4 ноября в нашей стране отмечается День народного единства

4 ноября наша страна отмечает День народного единства. В современной России его начали праздновать сравнительно недавно – в 2005 году, тогда центром торжеств стал Нижний Новгород. Однако корни праздника уходят глубоко в историю.

«Почти четыре века назад, в тяжелейшие времена раскола и междоусобиц, многонациональный народ нашей страны объединился, чтобы сохранить независимость и государственность России. Её великие граждане Кузьма Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский возглавили народное ополчение, которое остановило Смуту и вернуло на нашу землю закон и порядок»,

– отмечал ранее в своём выступлении на государственном приёме,
посвящённом Дню народного единства,
Президент Российской Федерации Владимир Путин.

В начале XVII века страна переживала один из самых тяжелых периодов своей истории – Смутное время, которое началось после смерти царя Фёдора Иоанновича, последнего в династии Рюриковичей. Русское царство фактически оказалось на грани краха: в результате заговоров, переворотов и интервенций один за другим сменялись правители и претенденты на трон – Борис и Федор Годуновы, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Семибоярщина, самозваные царевичи.

«Надо хорошо запомнить, что Смутное время не было временем революции, перетасовки и перестановки старых порядков. Оно было только, как мы уже заметили, всесторонним банкротством правительства, полным банкротством его нравственной силы. Правительство было нечисто, оно изолгалось, оно ознаменовало себя целым рядом возмутительных подлогов. Народ это видел хорошо и поднялся на восстановление правды в своем правительстве, на восстановление государственной власти, избранной правдой всей земли, а не подлогами и «воровством» каких-либо городов и партий»,

– писал известный историк Иван Забелин
в своём труде «Минин и Пожарский. «Прямые» и «кривые» в Смутное время».


«Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 г.». Песков М.И., 1861 г.

После провалившихся попыток первого ополчения освободить страну от иностранных интервентов было сформировано второе – под предводительством Минина и Пожарского. К тому времени западные рубежи государства и Москва были захвачены. Центром нового освободительного движения стал Нижний Новгород, а его зачинателем – посадский человек Кузьма Минин. Осенью 1611 года именно он обратился к народу с призывом собрать средства для формирования нового ополчения:

«Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

Военным руководителем был приглашён князь Дмитрий Пожарский. Основные силы были сформированы в городах и уездах Поволжья. Цель ополчения состояла в освобождении Москвы от интервентов и создании нового правительства.

«Пожарский с Мининым сделались руководителями и предводителями этой всенародной правды. Они шли с нижегородцами не для того, чтобы перестроить государство на новый лад, а, напротив, шли с одной мыслью и с одним желанием восстановить прежний порядок, расшатавшийся от неправды правительства. Повторим также, что Смутное время тем особенно и замечательно, что в нем роли правительства и народа переставились. В это время не народ бунтовал и безобразничал, не подвластная среда шумела и шаталась, а безобразничала и шаталась вся правящая владеющая среда. Народ, измученный, растерзанный даже на части буйством этой среды, поднялся и унял ее, водворил тишину и спокойствие в государстве. Тем его подвиг и окончился»,

– писал Иван Забелин.

Войско выступило к Москве 20 августа. Польский гарнизон, несмотря на жесточайший голод, отказался сдаваться и героически оборонялся. И только в конце октября бойцам Пожарского удалось занять Китай-город. Датой освобождения столицы традиционно принято считать 22 октября (4 ноября по новому стилю).

Подвиг Минина и Пожарского нашёл отражение и в народном фольклоре. В Калужской губернии сохранился вариант песни о Нижегородском ополчении, где «богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын» обращается к купцам с увещанием всё продать, купить «вострые копья, булатные ножи», выбрать воеводу и итти спасать «родну землю», «матушку Москву», занятую «злыми поляками». Кузьма обещает взять в полон и «самого то Сузмунда короля». Выбрали «удалова молодца воеводушку, из славного княжеского роду — князя Димитрия по прозванию Пожарскаго». Под Москвой воевода ободрил «храбрых солдатушек», Кремль был взят.

После взятия Москвы князь Пожарский созвал представителей от городов для избрания царя. В январе 1613 года состоялся Земский собор, где новым государем назвали Михаила Фёдоровича Романова. И хотя период Смуты на этом не был завершён окончательно – шведы, поляки, литовцы еще не оставляли попыток вернуть управление в свои руки – внутри страны уже был положен конец междоусобице и распрям.

В память об освобождении государства два столетия спустя на народные пожертвования был воздвигнут знаменитый памятник Минину и Пожарскому. Он стал первым скульптурным монументом Москвы. Работа над ним продолжалась даже во время Отечественной войны 1812 года.

В наши дни образ Минина и Пожарского – одна из главных визитных карточек Москвы. Именно он был выбран символом возрождённого в 2012 году Российского исторического общества. Каждый год в День народного единства к монументу возлагают цветы. Ранее Государственный исторический музей объявил сбор средств на реставрацию памятника.

«Может показаться удивительным то, что памятник в самом центре Москвы пережил революцию и последовавшие затем массовые сносы монументов царям и «слугам царского режима». Минин и Пожарский – поистине народные герои, явившие в переломный момент нашей истории невероятное мужество и отвагу. Реставрация этого монумента – огромная ответственность для нас. Крайне важно, что поддержку этому проекту оказали Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество, Министерство культуры РФ, наш генеральный спонсор – ПАО «Промсвязьбанк» и сотни неравнодушных граждан по всей России и за её пределами. В настоящее время проект реставрации прошёл все необходимые согласования, заключён контракт на проведение реставрационных работ, и мы ждём разрешения Администрации Президента РФ на их начало. Процесс займет около 24 месяцев. Памятник не будет покидать Красную площадь – для его реставрации будет установлен специальный павильон»,

– рассказал директор Государственного исторического музея,
член Президиума Российского исторического общества Алексей Левыкин.

4 ноября отмечают ещё и важный православный праздник – день Казанской иконы Божией Матери. Это совпадение не случайно. По сути, «осенняя Казанская» – это и есть День народного единства, но только в церковном календаре. Известно, что икона была принесена в ополчение по распоряжению Святейшего Патриарха Гермогена. Перед ней молились Минин и Пожарский, она сопровождала ратников в походе. Именно в благодарность за избавление в 1612 году Москвы и всей России от интервентов и был установлен праздник в честь иконы Казанской Божией Матери. Общерусское празднование было установлено в 1649 году царем Алексеем Михайловичем. И отмечали этот день в течение трех столетий, вплоть до 1917 года.

Текст: Анна Хрусталёва

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Итоги основных проектов Года памяти и славы подвели в Москве

«Александр III Миротворец». Виртуальный проект к выставке ГИМ

К 200-летию Ивана Егоровича Забелина в ГИМ открылась выставка

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мы в соцсетях

Экскурсии по Дому РИО приостановлены в связи с ремонтными работами

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Приграничный регион в историческом развитии: партнерство и сотрудничество

Приграничный регион в историческом развитии:партнерство и сотрудничество

17 сентября 2021 года в Чите прошла традиционная международная научно-практическая конференция по программе ежегодных научных конференций «Приграничное сотрудничество: исторические события и современные реалии», посвященная 170-летию Забайкальской области и придания Чите статуса города.

 

В музее-панораме состоялись мероприятия, посвященные 800-летию Александра Невского

В музее-панораме состоялись мероприятия, посвященные 800-летию Александра Невского

20 сентября в музее-панораме «Сталинградская битва» состоялись мероприятия, посвященные празднованию 800-летия со дня рождения князя Александра Невского.

 

В Уфе и Оренбурге прошли мероприятия к 175-летию комплекса «Караван-Сарай»

В Уфе и Оренбурге прошли мероприятий к 175-летию комплекса «Караван-Сарай»

В рамках мероприятий, посвященных 175-летию историко-архитектурного комплекса федерального значения «Караван-Сарай», отделения Российского исторического общества в Республике Башкортостан и Оренбургской области выступили соорганизаторами ряда историко-краеведческих мероприятий, состоявшихся в Уфе и Оренбурге.

Цех историков

Археология Московского Кремля: итоги раскопок на Кремлёвском холме

knifa-kreml.jpg

В 2016–2017 годах учёные Института археологии РАН провели раскопки на территории Московского Кремля, на месте демонтированного 14-го корпуса, где когда-то находились Малый Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри.

 

Смотреть документальный фильмы «Заключенный камеры №207»

maxres18275416298461802461420.jpg

Фильм о великом князе Николае Михайловиче Романове. Он - внук императора Николая I, двоюродный брат императора Александра III и дядя императора Николая II. Речь пойдет о семи месяцах заключения и о том, что открылось археологам, проводившим раскопки на территории Петропавловской крепости в начале нового тысячелетия.

 

Два поэта и музыка революции. Cеребряный век оплавлен пожаром

239875823856782365862385682365862353.jpg

1917 год подвел черту не только под императорской, а затем и под либеральной россией, но и под целой эпохой в истории русской культуры. То, что происходило в литературе, в живописи, в архитектуре после 1917-го, можно называть расцветом русского авангарда, можно – временем новых ярких поисков. Но декаданс и богоискательство предыдущих двадцати лет остались в прошлом.

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

Monographic

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

 

Коллективный портрет немецких политических эмигрантов

Novosti-img/berlin-1945-2015.jpg

В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.

 

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

Прокрутить наверх