Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»


Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века.

Памятник, созданный русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754–1835) в честь победы русских ополченцев над иностранными интервентами в 1612 году, был торжественно открыт на Красной площади в Москве 20 февраля (4 марта – по н. ст.) 1818 года в присутствии императора Александра I. Задолго до своего открытия памятник стал известен в России и далеко за её пределами, и сейчас он является одной из главных визитных карточек столицы.

Кузьма Минич Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский, возглавившие в начале XVII века освободительное движение русского народа против иноземных захватчиков, для последующих поколений стали символами борьбы за национальную независимость.

Работа над памятником началась в самый разгар наполеоновских войн и продолжалась во время Отечественной войны 1812 года, в период особого подъёма патриотического настроения в обществе. Поэтому монумент воспринимался современниками не только как памятник национальным героям XVII столетия, но и как символ блестящей победы в недавно закончившейся войне.

Идея создания монумента, посвящённого Минину и Пожарскому, впервые возникла в 1803 году у членов прогрессивного «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», одним из которых был И.П. Мартос. К 1804 году скульптор уже разработал программу будущего памятника, а через некоторое время была выполнена и первая скульптурная модель, известная по гравюре. Однако из-за загруженности И.П. Мартоса срочными работами по украшению Казанского собора исполнение монумента было на время приостановлено.

В 1808 году мысль об увековечении подвига народных героев возникла вновь – у жителей Нижнего Новгорода, родного города «гражданина Минина». Инициатива была поддержана императором Александром I. И в конце 1808 года в Императорской Академии художеств состоялся конкурс, в котором приняли участие виднейшие отечественные скульпторы и архитекторы начала XIX века (помимо И.П. Мартоса С.С. Пименов, С.Д. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин, В.И. Демут-Малиновский, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин и Ж.Ф. Тома де Томон). Пальма первенства осталась за Мартосом, проект которого, значительно переработанный в сравнении с первоначальным, был признан самым удачным.


Мартос Иван Петрович (1754-1835).

1 января 1809 года была открыта подписка «на сооружение памятника гражданину Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе адъюнкт-ректора Академии художеств статского советника Мартоса». Во все губернии Российской империи рассылались выгравированные рисунки монумента (представлены на выставке). В 1811 году по просьбе скульптора решено было поставить памятник в Москве, «которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина», а в Нижнем Новгороде соорудить памятный обелиск. Тогда же началась работа по созданию малой модели монумента, которая была окончена уже к середине 1812 года. Затем скульптор приступил к производству большой модели, в масштабе памятника, завершённой в начале 1815 года. После этого модели были выставлены на суд публики, которая единогласно одобрила «искусство нового Фидиаса».

Следующим этапом в создании памятника должна была стать его отливка из бронзы. Для этой ответственной работы Мартос избрал самого лучшего литейных дел мастера Императорской Академии художеств Василия Петровича Екимова (1758–1837), который обязался изготовить группу, состоящую из двух колоссальных фигур, круглого щита, плинта и двух барельефов (на пьедестал). По окончании всех подготовительных работ 5 августа 1816 года в присутствии многочисленных зрителей в литейной мастерской Императорской Академии художеств свершилась отливка скульптурной группы. Отливка колоссальной скульптурной группы высотой 4,5 метра по выплавляемой восковой модели за один приём была уникальной в то время не только для России, но и для Европы.

Постамент памятника был изготовлен известным каменотёсом Самсоном Ксенофонтовичем Сухановым (1768 – после 1840-го) из трёх монолитных кусков гранита, добытого в Выборгской губернии.

21 мая 1817 года состоялась отправка скульптурной группы и постамента из Санкт-Петербурга в Москву по Мариинской водной системе. Памятник везде встречали с неподдельным интересом, но особенно торжественно его приняли в Нижнем Новгороде. 3 сентября части памятника прибыли к Краснохолмскому мосту на Москве-реке.


Барельефы обелиска Минину и Пожарскому

В то же время была утверждена надпись на лицевой стороне постамента: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818», и принято окончательное решение «поставить монумент на Красной площади». Конкретное место определил Мартос: в центре площади, ближе к зданию Верхних торговых рядов, против входа. 20 февраля 1818 года при стечении огромного количества людей, в присутствии императора Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича состоялось торжественное открытие памятника. Перед только что открытым монументом прошёл грандиозный парад гвардии, а спустя несколько часов в здании Благородного собрания исполнили первую русскую ораторию композитора С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».


На фото: Памятник Минину и Пожарскому

Летом 1931 года монумент, ставший помехой для проведения демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места к фасаду Покровского собора (храму Василия Блаженного). В 2016 году памятник был официально передан в ведение Государственного исторического музея.


На фото: Перестановка памятника Минину и Пожарскому

На основании материала на сайте Государственного исторического музея.

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Десять самых важных открытий археологического сезона–2019: от палеолита до 1812 года

Николай Макаров: «Камням больше доверия, чем текстам»

Как начиналась Северо-Восточная Русь: изучены села с тысячелетней историей

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

Вестник №4/2023

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Хабаровске состоялась лекция о докторе исторических наук Юрии Николаевиче Ципкине

В Хабаровске состоялась лекция о докторе исторических наук Юрии Николаевиче Ципкине

26 февраля 2024 года в конференц-зале Гродековского музея состоялся открытый лекторий «Историки об историках».

 

Алтайские историки встретились с руководителем Национального центра исторической памяти

Алтайские историки встретились с руководителем Национального центра исторической памяти

29 февраля 2024 года Алтайский государственный университет с рабочим визитом посетила историк-архивист, руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Елена Малышева.

 

Приморские учёные представили электронную базу данных «БАМ: сквозь пространство и время»

Приморские учёные представили электронную базу данных «БАМ: сквозь пространство и время»
Источник: http://ihaefe.org

Приморские учёные представили электронную базу данных «БАМ: сквозь пространство и время», посвящённую истории Байкало-Амурской магистрали.

Цех историков

Время Советского Союза. Стратегия «отбрасывания»: сорок лет спустя

Стратегия «отбрасывания»: сорок лет спустяЗавершено строительство первого участка газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород». 1983 год. Фото предоставлено Музеем истории ООО «Газпром добыча Уренгой»

Историки, следящие за текущими международными делами, регулярно ощущают дежавю. Это и не удивительно: стратегии и инструменты внешней политики, при перманентных интересах государств, обновляются лишь технологически и технически.

 

Чиновник. Феномен российской бюрократии. Наследие Петра

Чиновник. Феномен российской бюрократии

Первая четверть XVIII века прошла под знаком петровских преобразований, потребовавших кардинального реформирования государственной службы.

 

«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…». Госнаграды во время ВОВ

«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…» Госнаграды во время ВОВ

За ратные и трудовые подвиги в годы Великой Отечественной войны государственных наград были удостоены около 11,5 млн человек. Ордена и медали времён Великой Отечественной войны — уникальное явление по той причине, что ранее ни в один период истории и ни в одной стране мира не учреждалось такое количество наград.

Трибуна

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

Monographic

Росархив представил уникальный интернет-проект «Крым в истории России»

Krim-portal1.jpg

Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).

Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.

 

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года.

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

 

Contradictio in adjecto: буржуазные ценности советской торговли 1950-1960-х гг.

982365892638956892638956293852.jpg

Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.

Прокрутить наверх