
Памятник, созданный русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754–1835) в честь победы русских ополченцев над иностранными интервентами в 1612 году, был торжественно открыт на Красной площади в Москве 20 февраля (4 марта – по н. ст.) 1818 года в присутствии императора Александра I. Задолго до своего открытия памятник стал известен в России и далеко за её пределами, и сейчас он является одной из главных визитных карточек столицы.
Кузьма Минич Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский, возглавившие в начале XVII века освободительное движение русского народа против иноземных захватчиков, для последующих поколений стали символами борьбы за национальную независимость.
Работа над памятником началась в самый разгар наполеоновских войн и продолжалась во время Отечественной войны 1812 года, в период особого подъёма патриотического настроения в обществе. Поэтому монумент воспринимался современниками не только как памятник национальным героям XVII столетия, но и как символ блестящей победы в недавно закончившейся войне.
Идея создания монумента, посвящённого Минину и Пожарскому, впервые возникла в 1803 году у членов прогрессивного «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», одним из которых был И.П. Мартос. К 1804 году скульптор уже разработал программу будущего памятника, а через некоторое время была выполнена и первая скульптурная модель, известная по гравюре. Однако из-за загруженности И.П. Мартоса срочными работами по украшению Казанского собора исполнение монумента было на время приостановлено.
В 1808 году мысль об увековечении подвига народных героев возникла вновь – у жителей Нижнего Новгорода, родного города «гражданина Минина». Инициатива была поддержана императором Александром I. И в конце 1808 года в Императорской Академии художеств состоялся конкурс, в котором приняли участие виднейшие отечественные скульпторы и архитекторы начала XIX века (помимо И.П. Мартоса С.С. Пименов, С.Д. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин, В.И. Демут-Малиновский, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин и Ж.Ф. Тома де Томон). Пальма первенства осталась за Мартосом, проект которого, значительно переработанный в сравнении с первоначальным, был признан самым удачным.

Мартос Иван Петрович (1754-1835).
1 января 1809 года была открыта подписка «на сооружение памятника гражданину Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе адъюнкт-ректора Академии художеств статского советника Мартоса». Во все губернии Российской империи рассылались выгравированные рисунки монумента (представлены на выставке). В 1811 году по просьбе скульптора решено было поставить памятник в Москве, «которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина», а в Нижнем Новгороде соорудить памятный обелиск. Тогда же началась работа по созданию малой модели монумента, которая была окончена уже к середине 1812 года. Затем скульптор приступил к производству большой модели, в масштабе памятника, завершённой в начале 1815 года. После этого модели были выставлены на суд публики, которая единогласно одобрила «искусство нового Фидиаса».
Следующим этапом в создании памятника должна была стать его отливка из бронзы. Для этой ответственной работы Мартос избрал самого лучшего литейных дел мастера Императорской Академии художеств Василия Петровича Екимова (1758–1837), который обязался изготовить группу, состоящую из двух колоссальных фигур, круглого щита, плинта и двух барельефов (на пьедестал). По окончании всех подготовительных работ 5 августа 1816 года в присутствии многочисленных зрителей в литейной мастерской Императорской Академии художеств свершилась отливка скульптурной группы. Отливка колоссальной скульптурной группы высотой 4,5 метра по выплавляемой восковой модели за один приём была уникальной в то время не только для России, но и для Европы.
Постамент памятника был изготовлен известным каменотёсом Самсоном Ксенофонтовичем Сухановым (1768 – после 1840-го) из трёх монолитных кусков гранита, добытого в Выборгской губернии.
21 мая 1817 года состоялась отправка скульптурной группы и постамента из Санкт-Петербурга в Москву по Мариинской водной системе. Памятник везде встречали с неподдельным интересом, но особенно торжественно его приняли в Нижнем Новгороде. 3 сентября части памятника прибыли к Краснохолмскому мосту на Москве-реке.

Барельефы обелиска Минину и Пожарскому
В то же время была утверждена надпись на лицевой стороне постамента: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818», и принято окончательное решение «поставить монумент на Красной площади». Конкретное место определил Мартос: в центре площади, ближе к зданию Верхних торговых рядов, против входа. 20 февраля 1818 года при стечении огромного количества людей, в присутствии императора Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича состоялось торжественное открытие памятника. Перед только что открытым монументом прошёл грандиозный парад гвардии, а спустя несколько часов в здании Благородного собрания исполнили первую русскую ораторию композитора С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».

На фото: Перестановка памятника Минину и Пожарскому
Летом 1931 года монумент, ставший помехой для проведения демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места к фасаду Покровского собора (храму Василия Блаженного). Во время этого перемещения произошло повреждение конструкции памятника.
В 2016 году монумент был официально передан в ведение Государственного исторического музея. Получив возможность детально исследовать памятник, специалисты сделали заключение, что его состояние вызывает серьёзные опасения и для сохранения монумента необходима безотлагательная реставрация. В августе 2018 года Государственный исторический музей объявил Всероссийскую акцию по сбору средств на реставрацию памятника Минину и князю Пожарскому.
Акция получила поддержку Российского исторического общества, символом которого является знаменитый монумент на Красной площади. Именно памятник Минину и Пожарскому в 2012 году был выбран эмблемой воссозданного Российского исторического общества, символизируя героическое прошлое страны и сохранение памяти о нём.
Проектом первой за 200 лет комплексной реставрации памятника руководил архитектор Алексей Жданов. Учитывая состояние скульптурной композиции и её габариты, было принято решение проводить все работы в условиях мастерской, сооружённой непосредственно над памятником. В ходе реставрационных работ специалисты удалили из скульптур Минина и Пожарского корродированный технологический каркас фигур, в результате активной коррозии остатков которого происходило расслоение металла, увеличение объёма и, как следствие, растрескивание и деформация оболочки скульптуры. Кроме того, специалисты устранили дефекты оболочки скульптурной композиции и барельефов, восстановили наушину шлема, усилили конструкцию плинта. Были заменены подкладки в районе опирания скульптурной группы на постамент памятника, выполнен комплекс работ по патине скульптурной композиции и барельефов (очистка, укрепление и т.д.). Также был отреставрирован и постамент памятника.
Восстанавливая золочение букв памятной надписи, специалисты обнаружили, что первоначально знаменитый монумент на Красной площади планировалось открыть в конце 1817 года, о чем свидетельствуют отверстия для металлических накладок (цифр «1817»). Однако визит императора Александра I в Москву не состоялся, и торжественное открытие памятника перенесли на 20 февраля 1818 года.
31 октября 2022 года, в преддверии празднования Дня народного единства, открыт памятник нижегородскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому был вновь торжественно открыт после реставрации.

На фото: Памятник Минину и Пожарскому
На основании материала на сайте Государственного исторического музея.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Экспертно-проверочная комиссия Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области согласовала включение в Реестр уникальных документов Ульяновской области документа областного Государственного архива «Паспортная книжка, выданная Карсунским городским полицейским управлением Симбирской губернии Александру Дмитриевичу Протопопову действительному статскому советнику».