14 апреля 2022 года исполняется 160 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина (1862–1911), выдающегося реформатора в области экономического и социально-политического развития России.
В отечественной истории найдётся не много государственных деятелей, сравнимых с ним по масштабу дарования, сосредоточенной в одних руках власти, по силе искренней веры в будущее своей страны.
Размещённая на портале Президентской библиотеки коллекция «П. А. Столыпин (1862–1911)» включает цифровые копии различных документов: переписку, тексты выступлений, законопроекты, справки и другие материалы, касающиеся деятельности Государственной думы и многого другого, а также очерки, исследования и видеолекции. Помимо официальных, в коллекции представлены и личные документы, например «Фотоснимки Столыпина П.А. и членов его семьи», «Записная книжка П.А. Столыпина для записи личных расходов», «Альбом Столыпина (меню, программы концертов и спектаклей)», письма жене.
«На фоне кровавого зарева русской революции 1905 года выдвинулась его фигура — изящная, благородная, мужественная и талантливая, и Россия с радостью увидала, что она ещё способна в тяжёлые дни своей исторической жизни выдвигать на помощь ослабевшей и поникшей силами государственной власти даровитых и любящих родину сынов…» — читаем в «Брошюре с биографией П. А. Столыпина» (1911).
26 апреля 1906 года Николай II назначил 44-летнего Столыпина главой Министерства внутренних дел, а уже 8 июля — главой правительства. На политической сцене появился премьер-министр новой формации, волевой и решительный, но вместе с тем со здоровым консерватизмом, признающим только эволюционный путь развития.
К этому времени за плечами Столыпина — годы успешной административной службы. Он был губернатором Гродно, а затем — Саратова, едва ли не главного очага крестьянских и рабочих волнений. Столыпин лично ездил по губернии с казацкими разъездами, увещевая бунтующих. Памятуя об опыте общения с крестьянами, Столыпин, став во главе кабинета министров, сразу же принялся за усовершенствование законодательства в этой области.
Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года был направлен на постепенный отход от общинного землевладения, создание прочного класса имущих крестьян, уравнивание их в правах с остальным населением империи.
«Итак, наша главная задача — укрепить низы,
— цитирует премьер-министра Александр Изгоев,
юрист и публицист, автор книги
«П.А. Столыпин: очерк жизни и деятельности» (1912).
— В них вся сила страны! Их более ста миллионов! <…> Дайте государству двадцать лет покоя, внутренняго и внешняго, и вы не узнаете нынешней России!»
В своей речи в Государственной думе 10 мая 1907 года («Брошюра с речами Столыпина в Гос. Думе в 1907 г.») Столыпин обрушился с резкой критикой на сторонников захвата земель. Он считал недопустимым предлагаемое «механическое» решение крестьянского вопроса путём дележа земли, считал, что это сродни «тришкиному кафтану», когда, чтобы сшить рукава, отрезают полы. В заключение этой знаменитой речи Столыпин (обернувшись к сидящим в Думе социал-демократам и эсерам) произнёс фразу, ставшую крылатой:
«Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»
Реформа 1906 года задумывалась в противовес крестьянским волнениям, и действительно — после принятия законов волнения пошли на спад.
Одновременно активно проводилось переселение крестьян с целью освоения земель на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане.
«У него имелось устойчивое представление о геополитической роли этого региона,
— читаем в предисловии к библиографическому указателю
«Пётр Аркадьевич Столыпин и Сибирь» (2012).
— В марте 1908 года, выступая в III Государственной думе, председатель Совета министров подчеркнул: „Не забывайте, господа, что русский народ всегда сознавал, что он осел и окреп на грани двух частей света… Это его сознание выражалось всегда и в стремлении к переселению, и в народных преданиях, оно выражается и в государственных эмблемах. Наш орёл, наследие Византии, — орёл двуглавый“».
Усилия Столыпина и правительства дали впечатляющие результаты — даже несмотря на то, что специально созданное Переселенческое ведомство плохо справлялось с перевозкой людей и их устройством, с 1906 по 1916 год более 3 млн крестьян начали новую жизнь на новых землях.
Премьер-министр, пытаясь спасти отечество от надвигающейся революционной волны, был сторонником ужесточения части законов, в частности, он настаивал на необходимости военно-полевых судов. Возражавшим против этого премьер-министр говорил: «Бывают, господа, роковыя минуты в жизни государства, когда… надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества» («Брошюра с речами Столыпина в Гос. Думе в 1907 г.»).
Деятельность Петра Аркадьевича Столыпина, воплощавшего свои реформы железной рукой, не находила одобрения у определённой части политиков. В речи 6 марта 1907 года премьер-министр твёрдо определил свою позицию по вопросу революционных «нападок» на правительство: «Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращённым к власти: „Руки вверх“. На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: „Не запугаете!“».
«Пётр Аркадьевич, однако, ясно сознавал, что он — лицо, пожертвованное благу реформированной России,
— писал Александр Изгоев.
— Уходя из дому, он, по его словам, никогда не был уверен, что вернётся цел и невредим, и всегда чувствовал себя под Дамокловым мечом опасности. Вопрос сводился только к тому: когда и где пробьёт его последний час».
О том, что его жизнь постоянно находилась под угрозой, говорит, например, «Письмо анонимного автора Столыпину П.А. с предупреждением, чтобы он не летал на аэропланах», отправленное в сентябре 1910 года. Всего же за шесть лет было предпринято десять попыток убить премьер-министра.
Роковым оказался выстрел, нанесённый в Киеве Дмитрием Богровым. В 1911 году Николай II вместе с правительством прибыл в город по случаю открытия там памятника Александру II. 14 сентября в Киевской опере давали оперу «Сказка о царе Салтане». Во время антракта убийца двумя выстрелами в упор из браунинга ранил главу правительства. Об этом и предыдущих происшествиях подробно рассказывают материалы электронной коллекции Президентской библиотеки, собранные в разделе «Покушения и убийство».
18 сентября 1911 года Пётр Аркадьевич Столыпин скончался.
«Все поняли, что случилось нечто очень важное, жестокое, непоправимое, что затуманилась определённая историческая перспектива, и жизнь страны окутала томительная неизвестность…»
— отмечено в упомянутой выше «Брошюре с биографией П. А. Столыпина».
В этом же издании цитируется статья Льва Тихомирова, вышедшая в июльском выпуске газеты «Московские ведомости» за 1911 год, где Петру Столыпину посвящены такие слова:
«Не случайно он попал в своё время на первое место. Тогда на первом месте мог быть только он. Положение было слишком непривлекательно и страшно. Дело, конечно, не в опасности смерти. Многие отдавали жизнь свою не менее беззаветно. Но страшна была самая трудность дела, отнимавшая надежду на успех. В этом отношении у Петра Аркадьевича были внутренние опоры, которых, в такой степени, мне кажется, не обнаруживалось у других. Однажды в один из трудных моментов в политической жизни России он сказал так:
„Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать“».
Текст: Полина Животова
Источник: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School