Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

На фото: г. Белозерск

Три последних десятилетия стали временем радикальных изменений структуры географических перемещений наших сограждан. Новые направления и форматы поездок быстро набирали популярность. Туристическая отрасль сыграла заметную роль в формировании российской модели рыночной экономики со всеми её «плюсами» и «минусами», стала реальной «школой капитализма» для миллионов человек1По данным Всемирной туристской организации, по доходам от туризма Россия в 1997 году заняла 9-е место в Европе и 17-е в мире, опередив Грецию, Турцию, Бельгию, Нидерланды. К началу 1998 года (т. е. незадолго до дефолта – первого крупного потрясения уже заработавшей рыночной системы) в России насчитывалось более 12 тыс. туристских организаций. Число работников, прямо или косвенно занятых в системе услуг гостеприимства, составляло 8 млн человек..

Сегодня туризм остаётся не только значимым сектором финансово-хозяйственной сферы, но и важным компонентом духовной, интеллектуальной, эмоциональной жизни множества граждан нашей страны. Чтобы убедиться в этом, достаточно, например, оценить, какую долю в разговорах коллег во время рабочих перерывов, в беседах на встречах друзей, на «семейных советах» занимают обсуждения поездок, обмен впечатлениями, выстраивание планов будущих путешествий. Безусловно, подобное «расширение горизонтов» не только продуктивно с точки зрения поступательного развития страны, но и соответствует неким традиционным пластам русской ментальности 2Об этом читайте в статье С. Антоненко «Охота к перемене мест» в этом номере «ВП»..

Однако есть одна черта, которая проблематизирует картину. По признанию аналитиков, в 1990-е годы «выездной туризм стал… ведущим направлением в развитии отечественного турбизнеса и остается таковым до настоящего времени»3История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. Ю. С. Путрик. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. С. 223.. Основные причины «проседания» внутренней подотрасли – моральное устаревание и физическая изношенность инфраструктуры, невысокое качество обслуживания в гостиницах, на предприятиях питания и транспорта и неоправданно высокие цены. Ещё один серьёзный «минус» – отсутствие комфортной информационной среды, неумение использовать для продвижения региона и туристического продукта современные пиарстратегии.

На рубеже 1990-х–2000-х годов началось возвращение туристов на российские направления. Наиболее востребованы по-прежнему традиционные – обе столицы, Большой Сочи, Крым, Селигер, Петрозаводск – Кивач – Кижи, горные курорты Северного Кавказа, Пушкиногорье, Ясная Поляна. Постепенно, очень неравномерно поднимается уровень гостеприимства в крупных региональных городах.

Между тем, наша страна располагает уникальным ресурсом, который способен, при грамотном использовании, стать фактором формирования массового не только внутреннего, но и въездного туризма («завязанного», кстати, на ещё более узкий список «раскрученных» городов и объектов). Речь идёт о малых городах и исторических поселениях. Этот уровень российского бытия в эпоху господства коммунистической идеологии долгое время оставался на туристической обочине. На заре советского туризма основной акцент делался на военно-спортивные походы, либо на маршруты, связанные с героико-революционным прошлым и выдающимися культурными и производственными достижениями советской власти. Российская глубинка зачастую похвастаться всем этим не могла…

Ситуация стала меняться в середине 1960-х годов. В 1965 году было учреждено Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) – пример того, как и в «несвободном обществе» могла успешно проявлять себя гражданская инициатива! В 1967 году, после публикации в газете «Советская культура» серии очерков замечательного искусствоведа Ю.А. Бычкова о путешествии по древнерусским городам, вошло в жизнь предложенное им понятие «Золотое кольцо России»4Традиционно в «кольцо» включали восемь городов – Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир; в последние годы список часто дополняют Рязанью и Угличем.. Вскоре оно стало наименованием туристического маршрута, настоящим брендом (хотя слова такого в те годы у нас и не знали). Со второй половины 1960-х годов возрастает популярность двух книжных серий издательства «Искусство» – «Архитектурно-художественные памятники городов СССР» и «Дороги к прекрасному». Важно отметить, что эти книжечки с очень серьёзным и интересным содержанием выпускались в карманном формате, как практические путеводители. Самостоятельные поездки и походы к памятникам старины в провинции стали популярны в среде интеллигенции.

Осознание же миссии малых городов (чисто статистически это города с числом жителей до 50 тысяч человек), кажется, приходит только в наши дни. Малые города России могут стать крупными туристическими центрами, если будут развивать собственные конкурентные преимущества. Об этом в минувшем году заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с участниками Форума малых городов и исторических поселений. Министр культуры Владимир Мединский назвал малые города страны «становым хребтом российской культурной идентичности» и даже заявил, что при правильном отношении именно эти поселения могут стать отправной точкой развития России.

Правда, авторы, пишущие на данную тему, не могут назвать точное число малых городов в Российской Федерации: цифры здесь колеблются от 750 до 800 (иногда можно встретить такое странное уточнение «более 788»). Ещё более озадачивает статистический парадокс с оценкой доли населения этой категории городов в общей численности жителей России: здесь называют 16 процентов, «от 20 до 25 процентов» и даже «более 65 процентов населения страны». В последнем случае, правда, учитывается население как малых, так и средних городов (в которых проживают от 50 до 100 тысяч человек).

Переславль-Залесский

Отсюда – первая задача, или, точнее, предварительное условие общенациональной работы по подъёму российской глубинки. Это – элементарное уточнение данных, инвентаризация наших ресурсов, как историко-культурных, так и демографических. Вероятно, требуется и выработка более точных статусов, позволяющих адресно поддерживать, скажем, наукограды, малые промышленные города, небольшие города-курорты и поселения, обладающие уникальным историко-культурным потенциалом. И конечно, разделение на малые и средние города по чисто формальному демографическому принципу слабо обосновано в плане их развития.

Возьмём самый простой принцип отбора – хронологический. У нас есть городки-жемчужины, которые будут постарше матушки-Москвы! И при этом они предлагают путешественнику не археологическое поле, а живой городской ландшафт, к тому же в большинстве случаев великолепно вписанный в ландшафт природный.

…Центр древнего княжества Белозерск – ровесник Руси-России (основан в 862 году), с великолепным Успенским собором XVI века и Центром ремёсел и туризма, где небезуспешно стараются сохранить живые традиции северного рукоделья. Его одногодок – Муром, в котором всё овеяно прекрасным сказом о Петре и Февронии, а поблизости – село Карачарово, родина былинного Ильи Муромца. Ещё один их ровесник, не нуждающийся в представлении для историка, – Ростов Великий, с потрясающим кремлём (который на самом деле митрополичий двор) на берегу загадочного озера Неро. Болгар – столица Волжской Булгарии, интересный не только городищем X века, но и недавно открытым Музеем хлеба. Связанный с именами легендарного Бояна, святого Нила Столобенского, князей Трубецких – городок Трубчевск (основан в 975 году). Торопец (1074 год) и Тотьма (1137 год) – центры самобытных школ барокко. Стародуб (1080 год) с Казачьим полковым собором, в котором сплелись черты великорусской, малороссийской и белорусской архитектурных традиций XVI – XVII веков.

И ещё множество городков, чьи названия – это ласкающая русский слух мелодия: Бежецк, Пинега, Вельск, Рославль, Олонец, Холмогоры, Рыбинск… Любопытно, что есть довольно много поселений, которые буквально «вписываются» в поговорку: «Мал городок, да старше Москвы на годок». Это Елец, Жиздра, Карачев, Каргополь, Козельск, Мценск. А ещё – славящийся своей пастилой Белёв, ровесник столицы…

Разумеется, не только хронологическая древность может привлекать в малые города. Есть среди них и те, что, независимо от даты основания, известны событиями недавней истории. В Плёсе творил Левитан, а в Старой Руссе – Достоевский; в Коврове собирал автоматы Дягтерёв, а в Чистополе жил в годы войны в эвакуации Борис Пастернак… Но, главное, большинство из этих городков-городочков смело можно назвать «Настоящей Россией». К сожалению, перекосы ускоренной индустриализации и социальные катаклизмы XX века разрушили традиционный русский сельский уклад. В малых же городах до сих пор можно реально прикоснуться к традиции, не меняя при этом привычного образа жизни, сформированного родной для большинства россиян урбанистической средой.

Плёс. Гора Левитана

Итак, соединение уникальных памятников, пространства бытовой и художественной культуры, природного ландшафта – всё это создаёт уникальный феномен малого русского города. При этом, по оценкам экспертов, не более 5 процентов таких городов экономически самодостаточны. И одна из причин – слабое развитие туризма. Проблема имеет ряд аспектов – административный, транспортно-логистический, сервисный. Но сегодня большинство аналитиков выделяют в качестве ключевой информационную составляющую, что закономерно в нашем стремительно информатизирующемся обществе.

Недостаточное или некачественное продвижение достопримечательностей, отсутствие маркетинговых концепций турпродукта – всё это играет свою негативную роль. Вредит делу и слабость просветительской работы в общероссийском масштабе. Во многих малых городах сегодня благодаря местной инициативе развивается «брендирование» (показателен успешный пример Мышкина), возникают местные празднества (вроде Дня огурца в Суздале, фестиваля крапивы в селе Крапивна под Тулой, фестиваля постной кухни в Ярославле). Актуальная задача – пропаганда этих интересных, ярких начинаний.

Неплохо работает по координации информационных программ Ассоциация малых туристских городов – правда, у неё пока только 13 участников. Сегодня необходимы информационные стратегии на федеральном, общероссийском уровне. Здесь пока похвастаться можно немногим: у тех, кто «в теме», на памяти относительно недавняя скандально-провальная история портала «Добро пожаловать в Россию» (welcome2russia. ru). Для эффективного продвижения малых городов как привлекательных туристических направлений необходима координация усилий государства, общероссийских структур гражданского общества, знатоков-энтузиастов на местах и всех неравнодушных людей.

Текст: Сергей Илюшин

 


  1. По данным Всемирной туристской организации, по доходам от туризма Россия в 1997 году заняла 9-е место в Европе и 17-е в мире, опередив Грецию, Турцию, Бельгию, Нидерланды. К началу 1998 года (т. е. незадолго до дефолта – первого крупного потрясения уже заработавшей рыночной системы) в России насчитывалось более 12 тыс. туристских организаций. Число работников, прямо или косвенно занятых в системе услуг гостеприимства, составляло 8 млн человек.
  2. Об этом читайте в статье С. Антоненко «Охота к перемене мест» в этом номере «ВП».
  3. История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. Ю. С. Путрик. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. С. 223.
  4. Традиционно в «кольцо» включали восемь городов – Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир; в последние годы список часто дополняют Рязанью и Угличем.

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Малые города России: историко-культурное наследие и комфортная городская среда

Речь С.Е. Нарышкина на заседании круглого стола «Малые города России»

И.М.Кононова «Малые города. Хранители наследия»

Книжная серия о культурно-исторической самобытности России

«Путешествовать с подробностями». Интервью с Юрием Петровым

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

Вестник №1/2023

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Гродековском музее состоялся открытый лекторий «Историки об историках»

В Гродековском музее состоялся открытый лекторий «Историки об историках»

2 июня 2023 года в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова состоялся открытый лекторий «Историки об историках», являющийся совместным проектом Гродековского музея и отделения Российского исторического общества в Хабаровском крае.

 

В Курске подвели итоги работы передвижной выставки «Обыкновенный нацизм»

В Курске подвели итоги работы передвижной выставки «Обыкновенный нацизм»

1 июня 2023 года в Курске завершилась работа выставки «Обыкновенный нацизм», организованной Российским историческим обществом, фондом «История Отечества» и Музеем Победы с целью информирования общественности региона о преступлениях украинских неонацистов против населения Донбасса и Новороссии.

 

Институт истории и международных отношений АлтГУ отпраздновал 50-летний юбилей

Институт истории и международных отношений АлтГУ отпраздновал 50-летний юбилей

2 июня 2023 года в Алтайском государственном университете состоялось торжественное мероприятие, посвящённое полувековому юбилею исторического факультета, ныне — Института истории и международных отношений.

Цех историков

«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…». Госнаграды во время ВОВ

«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…» Госнаграды во время ВОВ

За ратные и трудовые подвиги в годы Великой Отечественной войны государственных наград были удостоены около 11,5 млн человек. Ордена и медали времён Великой Отечественной войны — уникальное явление по той причине, что ранее ни в один период истории и ни в одной стране мира не учреждалось такое количество наград.

 

Как польский мятеж 1863 года объединил славянофилов и западников

38958962831568165816586155.jpg

После Венского конгресса 1815 г. под скипетром Романовых оказалась большая часть территории Речи Посполитой, исчезнувшей еще в конце XVIII в. с политической карты Европы. Это были как удерживаемые Польшей в течение нескольких столетий бывшие земли Древней Руси (Правобережная Украина, Белоруссия), так и Литва, и значительная часть собственно «этнографической Польши».

 

Советский опыт для турецкой модернизации. К 100-летию договора о дружбе и братстве

Советский опыт для турецкой модернизации
Мустафа Кемаль Ататюрк (справа) с Маршалом Советского Союза Климентом Ворошиловым (в центре). Анкара, 1933 год

Начало 1920-х годов — время столетних юбилеев многих ключевых событий мировой истории. В 2021 году мы отмечаем столетие Московского договора о дружбе и братстве между Советской Россией и Турцией.

Трибуна

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

Monographic

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

 

Суверенитет потребителя и государственная потребительская политика в СССР

6875764674646746746742.jpg

В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них.0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".

Прокрутить наверх