каждый из которых представлен большим количеством памятников. В Списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО значится 44 объекта наскального искусства, и ни одного из России. Но за последние годы четыре объекта прошли в Предварительный список: «Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш», «Петроглифы Сикачи-Аляна», «Горный хребет Оглахты», «Петроглифы Онежского озера и Белого моря». Представленная экспозиция сфокусирована на презентации этих четырех объектов и дополнена сведениями по памятникам из других регионов.
На торжественной церемонии открытия выставки, которая состоялась 25 ноября 2019 года, выступили Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин и член Президиума Российского исторического общества, вице-президент РАН, директор Института археологии РАН академик Николай Макаров.
По словам Сергея Нарышкина, представленные памятники наскальной живописи Древней Руси – «поистине уникальное наследие мировой культуры».
Николай Макаров акцентировал внимание на широкой географии представленных экспонатов: продемонстрированы копии находок из разных уголков России – Онежское озеро, Белое море, Енисей, Капова пещера… «Это первые шаги искусства на территории Евразии», – сказал академик Макаров.
Возможность познакомиться с копиями уникальных археологических находок в Москве появилась благодаря развитию науки и технологий.
«Выставка показывает не только шедевры древнего искусства, но и прогресс современной науки в документировании этих объектов», – подчеркнул Николай Макаров, добавив, что экспонаты демонстрируют мастерское применение учеными 3d-технологий, лазерного сканирования и других инструментов.
Проект посвящён памяти Екатерины Георгиевны Дэвлет – выдающегося специалиста по изучению наскального искусства России. Её роль в деле изучения, сохранения и популяризации памятников наскального искусства России сложно переоценить.
«Выставка подготовлена молодыми специалистами, которые продолжают её дело», – сказал Николай Макаров. «Это достойное завершение юбилейного года российской академической археологии», – заключил он.
Текст: Вера Марунова
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School