14 апреля 2022 года исполняется 160 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина (1862–1911), выдающегося реформатора в области экономического и социально-политического развития России.
В отечественной истории найдётся не много государственных деятелей, сравнимых с ним по масштабу дарования, сосредоточенной в одних руках власти, по силе искренней веры в будущее своей страны.
Размещённая на портале Президентской библиотеки коллекция «П. А. Столыпин (1862–1911)» включает цифровые копии различных документов: переписку, тексты выступлений, законопроекты, справки и другие материалы, касающиеся деятельности Государственной думы и многого другого, а также очерки, исследования и видеолекции. Помимо официальных, в коллекции представлены и личные документы, например «Фотоснимки Столыпина П.А. и членов его семьи», «Записная книжка П.А. Столыпина для записи личных расходов», «Альбом Столыпина (меню, программы концертов и спектаклей)», письма жене.
«На фоне кровавого зарева русской революции 1905 года выдвинулась его фигура — изящная, благородная, мужественная и талантливая, и Россия с радостью увидала, что она ещё способна в тяжёлые дни своей исторической жизни выдвигать на помощь ослабевшей и поникшей силами государственной власти даровитых и любящих родину сынов…» — читаем в «Брошюре с биографией П. А. Столыпина» (1911).
26 апреля 1906 года Николай II назначил 44-летнего Столыпина главой Министерства внутренних дел, а уже 8 июля — главой правительства. На политической сцене появился премьер-министр новой формации, волевой и решительный, но вместе с тем со здоровым консерватизмом, признающим только эволюционный путь развития.
К этому времени за плечами Столыпина — годы успешной административной службы. Он был губернатором Гродно, а затем — Саратова, едва ли не главного очага крестьянских и рабочих волнений. Столыпин лично ездил по губернии с казацкими разъездами, увещевая бунтующих. Памятуя об опыте общения с крестьянами, Столыпин, став во главе кабинета министров, сразу же принялся за усовершенствование законодательства в этой области.
Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года был направлен на постепенный отход от общинного землевладения, создание прочного класса имущих крестьян, уравнивание их в правах с остальным населением империи.
«Итак, наша главная задача — укрепить низы,
— цитирует премьер-министра Александр Изгоев,
юрист и публицист, автор книги
«П.А. Столыпин: очерк жизни и деятельности» (1912).
— В них вся сила страны! Их более ста миллионов! <…> Дайте государству двадцать лет покоя, внутренняго и внешняго, и вы не узнаете нынешней России!»
В своей речи в Государственной думе 10 мая 1907 года («Брошюра с речами Столыпина в Гос. Думе в 1907 г.») Столыпин обрушился с резкой критикой на сторонников захвата земель. Он считал недопустимым предлагаемое «механическое» решение крестьянского вопроса путём дележа земли, считал, что это сродни «тришкиному кафтану», когда, чтобы сшить рукава, отрезают полы. В заключение этой знаменитой речи Столыпин (обернувшись к сидящим в Думе социал-демократам и эсерам) произнёс фразу, ставшую крылатой:
«Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»
Реформа 1906 года задумывалась в противовес крестьянским волнениям, и действительно — после принятия законов волнения пошли на спад.
Одновременно активно проводилось переселение крестьян с целью освоения земель на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане.
«У него имелось устойчивое представление о геополитической роли этого региона,
— читаем в предисловии к библиографическому указателю
«Пётр Аркадьевич Столыпин и Сибирь» (2012).
— В марте 1908 года, выступая в III Государственной думе, председатель Совета министров подчеркнул: „Не забывайте, господа, что русский народ всегда сознавал, что он осел и окреп на грани двух частей света… Это его сознание выражалось всегда и в стремлении к переселению, и в народных преданиях, оно выражается и в государственных эмблемах. Наш орёл, наследие Византии, — орёл двуглавый“».
Усилия Столыпина и правительства дали впечатляющие результаты — даже несмотря на то, что специально созданное Переселенческое ведомство плохо справлялось с перевозкой людей и их устройством, с 1906 по 1916 год более 3 млн крестьян начали новую жизнь на новых землях.
Премьер-министр, пытаясь спасти отечество от надвигающейся революционной волны, был сторонником ужесточения части законов, в частности, он настаивал на необходимости военно-полевых судов. Возражавшим против этого премьер-министр говорил: «Бывают, господа, роковыя минуты в жизни государства, когда… надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества» («Брошюра с речами Столыпина в Гос. Думе в 1907 г.»).
Деятельность Петра Аркадьевича Столыпина, воплощавшего свои реформы железной рукой, не находила одобрения у определённой части политиков. В речи 6 марта 1907 года премьер-министр твёрдо определил свою позицию по вопросу революционных «нападок» на правительство: «Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращённым к власти: „Руки вверх“. На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: „Не запугаете!“».
«Пётр Аркадьевич, однако, ясно сознавал, что он — лицо, пожертвованное благу реформированной России,
— писал Александр Изгоев.
— Уходя из дому, он, по его словам, никогда не был уверен, что вернётся цел и невредим, и всегда чувствовал себя под Дамокловым мечом опасности. Вопрос сводился только к тому: когда и где пробьёт его последний час».
О том, что его жизнь постоянно находилась под угрозой, говорит, например, «Письмо анонимного автора Столыпину П.А. с предупреждением, чтобы он не летал на аэропланах», отправленное в сентябре 1910 года. Всего же за шесть лет было предпринято десять попыток убить премьер-министра.
Роковым оказался выстрел, нанесённый в Киеве Дмитрием Богровым. В 1911 году Николай II вместе с правительством прибыл в город по случаю открытия там памятника Александру II. 14 сентября в Киевской опере давали оперу «Сказка о царе Салтане». Во время антракта убийца двумя выстрелами в упор из браунинга ранил главу правительства. Об этом и предыдущих происшествиях подробно рассказывают материалы электронной коллекции Президентской библиотеки, собранные в разделе «Покушения и убийство».
18 сентября 1911 года Пётр Аркадьевич Столыпин скончался.
«Все поняли, что случилось нечто очень важное, жестокое, непоправимое, что затуманилась определённая историческая перспектива, и жизнь страны окутала томительная неизвестность…»
— отмечено в упомянутой выше «Брошюре с биографией П. А. Столыпина».
В этом же издании цитируется статья Льва Тихомирова, вышедшая в июльском выпуске газеты «Московские ведомости» за 1911 год, где Петру Столыпину посвящены такие слова:
«Не случайно он попал в своё время на первое место. Тогда на первом месте мог быть только он. Положение было слишком непривлекательно и страшно. Дело, конечно, не в опасности смерти. Многие отдавали жизнь свою не менее беззаветно. Но страшна была самая трудность дела, отнимавшая надежду на успех. В этом отношении у Петра Аркадьевича были внутренние опоры, которых, в такой степени, мне кажется, не обнаруживалось у других. Однажды в один из трудных моментов в политической жизни России он сказал так:
„Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать“».
Текст: Полина Животова
Источник: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Проект «Клещ. Поймать с поличным» победил в пятом цикле грантового конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» в номинации «Технологии и инструменты».
Согласимся с Антуаном де Сент-Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения". А если общение – профессиональное, то это ещё и залог успеха в работе. Общение даёт возможность не только заглянуть в глубину существующих проблем и вопросов, но и найти пути их преодоления и разрешения.
Русско-турецкая война 1877–1878 годов принесла много нового в сферу отечественной печати. К примеру, это было первое военное событие, где российская пресса имела своих аккредитованных представителей. Присутствие корреспондентов на фронте можно рассматривать как важный акт российской внешней политики.
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».
О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.